Долой маты, иностранщину и лингвистов

Если вы возьмете в руки обыкновенный словарь иностранных слов, увидите, там более 25 тыс. слов, которые стали частью русской речи.

Колонка редактора

Долой маты, иностранщину и лингвистов

Галина Коморникова, главный редактор

Думцы обратили взоры на чистоту русского языка и, конечно, начали со СМИ. После принятия закона о штрафах за использование мата, видимо, возьмутся за заимствованные слова, и удар вновь по медийщикам. Во всяком случае, господин Жириновский уже потребовал вводить штрафы за иностранные слова, если они использованы при наличии русскоязычного аналога. Брань из телеящика – обыденность последних 20 лет. В суматохе 90-х мало кто обращал внимание на процесс внедрение бытовой речи в публичное пространство. Теперь это грозит штрафом в размере 200 тыс. рублей. А есть ли в законе статья, по которой должны штрафануть мамашу, которая орет на трехлетку: «Б…, ох…л, совсем, ты сколько еще раз наступишь мне на ноги?». В общем, сегодня разобраться, кто виноват — граждане или СМИ — довольно сложно. Возможно, помогут штрафы. Не будет брани на ТВ, в театре, кино, интернете, глядишь, и мы, обыватели, забудем эти самые плохие слова.

Ну, вот за заимствования мне хочется заступиться.

Если вы возьмете в руки обыкновенный словарь иностранных слов, увидите, там более 25 тыс. слов, которые стали частью русской речи. Да, если мы говорим адвертайзинг, а это просто реклама, то не знающий английского, будет напрягать свой мозг. А если ваш собеседник просто новатор в «инновационных» словах, так и сыплет ими? Отказаться от интервью с ним? Мол, извините, нас будут штрафовать? А как же синонимы? А как же наноперестройка? Кто, в конце концов, будет отслеживать эти самые слова? Кто кому будет жалобы писать? Комиссия очередная? Речь кровно связана с эпохой. Открылся занавес – пошел вал заимствований, к тому же аналогов многим словам в русском просто-напросто нет, особенно в медицине, технологических отраслях, науке. И проникновение слов в профессиональный язык, сленг и т. п., по-моему, не регламентируется законами. Несколько лет назад запретили вывески на иностранном языке. Оглянитесь – их стало меньше? В стране проходят митинги против сокращения лингвистических вузов, коих всего-то четыре. Реорганизовать хотят в Иркутске и Москве. Для тех, кто там работает реорганизация равна ликвидации. Может, взор Думе сюда направить? Хотя тренд у нее нынче иной.
Мнение автора колонки субъективно

Мнение читателей
1
1
2
2
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

От редакции

Что еще нужно запретить использовать в русской речи?

Эрвин, 22 января 2013 21:35
Ой зас.....ли русский язык . Но так всегда было ,нормальный процесс, характерный для любого живого языка. Так что изменения и заимствования неизбежны.
PS: интересно, как Жириновский будет называться, если перевести слово депутат на русский?
Зай, 22 января 2013 21:53
Бояре, крайчие, окольничие, постельничие, думные дворяне, думные дьяки
Вроде так раньше члены думы назывались
astra, 22 января 2013 22:08
Да. А сейчас они без думы ..просто члены...лучше бы дом 2 закрыли
crash, 23 января 2013 10:56
Астра, ну кто же вас его смотреть то заставляет? Переключайтесь на другой канал, не одним ТНТ жив телеэфир
astra, 23 января 2013 11:02
а кто вам сказал, что я его смотрю?
Эрвин, 22 января 2013 22:15
Депута́т (от лат. deputatus — посланный
Зай, 22 января 2013 22:27
Наверное вернее будет - засланный
Ольга89, 22 января 2013 23:18
Вариант "посылаемый" мне более симпатичен. Особенно по адресу, за которых на 200 тыров оштрафовать могут.
Серафима, 23 января 2013 07:41
Можно еще засра... ой, чуть не оговорилась, засланец
Э.Ректор, 22 января 2013 23:59
Так, по-тихому, и переименуют себя в титулованных бояр думских?! Во "загогулина"! "Боярыня Маруся Кожевникова" ? Ой ёёёёёё!
Neo, 23 января 2013 00:03
"Он был титулярный советник, Она - генеральская дочь..."
Поросёнок Пётр, 23 января 2013 10:36
Интересно, как Жириновский будет называться, если перевести слово депутат на русский?
Как Жириновского не переводи, получиться одно, элитная политическая проститутка.
гость A, 22 января 2013 22:07
без матов и иностранщины? ну- ну....
у меня почему то идет ассоциация с репликой одного режиссера к актрисе: «Вы не могли бы облизнуться, но без языка, улыбнуться, не показывая зубов, и прищуриться от удовольствия, не закрывая глаз?»
Я представил, получается жаба.)))))
это так , к слову ...
Berni777, 22 января 2013 22:17
Немного не в тему, но навеяло.

Дума
Лермонтов М.Ю.

1838


Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее -- иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию -- презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты -- его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства --
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Станислав, 26 января 2013 10:23
Берни - вы лирическая натура. Хоть иногда и злишься на вас, но в целом НОРМУЛЬ!
Mixa, 22 января 2013 23:39
Законопроект касается только мата, это надо. А то, что Жириновский говорит про заимствованные термины, так это вилами по воде, да и не нужно (в смысле закона и штрафов). Применение или неприменение заимствованных должно изменяться естественным путем. Правда, часто точные русские слова заменяются на "красивые" заморские с целью скрыть или недосказать правду, запутать или совсем обмануть. Этим Гайдар славился.
Ольга89, 22 января 2013 23:41
С матами вопрос очень и очень сложный. В разное время их значение колебалось от оскорбления до оберега. (Имейте ввиду, что посылать женщину на ... бессмысленно, поскольку пойдет и с превеликим удовольствием. Оскорблением это является лишь в отношении мужчины). К тому же вряд ли в русском языке найдутся слова, способные так коротко и четко передать бушующие в тебе эмоции.
С другой стороны, в современной речи маты стали что-то вроде слов-паразитов. Человек, который их произносит, собственно, и ругаться то не собирается. Он просто так разговаривает. И это плохо. Я человек нерелигиозный, но в Библии есть одна очень точная фраза: "Вначале было СЛОВО". И с течением времени его сила не ослабела. Слово, подкрепленное ясным осознанием, и по сей день остается самой мощной силой этой Вселенной. Произнося слова бездумно мы порождаем хаос. И это десятикратно касается "заклятых" слов, от которых происходят столь популярные в наше время маты.
По поводу заимствований соглашусь с автором. Язык - явление живое и постоянно развивающееся. Со временем одна часть иностранных слов ассимилируется, другая забудется. И раз уж кофе стал среднего рода, то с чего бы гнобить "интернет" или "фейсбук"?
Ну а за лингвистов сильно беспокоиться не надо. Это даже не специальность. Это образ жизни и мышления. Так что закрытие профильных ВУЗов приведет лишь к тому, что из профессии это занятие превратится в хобби. Но так же, как и в прошлом, и в позапрошлом столетии в библиотеках, клубах и салонах будут встречаться люди, готовые до рассвета спорить о происхождении слова "депутат" и выискивать санскритские корни в родной речи.
Mixa, 22 января 2013 23:51
Борьбу с матами то же не нужно доводить до фанатизма.
Всем известно, что мат снижает болевую чувствительность и повышает производительность труда. Только в одиночку или в узком кругу!
Э.Ректор, 22 января 2013 23:55
Берегите русскую речь - вашу мать!!!
горожанка, 23 января 2013 08:28
Иногда слушая представителей власти или бизнеса понимаешь на сколько они далеки от народа. Атакие слова как валоризация, консалтинг, лизинг и т.д. становяться для некоторой части населения просто неперводимыми. Почему бы действительно не говорить такие слова как аренда, а не лизинг например просто на русском. Понятно, что совсем от иностранных слов не избавиться, они на столько вошли в нашу жизнь, что мы и не замечаем, что пользуемся иностранными словами принимая их за руские. Для примера калоши, которые в свое время тоже предлагалось называть по-русски мокроступами, но уж слишком у нас некоторые увлеклись иностранщиной. Смешно когда для выражения чувств я услышала как-то от одной знакомой, которая кстати работает преподавателем в школе, "ВАУ!!". Я понимаю, что это последствие просмотра американских фильмов, только становится обидно, что у человека, который занимается обучением детей нашлось только такое слово для выражения своих чувств.
Andrey, 23 января 2013 16:35
... однажды в 90-х, услышав подобное восклицание (Вау!) из уст своего знакомого, типичного русака, я задал вопрос - зачем? Ответ был обескураживающе прост - так стильно! ...
Lola, 23 января 2013 16:53
Лизинг и аренда - это разные понятия. Что касается преподавателей, поверьте мне, они и в вузах разговаривают не лучше.
DED, 23 января 2013 17:11
Да, но лизинг ещё называется "финансовой арендой"..., да же?!
Lola, 23 января 2013 17:17
Вкратце звучит так:
Лизинг - это аренда с последующим выкупом.
DED, 23 января 2013 09:22
При всей неоднозначности отношения к использования матов, надо обозначить юридический запрет на разнузданность, которая стала уже нормой, автор стаьи тут особо не спорит, ибо спорить с этим неловко.

Что касается иностранщины - так то личное предложение Жириновского, не более того (он и каждой бабе по мужику обещал), так что непонятно о чём статья?
Непонятно - в чём протест?
Станислав, 26 января 2013 10:28
Для начала поясните широкой комментирующей толпе абревиатуру DED.
Слоган - DED IS DEAD, уже утомляет!
Гораздо приятней наше патриотическое русское родное:
ДЕД НЕСЕТ БРЕД!!!
И живенько, и на штрафник не нарвешься. Правда?
Аноним, 23 января 2013 10:19
Заимствование это одно. А вот подмена русских слов иностранными действительно раздражает! Яркий пример уикенд...
Махновец, 23 января 2013 10:57
нет,вот лично я за очищение русского языка от иностранных слов,заменяющие наши русские слова. если нет иного слова,то и пусть стоит,но не как уикенд=выходной (суть)
Эрвин, 23 января 2013 13:52
а как переведешь ресепшн?
astra, 23 января 2013 13:57
приемная
Эрвин, 23 января 2013 14:23
но там же приемы не ведут.Есть одно русское слово.
Neo, 23 января 2013 18:01
С принятием подобного закона понадобится и официальный реестр запрещённых и матерных слов, а это будет выглядеть ой-как неприглядно со стороны государственной власти.
Станислав, 26 января 2013 10:30
Ну вам ли на государство обижаться, оно вам столько дало и летать научило и пенсию, военную.
историк, 23 января 2013 18:30
А начнем те ка с календаря..Ну какие к лешему июли..январи..нет...назовем ка их синонимами..потень и положим студень....А вообще коту когда делать нечего..
он тоже язык использует..в своих так скажем целях....
историк, 23 января 2013 18:41
Теперь мат...Мат увы это отчасти татарский и от части другие языки коренных народов России...Заимствован давно в литературу и законотворчество...
Надо аналогами...аналогами.... Например есть такое русское ругательство фетюк....Есть такой прекрасный глагол фардыбачить....
Yurik, 24 января 2013 00:29
необязательность выполнения закона, делает наши законы писаниной бесмысленной
историк, 24 января 2013 12:03
Ну как тут...Идет процесс бюрократизации общественной жизни ...цель его поставить население евразии под контроль чиновников...Прописка опять же...Даже закон о волантерах...
А зачем..и так понятно что бы разрастающиеся бюрократия удовлетворяла свои потребности...Дальше больше...инспектор по чихам....Представитель презедента по казюлькам...и куча кабинетов согласователей с правом подписи и печати...И как мы без них то....
Станислав, 26 января 2013 10:34
И тем не менее не знание закона не освободит должностное лицо и суд от вынесения решения.

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования