Маршруточники Бердска любят своих пассажиров

А те не всегда отвечают им взаимностью, опасаясь проехать остановку, попасть в аварию или быть обруганным хамом-водителем. И у каждого из них свои истории.

Александр полжизни проработал на автобусе, пересел на маршрутку в 90-е годы, тогда водителям платили «нормальные деньги». Дослужился» до должности бугра (прораба). Сейчас, когда деньги маршруточники почти не зарабатывают, идти ему некуда. Да и, говорит, не хочется. Привык.

Мы условились встретиться в 6.00 на конечной остановке маршрута №221 у магазина «Европа». К этому времени машины прошли техосмотры, а водители — медосвидетельствование. Газелисты в отстое (конечная остановка маршрута) ожидают своей очереди. Кто на посадке — зазывает пассажиров ехать в Новосибирск. Часть водителей ждут в машине бугра. Они начинают вспоминать интересные случаи и давать напутствие своему шефу: о том да о другом не забудь рассказать.

- Самое тяжелое, - вступает Александр, — работа с пассажирами. Бывает, говорят: «Вы обязаны зайти и рассчитать каждого».

- Да-да, - доносится из салона, - или не расплачивается кто, и как начнут орать! Но главное, получается что: кто больше орет, тот и не платит.
- Или вот тоже: женщина у меня однажды села, только до базара с ней доехал, она говорит: «Я в той машине рассчиталась, а он уехал». Я звоню ему: так и так. Отвечает: «Ничего подобного». Выбросил ее, так она к следующему с той же претензией. Он потом мне звонил.
- Всяких мудрецов у нас хватает, - резюмирует водитель, - но если чисто по-человечески подходят, денег нет или еще чего, чаще берем. И возвращают ведь деньги.

Подходит очередь Александра. Он подъезжает к остановке, где уже толпятся люди.
- Пять первых машин утром уходят полными, - объясняет водитель, - там они стоят по пять минут и порожняком возвращаются. Это надо, чтобы времени много не занимать, иначе мы не вывезем людей из Бердска.

Шестым едет бугор, на Речном вокзале он встает уже «на полную». За ним маршрут идет в нормальном режиме: из Бердска уезжает наполненный пассажирами и возвращается таким же. Пятерка же первых только в одну сторону везет людей, возвращаются пустыми и встают без очереди. Так продолжается почти до обеда. Вечером маршрут работает с такой нагрузкой в обратном направлении. По расписанию, говорит водитель, работать невозможно. Главная задача — вывезти пассажиров из города, а это не получается делать по графику.

- Все ведь не так просто, как на бумажках, - рассказывает Александр. - Я с часами бегал, высчитывал, как лучше сделать.

Последний пассажир закрывает за собой дверь, и маршрутка отъезжает от остановки. Передают деньги, а водитель продолжает рассказ. Говорит, что сейчас маршруточники много не зарабатывают. На маршруте работает 50 машин, за день каждой получается сделать не больше трех кругов. Точную сумму не называет, но рассказывает, что хозяин берет от 1100 до 1700 с машины за день.

- Кстати, вот билеты в бардачке валяются, - продолжает он. - Мы ведь вешали их раньше, никто не берет. Только бумажки по всему салону валяются… Але, Дима, ты где? – прерывается водитель. - Я в пробку встал, но скоро буду, поторопись.

Стоимость проезда определяют не перевозчики, а контролирующие органы, которые и составляют график движения. И цену не дают они поднимать, хотя газелистам очень хочется. Машины-то ремонтировать постоянно нужно.

- Если есть у хозяина деньги, то он старается, чтобы машины выглядели нормально, а если нет… - Александр рассказывает, что по тем же требованиям «органов», «газель» служит пять лет, а «рено» – 10. Время прошло, изволь сменить машину.

С обедами и короткими перерывами вроде проблем нет:

- «Вилки-ложки» всякие обычно рядом с отстоями. Там все можно сделать. А территорию (отстой) мы за свои деньги убираем. О, смотри, камера стоит… А, нет, это муляж. Специально нас пугают. Вон камера настоящая. Не-е, тоже муляж.

На полпути я начал дремать, оглядываюсь — пол-салона в объятьях у Морфея. А водитель бодрячком. Не понимаю, как он выдерживает.

У водителя маршрутки №221 Алекснадра два рекорда времени. Один раз он добрался из Бердска до Речного вокзала за 28 минут, другой - за 4,5 часа.

По словам владельцев маршруток, проезд с 45 до 50 рублей подорожал только на 222-м маршруте. На остальных новосибирских цена осталась прежней, утвержденной областным департаментом по тарифам. Перевозчики говорят, что давно добивались повышения «согласно километражу». Департамент разрешил поднять стоимость билета с 1 июля на маршруте №222 на пять рублей.

Неблагодарная работа

Егор Мусатов уже год катается в Новосибирск на учебу, насмотрелся всякого. Один раз стоял в пробке из-за того, что перевернулась маршрутка, перегородив дорогу. Обошлось без жертв, но стоять в такой пробке было страшно, признается студент.

- Когда передают деньги, водитель, получается, назад оборачивается, а на дорогу вообще не смотрит – я в танке, - делится наблюдениями Егор. - Или, помню, ехал с девушкой на переднем сиденье, водитель запретил нам разговаривать, доставать телефон, обосновывая это тем, что это мешает ему работать. Когда же он на красный перестроился на другую полосу не по правилам, а я ему сделал замечание, он ответил: «Так, кто тут водитель?!».

Водители часто нарушают правила дорожного движения на отрезке от магазина «Метро» до поворота на Академ.

- Там есть зона по ограничению скорости – 40 км в час, довольно часто маршруточники нарушают в этом месте. Я считанное количество людей видел, которые сбавляли скорость.
Летят, несмотря на то, что довольно часто в кустах стоят гаишники. Но никого ни разу не остановили. Наверное, у них иммунитет, - предполагает молодой человек.

Водители постоянно «трут», где чей пассажир:
- Ты моего пассажира забрал, это мои 45 рублей, приедем, разберемся там с тобой!

Или на конечной вечером маршрутка набирает от силы пять пассажиров, отъезжает, а перед ней кто-нибудь втискивается и собирает стоящих на остановках.

О «газелях» можно спорить долго, размышляет Егор. Хоть о расположении кресел:

- Они нелогично установлены. Просто дизайнеры, или как их назвать, как будто играли в кости, когда решали, как будут расположены кресла. Передние сиденья в салоне – самые безопасные, а которые сзади, наоборот. А то, что водители маршруток гоняют, выгодно всем. О нарушениях же вспоминают, только когда случается авария.

Профессия водителя маршрутки, по мнению Егора, неблагодарная и не очень прибыльная работа:
- Благодарят только, когда остановился вне остановки. И то редко. Чаще люди кричат: ты глухой, ничего не слышишь. В каждом рейсе попадаются недовольные пассажиры, часто — нетрезвые. Я бы не пошел работать на пассажирскую «газель».

Водитель должен быть немного психологом и чуть-чуть тираном, считает Егор:
- Как-то собрали деньги за проезд и не хватало пяти рублей. Шофер сказал: «Я возвращаю деньги, останавливаю, вы выходите, заходите и опять расплачиваетесь. Мы дружно передали и поехали.

официально

По сообщению начальника отдела транспортного обслуживания населения Екатерины Северюхиной, в Бердске работают 153 маршрутки («газели» и «форды») частных перевозчиков, 26 муниципальных автобусов (7 из них социальные, 10 — дачные). Зарегистрировано 33 частных перевозчика — индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Основная транспортная проблема, по словам Северюхиной, - невыход маршруток на линию в вечернее время. Социальные автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, и если какой-то водитель решит уйти с маршрута, это становится известно.

- Статистику запрашиваем и видим, где какой автобус находится и почему не сошлось время. За полгода расписание отладили, - отмечает Екатерина Алексеевна. С коммерческими по-другому, они могут не выходить, потом предъявляют путевые листы о том, что у них был сход с маршрута из-за технической неисправности. Проблема эта пока в городе не решается. Но за три нарушения есть основания для расторжения договора с частными перевозчиками.

Впрочем, как решают вопросы взаимоотношения перевозчиков и власти, не всегда становится гласным. Не на всех совещаниях чиновники готовы видеть представителей прессы. Так произошло и 3 июля, когда в администрации обсуждали с владельцами маршруток обустройство конечных остановок. Информация о совещании опубликована в официальном плане работы мэрии. Тема актуальная, волнующая горожан. Однако и начальник транспортного отдела Екатерина Северюхина, и вице-мэр по экономике Андрей Михайлов запретили журналистам присутствовать, сославшись на то, что встреча рабочая и решений никаких приниматься не будет. И посоветовали обратиться в пресс-центр мэрии для согласования посещений. Но представителю пресс-центра, пришедшему с блокнотом и диктофоном, тоже дали от ворот поворот! Ему-то с кем согласовывать? С главой города или с президентом России?

Мнение читателей
1
2
0
6
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

От редакции

У вас бывают конфликты с водителями маршруток?

710, 04 июля 2012 15:24
водители маршруток разные бывают, не спорю.. Очень часто бывает такое, тогда водитель "трогается", хотя ещё пассажиры не успели сесть...
1гость, 04 июля 2012 15:32
Описана работа Москвинских газелей, только там есть бригадиры...
Гы, 04 июля 2012 15:42
машина гос номер тт 995 принадлежит ИП Шулятьев.

У Москвина работают "неруси", они бы вообще работу свою описать не смогли :)
1гость, 04 июля 2012 15:55
А машина гос. номер 881 принадлежит О*******, но номера машин к статье не относятся НИ КАК...
Гость, 04 июля 2012 16:27
систему ГЛОНАС поставят в 2013 году на всех, тогда будет видно кто и где. А сейчас я не скажу что маршрутки так ходят плохо.
Давайте на сайте сделаем опрос, нужны маршрутки до 11 вечера или нет?
Все нормальные люди, кому завтра на работу, в это время уже дома. Вечером выйдите на улицу, на остановку, людей желающих уехать нет, а маршруток, хоть отбавляй.
Только алкашня с бутылками шарахаются.
Нужно наверно расписание нормальное сделать, чтобы человек знал, что через 15 минут, но она прийдет.
Зачем воздух возить скопом, через каждые 3 минуты, водители тоже люди.
Пусть г-жа Северюхина поработает, и вместо "наказаний" на вечер сделает "плавающее" расписание. Всем будет хорошо...
Гость, 04 июля 2012 17:00
Гость, извиняюсь, Вы где такого "воздуха" глотонули?
Проблема везде вечером уехать и на городских маршрутах и на 221,222( дождись пока не загрузится под завязку). О маршруте 27 вообще молчу... Особенно новые машины, где стоять можно, загружаются под завязку, что дышать нечем. Тут уже кстати находились умники,что писали о 27- как о маршруте без проблем. Этим же грешат водилы и 221 маршрута, подбирают всех, кого не лень. Но ни один не отъедет с ДК хотя бы с одним свободным местом...
Так что должен быть определёно максимальное время ожидания на конечных остановках!!!
Гость, 04 июля 2012 21:59
маршрут 27! кто его таким сделал? сколько бились? спасибо тов. Ксензову, а сейчас товарищам из Академ городка, которые его задвинули так,, потому что это кому то надо...и все знают кому.... (в связи с пробками на дорогах.- разгрузить,.) и тов. Симонову теперь уже....
И еще одно доказаельство - нужно сделать расписание так как надо...., а не для того чтобы выслужиться перед людьми... для видимости проделанной работы.
221 - звоните Апостолу, там все машины его. А время ожидания, допустим, каждые 15 минут...,
Другой Гость, 04 июля 2012 21:22
Я работаю до 21 часа, но в основном приходится задерживаться до 22 и дольше, утром мне, КАК НОРМАЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ опять нужно на работу! С БУТЫЛКАМИ Я ПОСЛЕ РАБОТЫ не шарахаюсь, и таких довольно много в городе!!! И для НАС НУЖНЫ маршрутки до 23 часов!!! Так как нет желания работать на доход такси, каждый день не покатаешься...
Джага, 04 июля 2012 18:44
Автор данной статьи, я так понимаю, журналист, а излагает мысли....
ПРОРАБ: сокращение - производитель работ - непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-нибудь. Причём здесь это слово не понятно!
А слово-сленг Бугор, вообще из тюремного жаргона.
Дмитрий Добуш, 04 июля 2012 20:34
Маршруточники используют слово "бугор", применяя его к своему "своеобразному" начальнику.
слово "прораб" я внес в скобки, предполагая, что читатель построит аналогию и поймет: "бугор" - это как "прораб" на стройке
извините, если это получилось непонятным
Аноним, 05 июля 2012 13:56
согласна. во время чтения статьи неприятно было, когда попадались жаргонные слова. все-таки журналист по определению человек грамотный, а пишет, как школьник на заборе
Снегопад, 04 июля 2012 19:08
"- Да-да, — доносится из салона, — или не расплачивается кто, и как начнут орать! Но главное, получается что: кто больше орет, тот и не платит."

Я очень редко езжу, но один раз ехала в Академгородок и оказалась в такой ситуации. Водитель пересчитал деньги и сказал, что кто-то не оплатил проезд. И давай нас шантажировать, что никуда не повезет, если не оплатим. Мы так дружно возмутились, что он , немного постояв, тронулся в путь. Почему те, кто оплатил, должны отвечать за одного не оплатившего? Кто ему не давал выдавать билеты пассажирам? Все зависит от водителя. Если бы он сказал, что оплачиваем и отрываем билет, то люди бы так и делали. А то сами создают такие ситуации. Требовали, чтобы люди собирали деньги, а не передавали по одному. После этого случая я некоторое время всегда отрывала билетик, потом перестала. Тогда я первый раз столкнулась с таким унижением и издевательством над пассажирами. Потом узнала от тех, кто постоянно ездил, что это не редкость, и что даже бывало пассажиры скидывались или кто-то свои деньги отдавал, лишь бы поехал.
Neo, 04 июля 2012 19:56
Я тоже скидывался, когда один из этих прохвостов удосужился пересчитать деньги только на бердском мосту.
Честно говоря - не верю в альтруизм и "пассажиролюбие" водителей маршруток - для них это всего лишь заработок и не более.
Снегопад, 04 июля 2012 20:12
А я бы принципиально не стала этого делать. Каковы???!!! Свою работу переложить на пассажиров. Да еще и обвинить их во всех грехах.
Гы, 04 июля 2012 20:14
особенно неруси, которые несутся со всей дури и сразу педаль в пол. Это вообще капец. Среди русских есть нормальные профессионалы, жаль их мало
Эрвин, 04 июля 2012 20:19
С черными принципиально не сажусь: права куплены, регистрация тоже, правил не знают и в случае чего отвечать не будут.
Другой Гость, 04 июля 2012 21:27
А некоторые еще и "покурить" любят... ехал раз с одним укурком, американские горки отдыхают, он еще и с полным салоном пытался от гаишников скрыться... на перекрестках на красный по обочинам и канавам объезжал, слава Богу гайцы все-таки остановили и никто не пострадал, кроме морды водятла маршрутки, мужик на переднем сиденье после остановки маршрутки "заехал" ему без всяких комментариев.. На действия пассажира гаишники даже внимания не обратили... Это было на маршруте "Бердск-Академгородок" пару лет назад.
Nastya, 04 июля 2012 23:19
Поступаю так же,как Эрвин.Вообще,водителей жалею.Работа с людьми всегда тяжелая.Очень много пьяных садятся,что уже не камильфо.
Дмитрий Таблеткин, 04 июля 2012 21:52
Чурки, русские... Дураков среди тех и других хватает. Хотя, безусловно, больше злит, когда отжигают неруси... С другой стороны - среди моих клиентов есть лица ближнего зарубежья очень даже приятные в общении люди. Хотя среди армян, например, часто попадаются те, кто любит поторговаться - таких, как правило, заношу в чёрный список на телефоне...
Пин, 04 июля 2012 23:05
Конечная 221 или 222 пассажиры заняли места , можно ехать .Водитель заглядывает в салон и закрывает дверь.НУ расчитай ты людей , всё равно ведь дверь закрываеш.
Дмитрий Таблеткин, 04 июля 2012 19:20
Больше всего меня напрягает, когда Газелисты подрезают. Иногда, по настроению, наказываю особо оборзевших.
Гы, 04 июля 2012 20:12
>Иногда, по настроению, наказываю особо оборзевших
А как же правило 3Д ? Или свою машину не жалко?
Дмитрий Таблеткин, 04 июля 2012 21:46
Чё мне жалеть свою машину, я ж не аварию организовываю. Насчёт правила 3Д, сам временами такие фортеля устраиваю, что уже не удивлюсь, если кто-нибудь сюда или на Ютуб выложит видео с моим участием. Особливо люблю воспитывать ездящих по обочине, подымая пыль - выезжаю на обочину и ползу по диагонали за каким-нибудь грузовиком пошире. Сзади скапливается очередь тех, кому срочно нужно пи-пи, гудят, матерятся, мол, какого фига не пропускаю. А идущие в правой полосе, которые видят эту картину, одобряюще улыбаются мне и смеются над зассанцами позади :)
Гость, 04 июля 2012 20:23
Ну получишь своего Талалихина!
Оля, 04 июля 2012 21:37
Вчера чуть не врезалась в "зад" маршрутке 332 с гос номером 001(буквы не запоминала), когда водитель (седоватый дядька в очках) резко затормозил ровно на повороте от Красноармейской на Советскую, чтобы посадить пассажира, тем самым создав аварийную ситуацию. Разве можно такому водителю работать на общественном транспорте? Ни поворотники не включил, даже не попытался съехать с дороги... Позже встретила его же на остановке Старый универмаг-так он начал высаживать пассажиров прямо на дороге, на левой полосе, не смог видимо к остановке подъехать.
Другой Гость, 04 июля 2012 21:43
А что это за маршрут 332?
Дмитрий Таблеткин, 04 июля 2012 21:48
Видимо Оля печатает "вслепую" и у неё просто палец случайно сместился на одну кнопку правее - 332 это 221 :)
Оля, 04 июля 2012 21:50
Честно, сама не знаю, на стекле было так написано
Ivan, 04 июля 2012 22:03
222 щас так называется
Оля, 04 июля 2012 22:03
Дима, нет это не опечатка, действительно номер маршрута был 332, возможно это то же что и 222, потому как ехала она по Красноармейской на Советскую, встретила ее на Ленина и на площади она повернула на Горького.
Джага, 04 июля 2012 22:09
А я что-то не припомню в 90-е маршруток, у меня тогда машины не было, ездила на работу на автобусах, до 98 года, тогда и с обычным такси было не очень...
Маршрутки появились в Бердске примерно 13 лет назад, 04 июля 2012 22:38
Маршрутки появились в Бердске примерно в 1998-1999-ом году. Это были Рафики
http://opentorrent.ru/imagehost/11329/100323203726f0_7.jpg
Neo, 05 июля 2012 00:15
Помню, помню эти погремушки, списанные с предприятий.
Гость, 05 июля 2012 10:02
А насчет Глонас на атобусах мы уже наслышаны....
тут тема недавно в новостях поднималась,что люди не могли уехать из Веги, узнали деспетчера АТП от людей, что автобуса нет..... целый час звонили....
Не надо прикрывать АТП, что они хорошие, а другие плохие...
Гость, 05 июля 2012 11:07
кто-нибудь знает? 121 автобус в Н-ск еще курсирует или нет?

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования