Наталья Солодухина имеет прямое отношение к становлению и развитию театра в нашем городе. Она режиссер образцового коллектива театра-студии «Гистрион» и образцового коллектива театра кукол Дворец культуры «Родина». Стаж ее работы в «Родине» 24 года.
Ее коллектив принимает активное участие в фестивалях городского и областного масштаба, в репертуаре коллектива более 20 спектаклей. Образцовый коллектив театр-студия «Гистрион» награжден дипломом 1 степени Сибирского международного конкурса детского и юношеского творчества «Театральный Арт-Форум» в номинации «Драматический спектакль», обладатель дипломов Гран-при, лауреат и дипломант всероссийских, региональных, областных и городских фестивалей и конкурсов.
Наталья Солодухина награждена почетной грамотой Министерства культуры РФ, почетной грамотой губернатора Новосибирской области, почетной грамотой министерства культуры Новосибирской области, памятной медалью «За вклад в развитие Новосибирской области», знаком за вклад в развитие Бердска. Она является почетным работником культуры Новосибирской области. Пресс-центр бердской мэрии встретился с режиссером накануне 300-летия города.
интервью
Наталья Николаевна, расскажите, как судьба свела вас с «Гистрионом»?
- Я пришла в «Гистрион» в 15 лет и осталась здесь на всю жизнь. Сначала я была актрисой, потом заведующей постановочной частью, помогала основателю театра Александру Владимировичу Гребенкину, параллельно пробовала поступить в институт, в итоге окончила институт культуры в Перми. Я училась у учителя своего учителя. В театральном деле главное – преемственность. После окончания института я вернулась в Бердск и с 1992 года я бессменный руководитель театра-студии «Гистрион».
Почему именно театр?
- Сцена – это то место, где ты можешь говорить и тебя будут слушать. Я искала здесь единомышленников и нашла их. Я человек свободы. А театр мне эту свободу дает. Свободу говорить, свободу быть собой.
Откуда появилось название «Гистрион»?
- Название появилось благодаря создателю театра Александру Гребенкину. Это была скорее попытка убежать от «советского». Не называть же театр «Красный теремок». Мы даже по-английски одно время писали название. Театр назвали в честь актеров из народа, которые ездили по Европе и гастролировали. Они умели делать все: петь, танцевать, показывать пантомимы и многое другое. И у нашего театра такой девиз: «Актер должен уметь все». Это название крайне удачно совпало с реальностью нашего театра.
Вы помните свой первый поставленный спектакль?
- Первый спектакль, который мы поставили, назывался «Город дураков». По одноименной сказке Владимира Лифшица. Сюжет очень интересный: король – дурачок, а все жители королевства прикидываются дураками, чтобы он к ним не приезжал. И вот представьте: по всему городу расклеены афиши: «Город Дураков». 1992 год. Я, как наивный человек, ничего и подумать не могла. И только спустя годы, мне рассказали, что соответствующие органы заинтересовались, не готовится ли там, какая-то политическая акция. Все-таки театр – это воспринимается, как нечто свободное. В итоге премьера прошла на ура.
Попадались вам дети, которые благодаря театру раскрыли себя?
- Почти со всеми так происходит. Я и подумать не могла, но самые скромные и застенчивые в итоге становились ведущими актерами «Гистриона». За 40 лет «Гистрион» выпустил 12 профессиональных актеров, которые работают в театрах. Одного кинорежиссера и одного театрального художника.
Волнуетесь ли вы и ваши ученики перед спектаклем? Ведь «Гистрион» выступает и на больших сценах, в том числе в «Красном факеле».
- Где-то чуть-чуть, конечно, волнуемся. Это психология. Но особого волнения нет. Если ты хочешь просто понравиться зрителям, то будешь волноваться. А если хочешь рассказать историю, прожить свою роль, то внимание переключается на это и волнение пропадает.
Расскажите, как проходят ваши занятия? Как проходит выбор спектакля для постановки?
- Я уже много лет проработала в театре. И с каждым годом я понимаю, что я ничего не знаю, не знаю как и чему учить детей. Однажды я пришла вести занятие к младшей группе и поняла, что я ничего не знаю. Тогда я позвонила своему учителю, и он успокоил меня, сказав, что это очень хорошо, правильно. Ведь если человек «заматерел» и наперед знает что и как, это конец для профессии театрала. Каждый раз, когда ко мне приходит новая группа, я понимаю, что это другие дети. Они по-новому мыслят, смотрят другие фильмы, у них уже есть гаджеты. У одних пейджеры были, у других компьютеры, а у сегодняшних детей уже планшеты и смартфоны. Поэтому мне ежегодно нужно искать новые подходы, чтобы заинтересовать детей, привлечь их внимание, быть с ними на «одной волне». Пришлось зарегистрироваться во «Вконтакте» и в «Инстаграме». Я пытаюсь им показать, что социальные сети можно использовать не только для селфи и для фотографий еды. Я нахожу что-то интересное в Бердске, какой-нибудь пейзаж. Пишу философский комментарий. Я смотрю профили своих учеников, где помимо селфи начали появляться пейзажи фотографии моря, и я счастлива.
В каком возрасте дети приходят в театр?
- Старшая группа с 7-го класса, а младшая с 1-го. В среднем дети занимаются по 10 лет. Занятия в «Гистрионе» бесплатные. Это одна из немногих детских секций, где не нужно платить деньги. Это сделано, чтобы театр, как жанр, поддержать. Потому что в основном дети идут на танцы, вокал или на музыкальные инструменты. Однако бесплатность порождает необязательность, и некоторые дети перестают ходить при первых трудностях. Но в каждой группе есть костяк коллектива – это те дети, которые готовы заниматься в любых условиях.
Сколько времени нужно, чтобы поставить спектакль?
- По-разному. Зависит от детей, от идеи. Иногда нужно полгода, а иногда и месяц-два. Это зависит от сложности, от технической подготовки актеров.
Какой спектакль вы бы назвали самым сложным, который вы ставили в «Гистрионе?
- Снежная королева. Эта было достаточно давно. Мы назвали спектакль «Верное сердце». Мы начали использовать компьютерные технологии, у нас был большой экран. Это был достаточно сложный материал для ребят. Это была не просто сказка, а философская история.
У вас есть мечта поставить какой-нибудь спектакль?
- Есть какие-то произведения, которые мне хотелось бы, поставить. Я люблю сказки Сергея Козлова. Это сказки не для маленьких детей. Там такие философские мысли. Казалось бы просто: ежик и медвежонок. Это такая философия, такая глубина в каждой сказке. Эти сказки играют в московских театрах известные актеры. Еще мне хотелось бы попробовать поставить «Маленького принца». Но мне интересно работать со всем. Я беру пьесу и нахожу в ней что-то похожее с нашей жизнью, с моими учениками.
Что для вас главное в театре?
- Самое главное для меня это творчество. Чтобы человек стал не актером или музыкантом, а стал творческой личностью. Имел творческий подход ко всему в жизни.
Как распределяются роли в театре? Всегда ли дети довольны доставшейся роли?
- Не всегда. Конечно, все хотят играть главные роли, а им дают второстепенные, либо в массовке. Тогда я говорю: «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты». В последнем спектакле было две главные роли, а все остальные второстепенные. Что интересно, все жюри в основном отмечали актеров, которые лишь пару раз появлялись на сцене в этом спектакле. Сначала мы занимаемся актерским мастерством, дети раскрываются, и тогда я уже смотрю на какую роль кого можно поставить.
Что вы хотите пожелать городу и бердчанам накануне 300-летия?
- Я люблю свою работу и это не просто слова. Я люблю свой город, потому что в любой момент можно сорваться и пойти в лес и на море. Бесконечные просторы снега, воды, зелени и ни души. Неравнодушие к жизни, к городу, к работе, это и есть любовь. Я неравнодушна. Желаю всем такого же.