Левиафан и Тангейзер

«Я считаю себя художником и желаю самовыражаться, как хочу.» Такой подход только наращивает отчуждение в обществе.

В рубрику «Сообщи свою новость» написала Мария Антонова:

Фильм Звягинцева Левиафан триумфально прошел  по западным кинофестивалям. Фильм оставляет неприятное впечатление.  «Чернуха», сделанная  не талантливо, и даже примитивно.  Что так восхитило в картине европейских «ценителей»? В фильме показано то, что так хочется и приятно видеть Западу: русские слабовольные, вечно пьяные, коррумпированные скоты.

Левиафан — имя библейского морского чудовища.  В 1651 г. вышла книга великого английского  философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». С тех пор, Левиафан прочно ассоциируется с государством. И это не единственная отсылка в фильме  к Гоббсу. Философ — величайший легитиматор звериного начала в человеке. Весь фильм Звягинцева об этом. Режиссер очень откровенно в своих интервью говорит, что снял фильм про Россию, что русские лишены чувства собственного достоинства, что у русских нет

«традиции  быть независимым собственником».  Знакомый предельно презрительный и одновременно  холуйский взгляд русского «западника» на свой народ. И здесь самое интересное, что фильм снят на государственные деньги. Т.е. именно мы с вами оплачиваем бездарное русофобское кино.

И что же на родине Звягинцева в Новосибирске? И губернатор Владимир Городецкий и мэр Анатолий Локоть заявили о  поддержке  идеи назвать одну из улиц города именем  режиссера Андрея Звягинцева, если так решат жители города.

Еще одно культурное событие в Новосибирске вызвало неоднозначную оценку зрителей. Речь идет о  дебюте в Новосибирском Театре оперы и балета  оперы Р.Вагнера «Тангейзер». Опера, конечно, не «Левиафан» Звягинцева. Потому что музыка великого Вагнера, хорошее музыкальное решение, замечательные солисты. Скандал вызвала трактовка режиссера-постановщика оперы Тимофея Кулябина.

Режиссер  нашел, по его мнению, замечательный пиар-ход, изменив сюжет. Действие перенесено в современность. Главный герой Тангейзер-режиссер, он  снимает для кинофестиваля  скандальный эротический фильм о жизни Христа под названием «Венерин грот». По версии режиссера Тангейзера, Иисус Христос 18 лет провёл в пещере богини любви, пока не отказался от чувственных наслаждений. На плакате кинофильма, предназначенного для кинофестиваля, изображено распятие, помещённое между обнажённых женских ног, разведённых в стороны. Далее, по сюжету Кулябина, скандального режиссера Тангейзера изгоняют с фестиваля и разворачиваются дальнейшие трагические события. Ожесточенные споры и дискуссии в прессе идут вокруг   именно этой части спектакля.

Прокуратура города Новосибирска, по заявлению митрополита Тихона, возбудила дело об административном правонарушении в отношении Тимофея Кулябина и директора оперного театра Бориса Мездрича за осквернение Евангельского образа Иисуса Христа. Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) планирует изучить ситуацию с постановкой «Тангейзера» в новосибирском оперном театре. Глава совета Михаил Федотов уже заявил, что не видит оснований для вмешательства правоохранительных органов. (sib.fm)

1 марта в Новосибирске прошел довольно многочисленный митинг с требованием исключить оперу из репертуара театра. www.kp.ru

В рамках   задуманного  режиссером сюжета, возможно немало оригинальных решений. Людей возмутило то, что был выбран самый светлый и почитаемый образ. Выбран намеренно,  с расчетом на скандал.

На пресс – конференции НГС   (news.ngs.ru) с представителями руководства театра, прозвучал тезис в виде присланного вопроса о том, что надо воспитывать недалекое большинство в гуманитарном и эмоциональном смысле. Мне это напомнило, как непринятие большинством фильма Левиафан было прокомментировано на «Лента.ру», что «Левиафан» вообще снят не для быдла.  (lenta.ru)

Перед премьерой Т.Кулябин дал интервью (www.ksonline.ru) , приведу из него цитату. На вопрос, о чем спектакль, Кулябин отвечает:

«Скорее о мученической природе творца. О том, что серьезное творчество всегда тотально и разрушительно. Вторая тема — про табу и цензуру в искусстве. Существуют некоторые представления о пределах допустимого, о том, что можно изображать, а чего лучше не касаться. На мой взгляд, для настоящего художника если и существует цензура, то лишь внутренняя. Сама сущность искусства состоит в отрицании навязанных извне стандартов, а разрушение норм — прямая миссия художника. Вот эти две темы для меня, пожалуй, наиболее важны».

Из ответа очевидно, что режиссер считает себя настоящим художником и для него существует только внутренняя цензура и перл о том, что  разрушение норм – прямая миссия художника.

Мне всегда казалось, что серьезное творчество созидательно, как и культура в целом и  направленно на развитие человека. Определенные нормы и табу формировались веками, а периоды в истории человечества, когда это активно уничтожалось, когда воспевалась низменная природа человека, похоть и вседозволенность, покрыты позором и всегда предшествовали уничтожению цивилизации. Ориентироваться только на самоцензуру призывают сегодняшние апологеты постмодернизма, для которых нет различий между добром и злом, должным и недолжным.

«Я считаю себя художником и желаю самовыражаться, как хочу.»  Такой подход только наращивает отчуждение в обществе. Такое общество не способно долго существовать, начинается грызня друг с другом. И тогда, конечно, появляется Левиафан Гоббса, чтобы как-то усмирить  дикость.

Но мы знаем другие пути исторического развития и другое отношение к культуре.  Высокая культура — как основа развития общественных отношений, общественного чувства, в таком обществе всегда существуют правила и нормы!

Левиафан и Тангейзер

Мнение читателей
3
4
0
0
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

От редакции

Что вы об этом думаете?

Джо, 03 марта 2015 12:13
Цель культуры и искусства - пробуждать в человеке все самое светлое, человеческое. Все иное - расчеловечивание.
Аноним, 03 марта 2015 12:14
Правильно, зачем самовыражаться, иметь какой-то там свой взгляд. Лучше снимать правильные фильм по указанию сверху. И стадо одинаковых людей будет гордо шествовать по указанному сверху маршруту...
Джо, 03 марта 2015 13:48
Тогда определись, что такое искусство? По Гельману, все, что вызывает эмоции? Тогда, если наступить тебе на ногу и ты вскрикнешь - это что, искусство? Самовыражение? И что из такого "искусства" должно вырасти? Даже стадо не получится. Будут одинокие бараны, которых запросто перегрызет один волк.
Конкретный, 03 марта 2015 12:26
Правильно, если человек извращенец, нужно дать ему право на выражение своих извращенских представлений! Если он хочет врать, пусть врёт, и не смейте его критиковать! Дайте ему охрану! Вот это настоящая культурная жузнь! Так что ли?
Эрвин, 03 марта 2015 12:33
как бы хоть один нынешний священник был такой, то и верующие не оскорблялись чувствами
http://youtu.be/EBzOho7B4UQ
Размышляя, 03 марта 2015 15:13
Таких, Эрвин полно. Но об этом писать и показывать ни кому не выгодно и не интересно.
Аноним, 03 марта 2015 12:44
Да в школьную программу надо включить, что долг художника - развлекать "слабовольных, вечно пьяных, коррумпированных скотов",только "в таком обществе всегда существуют правила и нормы!"
Например, сколько водки не купи - всё равно 2 раза бегать.
Аноним, 03 марта 2015 18:18
Статью прочитайте - цитаты оттуда
Аноним, 03 марта 2015 12:58
"Левиафан" Андрея Звягинцева - колосс, гармоничный и неуклюжий одновременно. Он поражает мощью изображения, самоотдачей актеров, многие из них сыграли здесь лучшие свои роли. Шокирует непосвященных трагической правдой, которая в чутком зрителе отзывается целительной болью, в зрителе зашоренном - приливом хмурой подозрительности. И удивляет неожиданной сатирической энергией: зал много и охотно смеется, что полностью снимает неизбежный, казалось бы, привкус чернухи.
Weton, 03 марта 2015 12:59
Когда святыня становится предметом намешек и издевательств под личиной культуры, тогда в человеке уже не остается ничего святого.
Мариконе, 03 марта 2015 16:05
))))))))))))хех.а как это материальное прямо пропорционально ,то духовному?
вон Бабка Агафья живет 70 лет в тайге,уж святящее Гундяева будет.
Ладно ,давай расскажи еще про индульгенцию ))))))
Аноним, 03 марта 2015 16:30
Нет никаких универсальных святынь.
Что для тебя святыня для мусульманина мусор.

Более того, иной мусульманин покрошит тебя в порошок вместе с твоей святыней и будет при том переполнен уверенностью в благочестивости своего поступка.

А вы занимаетесь тем, что узурпируете в РПЦ монополию на святость, на духовность, на критерии для искусства и т.д.
Аноним, 03 марта 2015 16:42
В человеке и нет ничего святого.

Есть ливер, почки, сердце, мозг.

Есть разум, за монополию над которым в РПЦ и борются, путём распространения опиума для народа.
Ценитель тонкий, 03 марта 2015 13:17
вот в советское время цензура помогала или мешала делать шедевры? умные делали тоньше, а извращенцы пролетали. Сейчас время извращенцев. Банальное тлетворное влияние запада. И даже церковь тут непричем. Когда таланта или выдумки мало начинают лезть ниже пояса засовывая туда что угодно. тут беспройгрышный расчет-недалекие на это клюнут, скандал даст рекламу, а режиссер сразу становится мучеником-изгоем, непонятым гением, борцом за свободу идеалов, и с режимом заодно. Вот чтобы этой фигни не было сов цензура и пресекала бездуховность исходя из очевидного, что если не воспитывать хороший вкус и пропагандировать чел.ценности-большая часть населения скатится к скотству и животному-что и происходит при капитализме, где всё на продажу. Только ограниченная часть индивидов способна самосовершенствованию и прогрессу. Остальных надо просвещать и воспитывать. не утверждаю, что всё отметенное сов цензурой мусор, но это издержки в борьбе за чел. и светлые идеалы
Поросёнок Пётр, 03 марта 2015 14:25
ПГМнутые оскорбляторы-театралы, вошли во вкус.
Максим Соколов (режиссёр).
Сегодня мне позвонили из Русского драматического театра где идёт мой спектакль «Метель»Сигарева (по повести Пушкина).
Священник Свято-Михайловского собора Ижевской епархии РПЦ побывав на спектакле написал письмо президенту Удмуртской республики! Ну и конечно во все инстанции.Он требует публичного извинения через СМИ в противном случае обещает обратиться в суд.
5 марта спектаклю исполнится год, до этого ничьи чувства он не оскорблял…
http://www.echo.msk.ru/files/2216802.jpg
miser, 03 марта 2015 14:58
1 декабря 1962 года Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР. Будучи неподготовленным к восприятию абстрактного искусства, он подверг резкой критике творчество авангардистов, использовав нецензурные выражения, употребляя, среди прочих, такие слова как «дерьмо», «говно», «мазня»: "Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?".

============================================
Ничего не напоминает?
Размышляя, 03 марта 2015 15:19
Да Хрущ тогда был прав на 100%
miser, 03 марта 2015 15:25
Опять мне снится сон, один и тот же сон....Портрет твой, портрет работы Пабло Пикассо.
Сева, 03 марта 2015 20:10
нет, ну можно конечно, налив краски на холст, как сделала г-жа Васильева, говорить об особенном мировосприятии художницы (что и сделали весьма маститые критики в Москве), только хорошим искусством это никак назвать нельзя! Создаётся впечатление, что художественная тусовка авангардистов, существует только для себя самой, вещь в себе, так сказать. Вроде бы только им понятен толк в настоящей живописи... Но народу их новации настолько отвратительны, что кроме плевков, ничего не заслуживают. Об этом, кстати, и говорил Хрущёв. Искусство должно принадлежать народу, а не узкой группке "особоодарённых", живущих в неком своём, оторванном от масс мирке... Это касается и кинематографа. Человеку, ищущему ныне высокое, доброе, вечное практически невозможно ничего отыскать - всё приземлено, опошлено, коммерциализовано. А о клиповом кино вообще промолчу...
miser, 03 марта 2015 20:53
фото

Казимир Малевич
Чёрный супрематический квадрат, 1915

Холст, Масло. 79,5 × 79,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сева, 03 марта 2015 20:56
А Вы сами восхищаетесь? Великий Малевич, черный квадрат... Имя! И только...
miser, 03 марта 2015 21:00
Разве речь идёт обо мне - чем именно восхищаюсь я ?
Игорь., 03 марта 2015 22:43
По легенде черный квадрат -это олицетворение победы земной тьмы над божественным светом. Ничего особенного -борьба добра и зла в кубизме.
Гость, 09 марта 2015 20:31
"негры ночью воруют уголь".
вот это я вижу!
miser, 03 марта 2015 20:59
А вот Пикассо - "Женщина в кресле"
фото
MN, 03 марта 2015 22:30
Чёт не умел он походу пазлы собирать.
miser, 04 марта 2015 16:41
Дак это, эт он нам (зрителям) предлагает эти пазлы собрать
Гость, 09 марта 2015 20:30
С развитием фотодела в 19 веке художники пошли вразнос: стали искать "новые формы" и "своё видение"!
Все эти экспрессионисты, авангардисты, абстракционисты, кубисты - малевичи, вангоги, сальвадорыдали...
Игорь., 03 марта 2015 22:35
Ну курнув косячок после бутылочки абсцента я пожалуй и самого Пикассо с женщиной на кресле нарисую. От оригинала не отличить будет. Клетчатый одним словом, как в фильме " Приключения..." Хотя глядя на женщину Пикассо, начинаю своей больше гордиться. Не повезло ему что-то с ней.
Игорь., 03 марта 2015 15:27
А ещё художник может себя за х*** к мостовой гвоздем прибить. А чо, художники они такие имеют право!!! хоть Хорошо что массовый флешмоб с гвоздями не устроили напротив администрации . Я бы обязательно посмотрел!!!
Аноним, 03 марта 2015 16:39
Не перевирай факты, за мошонку.

Художник художником, но очевидно, что это протестная акция, направленная прежде всего на привлечение внимания.

Опять же, причём тут РПЦ ?

Художников много, они что, всё должны приписаны быть к приходу РПЦ, а если художник мусульманин или протестант
Аноним, 03 марта 2015 15:31
Ничего не скажу насчет Тангейзера (не видел, не знаю) - запросто может быть, что спектакль и будит низкие инстинкты...Хотя смотря как поставлено - если это показано как преодоление низшего начала человека в итоге, это одно ..Если другие мотивы - ну, значит, смакование грязи,да..
что касается Левиафана - то он получился чисто русский по смыслу,..даже если бы не было водки и мата, он все равно показал самое худшее и самое реальное в России...помните Достоевского (да и всю русскую литературу)? русское искусство всегда искало смысл жизни, и мерило его не деньгами или успехом ...было и богоборчество и богоискательство.... но всегда был личный смысл, личное понимание - вспомните самокопание Толстого, отлученного от церкви и того же Достоевского, предсказавшего по сути, революцию через падение нравственного начала в обычном человеке,несмотря ( или даже благодаря) на церковно-государственные "устои"...И тогда был Левиафан : тот же Александр Третий строил множество церквей и ..разрешил бордели...Можно брать и описывать тот период повестями Куприна, рассказами Чехова, газетными историями 1907 -1912 гг о похождениях священников с замужними дамами - но ....
поймите простую вещь : есть реальное исповедание ценностей веры и культуры ,и оно зависит от личных усилий каждого человека и может/должно поддерживаться , культивироваться государством....А есть имитация веры и культуры...и есть имитация поддержки государством таких личных усилий ...это и есть левиафан ....Псевдо, имитация всего : государства , церкви , веры и культуры...Церковь по привычке приватизирует право (и догматы) веры себе, и поднимает вой как на отсутствие верующих, так и на "неправильную" веру...поэтому ей так нужно быть интегрированной в государственную власть в каких либо формах- так проще осуществлять контроль ...все сакральное, которое может быть в вере, заменяется обрядами и формальностью (ну, не первый раз в истории такое было)...То же и государство - вместо заботы о человеке, народе оно стало формой тирании..недаром появилось потом революционное: государство есть орган насилия над человеком ...
Можно долго писать, но смысл в том, у нас и сейчас псевдо ...псевдо государство , псевдо вера , псевдо культура...Помните, несколько лет назад и Путин и Медведев заявляли, что нам нужна национальная идея? Где она? А совсем недавно Путин призвал отказаться от идеологизации , т.е. у государства вообще нет ни национальной идеи, ни идеологии...А я все думал , почему же такое разногласие в обществе, придумывают всякие пятые -десятые колонны , пытаются людей объединить борьбой с внешним врагом... Знаете, в свое время большевики заручились поддержкой народа вполне "национальными идеями" типа "фабрики, рабочим, земля крестьянам" и т.д. У нас сейчас хотя бы социальные идеи есть, объединяющие нас ? " Все лучшее -детям", например? т.е. бесплатные сады, школы и высшее образование , внимание и помощь молодым семьям и мамочкам в получении бесплатного жилья и пособий ?Старикам -достойную старость? хотя бы социальные идеи...
Ну, это как частный пример...Вокруг чего , какой идеи, цели - духовной и национальной нам объединяться? Назовите её ...Вот Путин со своими олигархическими кланами так и не смог её придумать,.. теперь нас призывают бороться с внешним врагом и не замечать ни коррупции , ни воровства, ни басманных судов.., ни прочих российских "прелестей"...а по ТВ - Соловьев и Гундяев, и "оппозиция" иже с ними...Ребят,ну не достало это псевдо?
вот это и есть левиафан ...Звягинцев, хоть и корявым языком , быть может - но вполне показал её ...Что, у нас нет чиновников -беспредельщиков? Один Сечин со спекулятивным кредитом от 16 декабря , обваливший рубль , чего стоит ...Всю страну " обул"... Про церковь и священников лишний раз умолчу,..один употребляемый догмат "вся власть от Бога" очень красноречив в сцене беседы попа и чиновника...Но это же - псевдо духовность ..
И по факту жизни она именно так и применяется церковью, т.к. она поддерживает саму власть, вместо того , чтобы призывать ту же власть к нравственности и не бояться её обличать, вплоть до реальных высших чиновников ...
Вот это нынешнее состояние псевдо государства с отсутствием внятной национальной идеи , самой идеологии и не дает появиться современной настоящей духовности ....много говорится , но ничего не делается...одной агитацией по ТВ ничего не добьются, потому что эта фальшь,имитация веры и государства на деле так и остается... Все остальное - производное...Хотя нынешнее олигархическое строение "государства" иного и не предполагает..
Скажите, ради чего мы живем как государство?
Рома, 03 марта 2015 16:35
под каждым словом подпишусь
Аноним, 03 марта 2015 16:21
Фильм как фильм, имеет право на существование.
Он не так уж и подробно описывает быт заштатного посёлка на краю земли.

Только по последним трём годам Бердска можно снять фильм гораздо более чернушный, притом опираясь только на документальные факты, без всякого художественного вымысла.
Юпитер, 03 марта 2015 23:24
Так и снимайте такое кино за свой счет. Чего с нашего кармана тянете.
Аноним, 03 марта 2015 16:35
РПЦ очередной раз лезет не в своё дело, пытаясь заставить людей жить по поповским (вовсе даже не божим) прихотям,

Основной метод внедрения - "монополия на духовность".
Дескать, вы все скоты бездуховные, не ведаете, что творите, но мы вас научим родину любить...

Ничего общего кроме атрибутики эта идеология с православием не имеет.
виталя, 03 марта 2015 16:41
Куда деваются комменты???
От модератора. Удален.
Аноним, 03 марта 2015 18:32
"Просто Мария" развлекла своим пресс-релизом от РПЦ
Китайская мудрость
"Если у женщины нет таланта — это уже добродетель".
Пиши исчё Тема урока "Буквы"
лара нефабиан, 03 марта 2015 20:57
недавно прочитала у Г.С.Померанца:
ДЬЯВОЛ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕНЫ НА ГУБАХ АНГЕЛА, БОРЮЩЕГОСЯ ЗА СВЯТОЕ И ПРАВОЕ ДЕЛО.
а не задуматься ли нашим "ангелам православным" (хотя очень сомневаюсь, что ангелы и что православные - не по библейски действуют), в кого они превратились?
историк, 05 марта 2015 19:45
и семекрылый слюноплюй ко мне в пустыне заявился...
подлежащим ..сказуемым..и деепричастием сжег таки ..
печени людей...вызвав усиленное желчеотделение....
историк, 05 марта 2015 20:01
искусство способность творить и уничтожать на уровне ощущений..под воздействием сложных или простых эмоций.... в исскустве нет место разуму...
разум в другом полушарии мозга....
мимоходом, 04 марта 2015 07:56
фильм Звягинцева отличнейшая работа зрелого режиссера, показывающая правду.. Неприятно? Так зеркало не всегда виновато, особливо если стряхнуть с него следы засиженности мухами...
историк, 05 марта 2015 20:19
пытался смотреть....почему не понравился..занудство...
таких нудных шедевров снято....через год забудут...
историк, 05 марта 2015 20:24
вот тоже шедевр...
адонис..77 год...мда...
Гость, 09 марта 2015 20:38
Правда у каждого своя! Если ты бухаешь с бомжами каждый день - одна! Если ты работаешь в поте лица, и отдыхаешь на Бали - другая!
Так что не надо "своей правдой" всему миру в лицо тыкать!

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования