Александр полжизни проработал на автобусе, пересел на маршрутку в 90-е годы, тогда водителям платили «нормальные деньги». Дослужился» до должности бугра (прораба). Сейчас, когда деньги маршруточники почти не зарабатывают, идти ему некуда. Да и, говорит, не хочется. Привык.
Мы условились встретиться в 6.00 на конечной остановке маршрута №221 у магазина «Европа». К этому времени машины прошли техосмотры, а водители — медосвидетельствование. Газелисты в отстое (конечная остановка маршрута) ожидают своей очереди. Кто на посадке — зазывает пассажиров ехать в Новосибирск. Часть водителей ждут в машине бугра. Они начинают вспоминать интересные случаи и давать напутствие своему шефу: о том да о другом не забудь рассказать.
- Самое тяжелое, - вступает Александр, — работа с пассажирами. Бывает, говорят: «Вы обязаны зайти и рассчитать каждого».
- Да-да, - доносится из салона, - или не расплачивается кто, и как начнут орать! Но главное, получается что: кто больше орет, тот и не платит.
- Или вот тоже: женщина у меня однажды села, только до базара с ней доехал, она говорит: «Я в той машине рассчиталась, а он уехал». Я звоню ему: так и так. Отвечает: «Ничего подобного». Выбросил ее, так она к следующему с той же претензией. Он потом мне звонил.
- Всяких мудрецов у нас хватает, - резюмирует водитель, - но если чисто по-человечески подходят, денег нет или еще чего, чаще берем. И возвращают ведь деньги.
Подходит очередь Александра. Он подъезжает к остановке, где уже толпятся люди.
- Пять первых машин утром уходят полными, - объясняет водитель, - там они стоят по пять минут и порожняком возвращаются. Это надо, чтобы времени много не занимать, иначе мы не вывезем людей из Бердска.
Шестым едет бугор, на Речном вокзале он встает уже «на полную». За ним маршрут идет в нормальном режиме: из Бердска уезжает наполненный пассажирами и возвращается таким же. Пятерка же первых только в одну сторону везет людей, возвращаются пустыми и встают без очереди. Так продолжается почти до обеда. Вечером маршрут работает с такой нагрузкой в обратном направлении. По расписанию, говорит водитель, работать невозможно. Главная задача — вывезти пассажиров из города, а это не получается делать по графику.
- Все ведь не так просто, как на бумажках, - рассказывает Александр. - Я с часами бегал, высчитывал, как лучше сделать.
Последний пассажир закрывает за собой дверь, и маршрутка отъезжает от остановки. Передают деньги, а водитель продолжает рассказ. Говорит, что сейчас маршруточники много не зарабатывают. На маршруте работает 50 машин, за день каждой получается сделать не больше трех кругов. Точную сумму не называет, но рассказывает, что хозяин берет от 1100 до 1700 с машины за день.
- Кстати, вот билеты в бардачке валяются, - продолжает он. - Мы ведь вешали их раньше, никто не берет. Только бумажки по всему салону валяются… Але, Дима, ты где? – прерывается водитель. - Я в пробку встал, но скоро буду, поторопись.
Стоимость проезда определяют не перевозчики, а контролирующие органы, которые и составляют график движения. И цену не дают они поднимать, хотя газелистам очень хочется. Машины-то ремонтировать постоянно нужно.
- Если есть у хозяина деньги, то он старается, чтобы машины выглядели нормально, а если нет… - Александр рассказывает, что по тем же требованиям «органов», «газель» служит пять лет, а «рено» – 10. Время прошло, изволь сменить машину.
С обедами и короткими перерывами вроде проблем нет:
- «Вилки-ложки» всякие обычно рядом с отстоями. Там все можно сделать. А территорию (отстой) мы за свои деньги убираем. О, смотри, камера стоит… А, нет, это муляж. Специально нас пугают. Вон камера настоящая. Не-е, тоже муляж.
На полпути я начал дремать, оглядываюсь — пол-салона в объятьях у Морфея. А водитель бодрячком. Не понимаю, как он выдерживает.
У водителя маршрутки №221 Алекснадра два рекорда времени. Один раз он добрался из Бердска до Речного вокзала за 28 минут, другой - за 4,5 часа.
По словам владельцев маршруток, проезд с 45 до 50 рублей подорожал только на 222-м маршруте. На остальных новосибирских цена осталась прежней, утвержденной областным департаментом по тарифам. Перевозчики говорят, что давно добивались повышения «согласно километражу». Департамент разрешил поднять стоимость билета с 1 июля на маршруте №222 на пять рублей.
Неблагодарная работа
Егор Мусатов уже год катается в Новосибирск на учебу, насмотрелся всякого. Один раз стоял в пробке из-за того, что перевернулась маршрутка, перегородив дорогу. Обошлось без жертв, но стоять в такой пробке было страшно, признается студент.
- Когда передают деньги, водитель, получается, назад оборачивается, а на дорогу вообще не смотрит – я в танке, - делится наблюдениями Егор. - Или, помню, ехал с девушкой на переднем сиденье, водитель запретил нам разговаривать, доставать телефон, обосновывая это тем, что это мешает ему работать. Когда же он на красный перестроился на другую полосу не по правилам, а я ему сделал замечание, он ответил: «Так, кто тут водитель?!».
Водители часто нарушают правила дорожного движения на отрезке от магазина «Метро» до поворота на Академ.
- Там есть зона по ограничению скорости – 40 км в час, довольно часто маршруточники нарушают в этом месте. Я считанное количество людей видел, которые сбавляли скорость.
Летят, несмотря на то, что довольно часто в кустах стоят гаишники. Но никого ни разу не остановили. Наверное, у них иммунитет, - предполагает молодой человек.
Водители постоянно «трут», где чей пассажир:
- Ты моего пассажира забрал, это мои 45 рублей, приедем, разберемся там с тобой!
О «газелях» можно спорить долго, размышляет Егор. Хоть о расположении кресел:
- Они нелогично установлены. Просто дизайнеры, или как их назвать, как будто играли в кости, когда решали, как будут расположены кресла. Передние сиденья в салоне – самые безопасные, а которые сзади, наоборот. А то, что водители маршруток гоняют, выгодно всем. О нарушениях же вспоминают, только когда случается авария.
Профессия водителя маршрутки, по мнению Егора, неблагодарная и не очень прибыльная работа:
- Благодарят только, когда остановился вне остановки. И то редко. Чаще люди кричат: ты глухой, ничего не слышишь. В каждом рейсе попадаются недовольные пассажиры, часто — нетрезвые. Я бы не пошел работать на пассажирскую «газель».
Водитель должен быть немного психологом и чуть-чуть тираном, считает Егор:
- Как-то собрали деньги за проезд и не хватало пяти рублей. Шофер сказал: «Я возвращаю деньги, останавливаю, вы выходите, заходите и опять расплачиваетесь. Мы дружно передали и поехали.
официально
По сообщению начальника отдела транспортного обслуживания населения Екатерины Северюхиной, в Бердске работают 153 маршрутки («газели» и «форды») частных перевозчиков, 26 муниципальных автобусов (7 из них социальные, 10 — дачные). Зарегистрировано 33 частных перевозчика — индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Основная транспортная проблема, по словам Северюхиной, - невыход маршруток на линию в вечернее время. Социальные автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, и если какой-то водитель решит уйти с маршрута, это становится известно.
- Статистику запрашиваем и видим, где какой автобус находится и почему не сошлось время. За полгода расписание отладили, - отмечает Екатерина Алексеевна. С коммерческими по-другому, они могут не выходить, потом предъявляют путевые листы о том, что у них был сход с маршрута из-за технической неисправности. Проблема эта пока в городе не решается. Но за три нарушения есть основания для расторжения договора с частными перевозчиками.
Впрочем, как решают вопросы взаимоотношения перевозчиков и власти, не всегда становится гласным. Не на всех совещаниях чиновники готовы видеть представителей прессы. Так произошло и 3 июля, когда в администрации обсуждали с владельцами маршруток обустройство конечных остановок. Информация о совещании опубликована в официальном плане работы мэрии. Тема актуальная, волнующая горожан. Однако и начальник транспортного отдела Екатерина Северюхина, и вице-мэр по экономике Андрей Михайлов запретили журналистам присутствовать, сославшись на то, что встреча рабочая и решений никаких приниматься не будет. И посоветовали обратиться в пресс-центр мэрии для согласования посещений. Но представителю пресс-центра, пришедшему с блокнотом и диктофоном, тоже дали от ворот поворот! Ему-то с кем согласовывать? С главой города или с президентом России?
У Москвина работают "неруси", они бы вообще работу свою описать не смогли :)
Давайте на сайте сделаем опрос, нужны маршрутки до 11 вечера или нет?
Все нормальные люди, кому завтра на работу, в это время уже дома. Вечером выйдите на улицу, на остановку, людей желающих уехать нет, а маршруток, хоть отбавляй.
Только алкашня с бутылками шарахаются.
Нужно наверно расписание нормальное сделать, чтобы человек знал, что через 15 минут, но она прийдет.
Зачем воздух возить скопом, через каждые 3 минуты, водители тоже люди.
Пусть г-жа Северюхина поработает, и вместо "наказаний" на вечер сделает "плавающее" расписание. Всем будет хорошо...
Проблема везде вечером уехать и на городских маршрутах и на 221,222( дождись пока не загрузится под завязку). О маршруте 27 вообще молчу... Особенно новые машины, где стоять можно, загружаются под завязку, что дышать нечем. Тут уже кстати находились умники,что писали о 27- как о маршруте без проблем. Этим же грешат водилы и 221 маршрута, подбирают всех, кого не лень. Но ни один не отъедет с ДК хотя бы с одним свободным местом...
Так что должен быть определёно максимальное время ожидания на конечных остановках!!!
И еще одно доказаельство - нужно сделать расписание так как надо...., а не для того чтобы выслужиться перед людьми... для видимости проделанной работы.
221 - звоните Апостолу, там все машины его. А время ожидания, допустим, каждые 15 минут...,
ПРОРАБ: сокращение - производитель работ - непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-нибудь. Причём здесь это слово не понятно!
А слово-сленг Бугор, вообще из тюремного жаргона.
слово "прораб" я внес в скобки, предполагая, что читатель построит аналогию и поймет: "бугор" - это как "прораб" на стройке
извините, если это получилось непонятным
Я очень редко езжу, но один раз ехала в Академгородок и оказалась в такой ситуации. Водитель пересчитал деньги и сказал, что кто-то не оплатил проезд. И давай нас шантажировать, что никуда не повезет, если не оплатим. Мы так дружно возмутились, что он , немного постояв, тронулся в путь. Почему те, кто оплатил, должны отвечать за одного не оплатившего? Кто ему не давал выдавать билеты пассажирам? Все зависит от водителя. Если бы он сказал, что оплачиваем и отрываем билет, то люди бы так и делали. А то сами создают такие ситуации. Требовали, чтобы люди собирали деньги, а не передавали по одному. После этого случая я некоторое время всегда отрывала билетик, потом перестала. Тогда я первый раз столкнулась с таким унижением и издевательством над пассажирами. Потом узнала от тех, кто постоянно ездил, что это не редкость, и что даже бывало пассажиры скидывались или кто-то свои деньги отдавал, лишь бы поехал.
Честно говоря - не верю в альтруизм и "пассажиролюбие" водителей маршруток - для них это всего лишь заработок и не более.
А как же правило 3Д ? Или свою машину не жалко?
http://opentorrent.ru/imagehost/11329/100323203726f0_7.jpg
тут тема недавно в новостях поднималась,что люди не могли уехать из Веги, узнали деспетчера АТП от людей, что автобуса нет..... целый час звонили....
Не надо прикрывать АТП, что они хорошие, а другие плохие...