Преподавание в школах отсутствует: есть лишь бесконечная подготовка к ГИА и ЕГЭ

Дети от всего устали, а основная масса не хочет ни о чем думать.

% name% title
Дети не умеют связывать информацию, сравнивать, обобщать, применять известное для выяснения неизвестного. Минимальная трудность приводит их в нерабочее состояние

Чем ближе ГИА и ЕГЭ, тем активнее родители учеников спорят в социальных сетях о содержании школьных программ и уровне подготовки выпускников. Педагоги комментируют сезонный креатив чиновников Минобрнауки РФ: неделю назад глава ведомства Дмитрий Ливанов заявил, что в России вводится национальная система оценки качества образования (дабы учащиеся не нуждались в репетиторах), а глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил журналистам о формировании национальной системы учительского роста. Дети ничего не пишут на форумах о реформах, экзаменах и борьбе взрослых за их знания. Потому что те, кто могут писать, от всего устали, а основная масса не хочет ни о чем думать.

«Есть ощущение тотального дисконнекта и нездоровья. Родители не выполняют своих функций. Школа не выполняет своих функций. Приходит репетитор, пытается что-то сделать — и терпит поражение… Дети не умеют связывать информацию, сравнивать, обобщать, применять известное для выяснения неизвестного. Минимальная трудность приводит их в нерабочее состояние… В ближайшее время я прекращаю работу со школьниками, надоело сражаться с ветряными мельницами» — этот резонансный пост опубликовала в интернете московский преподаватель, автор проекта об изучении английского языка «How to Know How» Мария Ковина-Горелик.

Профессиональный переводчик, в течение последних четырех лет она дает частные уроки английского языка старшеклассникам и видит, как на ребят давят мамы, папы, педагоги. По ее наблюдениям, учитель превращается в контролирующую персону, цель которой — результат, а не обучение и воспитание. Ученики так перегружены и напряжены, что не способны воспринимать речь взрослых.

«Наши разговоры о природной детской любознательности, поддержании в них интереса к наукам — миф. Ребенок любознателен, когда он растет в комфортном микроклимате, окружен вниманием и не подчинен огромному количеству правил, — полагает Ковина-Горелик. — Если он задерган и переутомлен, бессмысленно размахивать перед его носом учебниками».

Мария — не единственная, кто считает, что «за 11 лет школа вытравливает внутри детей такие колеи», которые потом ничем не исправить. «Новая газета» предоставила возможность высказать свою точку зрения ученым-исследователям и учителю-практику.

Умеют читать 30% выпускников

Руководитель лаборатории социальной психологии НИИ комплексных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат психологических наук Людмила Ясюкова:

— Я много лет занимаюсь мониторингом интеллектуального развития школьников. Хотела бы вас обнадежить, но нечем. Мы теряем детей, и это не вина родителей. Они не знают, что делать, не могут встроиться в образовательные программы. Школа перестает давать детям науку.

По мнению вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, в стране падает уровень среднего образования и нужно менять подход к обучению, пора развивать не знания, а навыки. Но без наук у детей не формируется мышление, им недоступны причинно-следственные связи и анализ. Из начальной школы убрали природоведение, с ним исчезли зачатки естественно-научного сознания. Изменили программы по истории — сейчас это дисциплина в картинках, с зубрежкой и пересказом. Переписали программы по биологии — искромсали ботанику, зоологию, анатомию.

Дети не знают физику. У меня есть данные по техническим вузам: если раньше из первокурсников, поступивших в университеты, были способны получить высшее образование 40%, то нынче — 36%. У ребят нет ни пространственного мышления, ни понятийного, они необучаемы, усилиями педагогов получат дипломы… и пойдут продавать машины.

Гуманитариев среди вчерашних выпускников школ вообще нет. Президент России приказал вернуть в школы сочинение — вернули, и все в ужасе. Слова в предложениях не согласуются, склонение, спряжение — кошмар. Как учителя крутятся с этими сочинениями: делают универсальные заготовки, заучивают с детьми наизусть, объясняют, откуда что скачивать.

Педагоги вынуждены следовать правилам, работать по навязанным учебникам. За отступление от программ их наказывают — начиная с депремирования и вплоть до увольнения. Знаю случаи, когда выгоняли подвижников-завучей, смещали директоров.

Отдельные лицеи и гимназии, не очень подчиненные районным и региональным администрациям, имеют право работать по своим планам и проектам. Но это единичные школы, в Санкт-Петербурге их 5-6, в Москве несколько, в других крупных городах — по 2-3. И, увы, они готовят ребят «на экспорт», в России останутся немногие.

Глобальные проблемы в системе среднего образования начинаются с 7—8-го класса, но накапливаются с начальной школы. Когда дети добираются до химии и алгебры, учителя хватаются за голову, списывают провалы на подростковый кризис. Да нет никакого кризиса, зато есть множество лишних, никому не нужных уроков. Зачем школам ежедневные ОБЖ, обществознание с 6-го класса, три часа физкультуры в неделю при отсутствии спортивных залов? Детям дают информацию о спорте в теории. Программы нерациональны. Учеников перегружают, не загружая их мозг.

Жизнь без навыка решения проблем

Научный сотрудник Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук Екатерина Орёл:

— Не понимаю, почему при обсуждении российской школы науки часто противопоставляются навыкам. Можно успешно развивать оба направления, совмещая знания и вырабатывая механизмы действия для дальнейшего профессионального обучения и жизни в целом. Выпускникам учебных заведений не хватает знаний, навыков и компетенций. Это признают не только чиновники, но и работодатели.

Всемирный банк проводил специальный опрос, выявивший ключевую проблему российских подростков, молодежи, — нехватку навыка решения сложных вопросов. Они не умеют справляться с трудностями. Мы в своих исследованиях сталкивались с тем, что школьники не способны искать информацию, работать с ней, осмыслять, квалифицировать, критически оценивать. Они не учатся адекватно читать — не просто видеть буквы, слова, а воспринимать их, находить в тексте главное. Не умеют формулировать и высказывать собственное мнение.

Здесь нет одной причины. Нельзя обвинять в ситуации исключительно учителей, или программы, или учебники. Образование — комплексный процесс, изъяны могут быть на разных уровнях системы.

Нужно их устранять, потому что дети, вузы, работодатели впустую тратят время и ресурсы. Человек в зрелом возрасте не может добрать то, чего не получил в юности. И предприятия впоследствии будут нести расходы на переобучение необученных.

Статисты

Сельский учитель русского языка и литературы с 18-летним стажем из Забайкальского края Виктория Иванова:

— Преподавание в школах отсутствует, его заменила техническая подготовка к ГИА (Государственная итоговая аттестация. — Ред.) и ЕГЭ. Дети научились сдавать тесты, но перестали читать, писать и говорить. Министерские стандарты второго поколения, системно-действенный подход на практике — это незнание и неумение детей складывать, умножать, рассуждать. Доигрались с реформированием. Дети разучились думать. Я помню, какими ученики приходили в 5-й класс 7—10 лет назад, и поражаюсь, какими издерганными приходят теперь. И они, и их родители.

Нам навязали бредовые учебники. На русский язык в старших классах дается час в неделю, на литературу: Гоголя, Достоевского, Толстого — 3 часа. А на воспитание вообще нет времени. Педагогу отведена роль статиста, он не учит, а делает какие-то замеры.

«Будущее — в руках школьного учителя» (Виктор Гюго). А чего наша страна ждет от учителя с перебитыми руками?

Источник: Новая газета

Мнение читателей
1
10
0
0
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

От редакции

Ваш ребенок как себя ощущает в школе?

Олег, 12 апреля 2016 21:46
Вопрос Путину
растопашка, 12 апреля 2016 21:56
мне вот интересно а сможет сам Ливанов сдать эти ИГЭ ??? Я вот уверен на 100% что нет!!!За то министор,Путин там смотрю всех друзей без разбору ставит куда придётся,а они вообще не смыслят не в экономике не в образовании да вообще не в чём не соображают,сразу видно двоишнниками были..
Никита, 12 апреля 2016 22:59
Ну Путин как-то сказал, мол я не сторонник увольнять (всех уволишь и кто работать будет?) - и это понято, что каждый должен заниматься своим делом и министры на дороге не валяются. А раз теперь в таком болоте оказались и нас туда еще сильнее тянет с каждым годом, то чего же он (мы) ждет? Получается замкнутый круг какой-то.
ФАГ, 13 апреля 2016 08:01
Это, кстати, говорит о том, что сам Путин не на своем месте и не способен руководить страной.
Зелёная, 12 апреля 2016 23:45
=... какими издерганными приходят теперь. И они, и их родители... замкнутый круг какой-то... =

- именно так. Чувство безнадёги от того, что утворяет нынешняя система просвещения с детьми. Бессмысленные потуги, отнимающие у детей и психическое, и физическое здоровье.
А ЕГЭ для четвероклассников - это вопиющее издевательство над детьми.
Вырваться из этого ада невозможно, лишь как-нибудь сбагривать эти ЕГЭ и всевозможные тестирования, не дающие пользы в деле просвещения, бездарно сжирающие драгоценное время .
Аноним, 13 апреля 2016 07:56
Проблема в том, что в последние годы уже в первый класс приходит до 70% детей с диагнозами различных отклонений психоэмоциональной сферы. Издёрганными, боящимися неуспеха, озабоченными своим рейтингом, статусом в группе. Официально признанным диагнозом стали гиперактивность и синдром недостатка внимания. Вкупе с педагогической запущенностью это, зачастую, делает ребёнка неуспешным с первого дня учёбы. И ещё, на мой взгяд, одна важнейшая причина сегодняшнего состояния системы образования в том, что кардинально изменилось отношение к труду. К любому вообще, и к учебному в частности. Причём у всех слоёв общества в целом и дети не исключение. Учёба тяжёлый труд. к нему нужно приучаться с раннего детства. Труд должен чередоваться с отдыхом. Сегодня всех убедили (в первую очередь родителей, а они в свою очередь детей), что учиться можно только на интересе, легко, не напрягаясь, играючи. Если встречается трудность, её нужно обойти, отступить, а не штурмовать. Поэтому и происходит в 5-7 классе перелом, когда накапливаются пробелы (нетвёрдо выученная таблица умножения, слабый навык смыслового чтения, отсутствие навыка беглого письма, нетвёрдые или вообще не выученные правила письма и т.д.), на них накладывается новый, повышенный объём знаний, который рассыпается бесформенной кучей отдельных фрагментов. Это в лучшем случае. Потом, в старших классах некоторые из этих фрагментов лихорадочно, с помощью репетиторов, как-то расширяются в пределах спецификации ЕГЭ.
После сдачи ЕГЭ эти фрагменты и являются тем багажом, который выпускник вынес из школы.
Дмитрий, 13 апреля 2016 08:40
Экзамены сдавали и в советской школе. без знаний экзамен не сдашь, хоть в форме ЕГЭ, хоть в какой другой. поэтому это пустой трындеж, что подготовка к ЕГЭ - не обучение. Такое же обучение, как и подготовка к экзаменам в советской школе. там тоже выпускной класс превращался в подготовку и натаскивание. Это нормально. По крайней мере, вполне сравнимо. Проблема скорее вообще, в самом принципе, что все сводится к узкому горлышку - или ЕГЭ или классический экзамен. Именно это надо менять и прежде всего ВУЗам. А пока из ВУЗа выгнать - это целая история, то ничего не изменится.
И не надо про 10 лет назад писать. Тогда уже был ад. Я преподавать начал в 96-м, тогда уже волосы от выпускников школ шевелились во всех местах. Без всяких ЕГЭ. Песня про ЕГЭ - это отвлечение внимания от действительно серьезных проблем нашей средней и высшей школ.
Ну, а навуи, ака компетенции - это вообще, прибежище негодяев, каковым тот же Дворкович и является.
худой, 13 апреля 2016 09:57
Не увидел не одного комментария про Интернет и всякие соцсети. Дети перегружены? Они просто не умеют отдыхать, общаться, радоваться жизни... Соц сети - это ЗЛО, дети целыми днями за компьютерным столом, даже ночью сидят, в туалет ходят со смартфоном!!! Кто и когда ходил со своими детьми в поход? Просто дети никому не нужны, ни родителям и уж тем более учителям.
a.danilov, 13 апреля 2016 10:05
Знаю массу людей которые ходят в с детьми в походы. Может просто у вас круг общения такой и, не стОит говорить за всех?
худой, 13 апреля 2016 10:28
Читайте внимательно, я не говорю, что все не ходят в поход, я задал вопрос для того чтобы родители каждый себя спросил, прежде чем ругать Путина и систему образования. Знать массу людей, которые ходят в походы, не значит самому ходить в походы. Я хожу с детьми в походы, а вы ходите или просто знаете тех кто ходит?
a.danilov, 13 апреля 2016 10:30
да, хожу. Ну, точнее езжу. Автотурист. Хотя речь не обо мне.
Зелёная, 13 апреля 2016 10:07
Конечно, стало гораздо удобнее выпускникам школ, когда по результатам ЕГЭ можно поступать в ВУЗы без вступительных экзаменов. Даже сразу в несколько одновременно.
Но то, что ушли фундаментальные разносторонние знания - это налицо.
Предпочтительно, чтобы школа давала твёрдые азы просвещения, когда всё остальное нарабатывается и развивается в дальнейшем по мере востребованности.
Относительно экзаменов - да, это итог, результат школьного обучения. Но если знания приобретались методически, они усваивались. Нынешняя система не способствует методическому основательному усвоению материала, напоминает - галопом по европам.
Нынешнего школьника даже не хочется "шпынять" за качество выполненного домашнего задания, надо ли давить на психику школьника "по-пустому".
Если ребёнок способный, он определится на что делать упор и как . "Своего школьника" мне жаль, так как вырвать из системы невозможно.
Вспоминается Герман Стерлигов, который предпочёл домашнее образование для своих детей.
Аноним, 13 апреля 2016 10:29
среднее образование, полученное в СССР......
сегодня не все выпускники институтов на уровне тех десятиклассников.
понимаешь....как хорошо, что я учился и получил образование в СССР.
ДЕТИ СЕГОДНЯ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ. А ИЗ НИХ ВЫРАСТУТ УЧИТЕЛЯ!!!
Тоня, 13 апреля 2016 11:02
Вы совершенно правы!
Евгений, 13 апреля 2016 11:56
всемирный банк думаю удовлетворен такой ситуацией у нас, а сами родители заинтересованы в качественном образование, не знаю,но судя по родительским собраниям где главные вопросы;сколько куда денег сдать, в каком кафе детям лучше отдохнуть, какие у кого оценки(будто дневников нет),равнодушное выслушивание очередных нововведений в учебном процессе от министерства образования, а то чему их детей учат, что дети устают, мало что понимают,таскают неподъемные рюкзаки с учебной макулатурой ,к труду не приучаются(ну нет сейчас уроков труда в школах-для парней точно),это мало кого трогает.Вот еще один пилотный эксперимент готовят, рабочие тетради по предметам после 4 класса ,причем, как-бы по просьбе родителей , конечно за их счет и что интересно родители-то не против , а зачем, что это улучшит?
Гость, 13 апреля 2016 12:11
Будь такое образование в СССР то никакой Гагарин бы в космос бы точно не улетел
Сторонник, 13 апреля 2016 17:05
Так у нас никто не знает Русский язык, чиновники, депутаты все говорят и если пишут то с грубейшими ошибками. Большинство неучи и работают исключительно по блату.

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования