Депутаты Госдумы на пленарном заседании вчера, 21 июня, приняли в третьем (окончательном) чтении закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", ограничивающий действия коллекторов.
Также депутаты приняли в третьем чтении пакет законопроектов-спутников, предполагающих необходимые изменения в Налоговый кодекс (НК) РФ и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Законодательная инициатива была предложена спикерами обеих палат парламента Валентиной Матвиенко и Сергеем Нарышкиным в феврале, после серии материалов в СМИ о грубых нарушениях, допускаемых коллекторами при "выбивании" долгов из граждан.
Документ регламентирует работу коллекторов при взыскании долгов. Предполагается, что регулирование и контроль над этой деятельностью будет осуществлять орган, уполномоченный правительством, он же будет вести реестр коллекторских агентств. Однако данный уполномоченный орган еще не определен.
По словам главы думского комитета по финансовому рынку Николая Гончара, который тоже является соавтором закона, определиться с этим вопросом необходимо до конца текущего года, передает ТАСС.
Согласно принятому закону, пошлина за организацию коллекторской деятельности вырастет в 10 раз - с 10 тыс. до 100 тыс. руб. Штраф за нарушение регламента взаимодействия взыскателя с должником увеличен в 10 раз - до 2 млн руб.
Закон запрещает коллекторам причинять вред должнику, применять физическую силу или угрожать этим, угрожать убийством или причинять вред здоровью, уничтожать или повреждать имущество должника, оказывать психологическое давление, используя выражения и действия, унижающие честь и достоинство должника. Кроме того, коллекторам запрещается раскрывать сведения о должнике и его долге третьим лицам.
Устанавливается максимальное количество звонков и смс- сообщений должнику в течение дня, недели, месяца. Не допускается взаимодействие с должником в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные дни с 20 до 9 часов по местному времени. Запрещается лично встречаться с должником более одного раза в неделю, а общаться по телефону - более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
Также устанавливается обязанность коллектора в начале разговора называть свои фамилию и должность, в том числе и в смс-сообщениях должнику.
Запрещается скрывать информацию о номере телефона или адресе электронной почты, с которых осуществляются звонки или направляются сообщения должнику, а также скрывать информацию об отправителе сообщения.
При этом должнику предоставляется право отказаться от общения с указанными лицами.
Закон устанавливает и требования к сотрудникам, имеющим право взаимодействовать с должником. Так, общаться с должниками запрещается лицам, имеющим непогашенную или неснятую судимость за преступление против личности, преступление в экономике или преступление против госвласти или общественной безопасности. По словам Гончара, важным пунктом в законе является внедрение термина "профессиональный взыскатель", который ранее отсутствовал.
Согласно принятому закону, взаимодействие с должником вправе осуществлять лицо, действующие в интересах или от имени кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией или осуществляет деятельность по возврату просроченной задолженность в качестве основного вида деятельности и есть в государственном реестре.
Это означает, что микрофинансовым организациям и ломбардам запрещается общение с должниками по возврату просроченной задолженности.
Прописанные в законе нормы распространяются исключительно на физических лиц, имеющих просроченную задолженность по потребительским кредитам, и не распространяются на индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по кредитам на предпринимательскую деятельность.
Также ограничены сроки начала общения коллектора с должником. Теперь коллектор имеет право начинать общение с должником не ранее чем через 4 месяца с даты начала просроченной задолженности.
В случае, если гражданин напишет отказ от взаимодействия с коллектором, кредитор может обратиться в суд для решения вопроса о взыскании задолженности. После вступления в силу решения суда заемщику предоставляется еще 2 месяца на принятие решения либо о взаимодействии с коллектором, либо о взыскании задолженности через судебных исполнителей.
Нормы принятого закона распространяются на просроченную задолженность в сфере ЖКХ, капремонта и связь только в том случае, если она передана профессиональным взыскателям и не регулируется другим законодательством.
Положения закона, касающиеся поведения коллекторов при общении с должниками, вступят в силу с 1 января 2017 г. Положения НК РФ об уплате госпошлины за регистрацию коллекторской деятельности, а также положения КоАП о штрафах за нарушения данного законопроекта тоже вступают в силу с 1 января 2017 г.
При этом нормы закона не распространяются на заемщиков, имеющих обязательства перед банками Крыма и Севастополя, действие которых прекращено Нацбанком Украины. Эти правоотношения регулируются отдельным законом.
Если микрозайм был выдан на год, то сумма начисленных по нему процентов не может быть выше трехкратного размера самого займа. Такой закон 21 июня был принят в Государственной Думе.
Напомним, ранее максимальная сумма была не намного, но выше четырехкратной. Теперь же микрофинансовые организации (МФО) ограничили в аппетитах.
Среди других ужесточений, например, то, что если при выплате займа возникнет просрочка платежа, то МФО могут начислять штрафные проценты только на непогашенную часть суммы основного долга. И только до того момента, когда будет достигнут общий размер процентов, равный двукратной сумме непогашенной части кредита, сообщает РГ.
Также микрофинансовые организации не смогут начислять проценты с момента достижения их размера, составляющего двукратную сумму непогашенной части займа, до момента частичного погашения суммы займа или уплаты причитающихся процентов.
Рынок микрокредитования сегодня достаточно широко развит в России. Несмотря на достаточно высокие процентные ставки, социологические опросы и специализированные исследования показывают, что в 2015 году, например, число обращений за микрокредитами выросло на треть по сравнению с 2014 годом.
Общий объем кредитов "до зарплаты" вырос почти в полтора раза и достиг 62,8 миллиарда рублей. При этом средняя сумма микрозайма гражданам снизилась - с 12,2 до 10,4 тысячи рублей.