Объединить частную котельную с муниципальными в одну структуру планируют в Бердске

Новое теплоснабжающее предприятие будет представлять из себя акционерное общество. В Бердске разыгрывают «угольный сценарий».

Объединить частную котельную с муниципальными в одну структуру планируют в Бердске
Александр Кожин (по центру) рассуждает о вариантах развития бердского ТЭК
Сюжет: Концессия
Объединить частную котельную с муниципальными в одну структуру планируют в Бердске

Суд запретил: Новое концессионное соглашение с мечтавшей вложить 1,3 млрд руб. в сети и котельные «Багирой-М» не будет заключать власть БердскаКонцессия провалилась? Проиграла суд мечтавшая вложить 1,3 млрд руб. в сети и котельные «Багира-М» в БердскеЕщё 122 новостей

Экспертный журнал «Новости теплоснабжения» опубликовал в очередном номере научную статью директор бердского Комбината бытовых услуг Алексанадра Кожина. Статья носит название «Перспективы развития теплоэнергетических предприятий Новосибирской области в условиях действия норм законодательства о государственно-частном партнерстве».

Александр Кожин рассуждает о путях развития теплоэнергетики Бердска после провала концессии. По мнению энергетика, концессию необходимо признать несостоявшейся и искать ей альтернативу.

— Один из вариантов развития теплоэнергетического комплекса рассматриваемых в настоящее время – это создание совместного предприятия с частной энергетической компанией ООО «ТГК–1», производящей треть тепловой энергии для потребителей города, — отмечает Кожин. — Принцип создания – совместное акционерное общество с передачей в уставной капитал части теплоэнергетического имущества и долгосрочной аренды всего остального технологически связанного теплоэнергетического комплекса. Процесс создания данного предприятия находятся в первоначальной стадии. В дальнейшем, после завершения, можно рассмотреть этот вариант в публикации более подробно.

Напомним, котельная ТГК-1 является частной компанией, возглавляет которую Антон Блинов. По факту компания является подконтрольной влиятельному бердскому бизнесмену Николаю Дремину. Котельная уже сейчас заметно наращивает свою репутацию в городе. Если еще два года назад власти хотели ее ликвидировать, то теперь котельная нагревает воду для всего центра города в межотопительный сезон — вместо муниципальной «Веги».

Кроме того, по мнению Кожина, есть еще несколько вариантов, по которому может пойти Бердск. Это строительство локальных котельных, перевод основных теплоисточников на газовое оборудование, отказ от газа и полный переход на уголь и вариант «ничего не делать» — оставить все, как есть. При этом сам Кожин считает экономически целесообразным именно угольный сценарий, где опять же главную роль сыграет ТГК-1.

«Курьер. Среда. Бердск» публикует полностью статью Александра Кожина.

Перспективы развития теплоэнергетических предприятий Новосибирской области в условиях действия норм законодательства о государственно-частном партнёрстве.

В соответствии с формулировками статей Федерального закона, теплоснабжением является обеспечение потребителей тепловой энергий, теплоносителем, в том числе поддержание мощности, которое осуществляется теплоэнергетическими предприятиями, основная масса которых вырабатывает и транспортирует тепловую энергию без когенерационной выработки, за счёт сжигания топливных ресурсов.

Новосибирская область в этом отношении не выделяется среди других субъектов Российской Федерации, на её территории действуют 430 теплоэнергетических предприятий, вырабатывающих тепловую энергию и лишь два из них – АО «СибЭКО» (энергосистема) и ООО «Генерация Сибири» вырабатывает тепловую энергию в когенерационном режиме. Остальные предприятия — это котельные и присоединённые к ним тепловые сети до потребителей. По имущественному праву – ¾ предприятий являются муниципальными, ¼ предприятий – акционерные общества и частные предприятия. Установленные тарифы на тепловую энергию колеблются от 1004 руб за Гкал до 2624 руб/Гкал.
Город Бердск является вторым по величине городом Новосибирской области с населением около 102 тыс. человек. Город расположен на расстоянии 38 км к югу от Новосибирска, в уникальной природной зоне на берегу Обского водохранилища и Бердского залива, является частью Новосибирской агломерации. Бердск, 300-летие которого отмечается в этом году – это город электронщиков, приборостроителей и биотехнологий, город, территория которого в дальнейшем предполагается использоваться как промышленно-производственная зона для внедрения разработок Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирского Технопарка Академгородка.
Теплоснабжение потребителей города осуществляет Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат бытовых услуг» (далее МУП «КБУ»).
История МУП «КБУ» складывается из истории нескольких предприятий, с 2010 года работающих в составе объединенной ресурсоснабжающей организации города Бердска. В настоящее время МУП «КБУ» кроме теплоснабжения осуществляет ещё и водоснабжение, водоотведение потребителей, а ранее (до 2010 года) оказывал ритуальные услуги и услуги по вывозу и захоронению ТБО. Валовый продукт МУП «КБУ» за 2015 год составил 1086 млн. рублей.
Теплоснабжение потребителей осуществляется от трёх источников тепловой энергии (котельных), установленной мощностью 243,8 Гкал/час, топливным ресурсом для которых служит природный газ и каменный уголь Кузнецкого месторождения. Предприятие покупает 200 тыс. Гкал в год тепловой энергии у частной энергокомпании. Транспортировка тепловой энергии от источников тепловой энергии до потребителей, производится по тепловым сетям общей протяжённостью 268,2 км. в однотрубном исчислении, через 56 Центральных тепловых пунктов (далее ЦТП), работающих по независимой и частично по зависимой схеме теплоснабжения. На источниках тепловой энергии и всех ЦТП установлены системы частотного регулирования потребления электрической энергии, на насосном оборудовании и аэродинамическом тракте в котельных. Потребители тепловой энергии в городе Бердске на 100% оснащены приборами учёта тепловой энергии и горячей воды.
Известным в новосибирской области выражением: «На Бердске можно всю страну объяснять» теплоэнергетическое предприятие МУП «КБУ», с типичным набором проблем и нерешённых вопросов можно рассматривать как аналоговое предприятие всего теплоэнергетического комплекса Новосибирской области и Российской Федерации в целом.
Одной из основных проблем, с которыми сталкивается предприятие — несбалансированность тарифных решений по всем видам поставляемого ресурса.
За последние годы (2014 и 2015 годы) размер выпадающих доходов в сфере теплоснабжения составил 121 053 тыс. рублей (8,9% от общего валового продукта по тепловой энергии). Главная причина образования выпадающих доходов – повышение температуры наружного воздуха в отопительный период, (в среднем на 1,30С ежегодно за последние три года), что не находит своё отражение в уменьшении производственной программы в тарифных решениях, так как это вызовет необходимость его повышения на величину превышающую предельный уровень, согласованный ФАС. Несоответствие стоимости потребляемых топливных ресурсов и электроэнергии для выработки тепловой энергии, заложенной в тарифном решении, и фактическими стоимостями, сложившимся на рынке. Применение метода индексации тарифов, а не принятие экономически обоснованной величины;
— Высокий износ основных фондов (по предприятию — 79,4%) и отсутствие возможности обновления за счёт средств амортизации и капитального ремонта, так как именно эти статьи затрат в первую очередь «сворачивают» при нехватке доходной части, но этот источник себя фактически исчерпал;
— Отсутствие бюджетных дотаций и субсидий. Возможность получения бюджетных дотаций и субсидий от муниципального образования, либо субъекта Российской Федерации, практически сводится к нулю, так как положение с бюджетами оставляет желать лучшего;
— Наличие потерь тепловой энергии при транспортировке, превышающее значения нормативных, заложенных в тариф. Как показал анализ величин ненормативных (или сверхнормативных) потерь тепловой энергии, произведённых предприятием за 2014 и 2015 годы, причинами образования сверхнормативных потерь являются не технологические причины (отсутствие изоляции, утечки теплоносителя), а организационные, правовые и экономические;
— 60% сверхнормативных потерь – это потери связанные с применением при начислении за горячее водоснабжение однокомпонентного, а не двухкомпонентного тарифа. Разница между объёмом потреблённой горячей воды со стоимостью одного 1 куб м., выведенного по среднему значению потреблённой тепловой энергии, необходимой для его подогрева не соответствует фактическому количеству тепловой энергии, которое измеряет установленный в узле управления тепловычислитель и разница не исчисляется потребителю. Решением субъекта Российской Федерации и Правительством Российской Федерации переход на двухкомпонентный тариф возможен не ранее 2017 года;
— 30% сверхнормативных потерь – это потери связанные с необходимостью перегрева теплоносителя в переходный период для обеспечения температуры горячей воды в точке разбора у потребителя не менее 600С. Температурные графики теплоносителя 1500С-700С; 1300С-700С, даже 950С-700С ушли в историю. Для обеспечения требований норм горячего водоснабжения, температура теплоносителя должна быть не менее 800С, даже в переходный период, а это значит дополнительные расходы топливных ресурсов, не находящие своё отражения в тарифных решениях. Изменение температурных графиков теплоносителя должно быть включено в схемы теплоснабжения и в изменение гидравлических режимов системы теплоснабжения;
— 7% сверхнормативных потерь – это потери связанные с наличием бесхозяйных сетей, эксплуатация которых производится предприятием до момента определения имущественных прав, при этом пока сети находятся в состоянии бесхозяйных (1,5 года). Затраты на их содержание в тариф не включаются;
— и только 3% сверхнормативных потерь — это потери связанные с технологическими нарушениями, погрешностью приборов и сверхнормативными утечками теплоносителя.
Проведённый анализ нашёл своё подтверждение при выполнении испытаний на потери и в полученных результатах.
Выходом из создавшейся ситуации и возможное решение накопившихся проблем – это привлечение инвестиционного ресурса со стороны и внесение изменений в действующее законодательство, и нормативные документы.
Также одним из технологических решений, можно рассматривать мероприятия перевода теплоснабжения потребителей, и подготовку горячего водоснабжения с центральных на индивидуальные тепловые пункты (ИТП).

Привлечение инвестиционного ресурса.

Теплоэнергетическая отрасль — малорентабельное производство с регулируемой деятельностью, и длинными сроками окупаемости вложений (средний срок окупаемости в теплоэнергетике 15-20). Из этого следует, что и инвестиционные соглашения в теплоэнергетической отрасли должны быть продолжительными, рассчитанными на сроки не менее сроков окупаемости капитальных вложений. В последние годы наиболее частым применяемым способом привлечения инвестиций является передача муниципального имущества в концессию. Как показывает практика, в этом случае также могут быть достигнуты отрицательные результаты.

Администрация города Бердска одна из первых в стране (ещё в начале 2014 года) приняла решение о передаче теплоэнергетического комплекса в концессию сроком на 25 лет. Была подготовлена конкурсная документация, главными из условий которой являлись:
— предельный размер расходов на реконструкцию существующего теплоэнергетического комплекса – 1 310 млн. рублей;
— срок действия концессионного соглашения – 25 лет;
— согласованный, с департаментом по тарифам Новосибирской области, рост тарифов на, отпускаемую тепловую энергию (ежегодный предельный рост не более 3,4%);
— передача дебиторской и кредиторской задолженности, сложившейся в области теплоснабжения на момент подписания концессионного соглашения.
Реконструкция существующего теплоэнергетического комплекса, предусматривалась в соответствии с утверждённой «Схемой теплоснабжения города Бердска Новосибирской области на 2013 – 2018 годы и период до 2028 года», которая предусматривает газовый сценарий развития теплоснабжения, его децентрализацию и сооружение 41 блочно-модульной газовой котельной вместо существующих источников тепловой энергии.
Концессионное соглашение было заключено 06.09.2015 года, однако по факту концессия не состоялась. Причины несостоявшейся концессии:
— отсутствие у Концессионера профессиональных навыков в сфере теплоснабжения (победитель конкурса – организация по производству пластиковой бутылки);
— отсутствие у Концессионера финансовых ресурсов на выполнение мероприятий по реконструкции существующего теплоэнергетического комплекса.
С 2014 года произошли изменения на финансовом рынке страны, изменились условия привлечения кредитных ресурсов, увеличилась стоимость оборудования, особенно с применением импортных составляющих. Это в свою очередь меняет условия концессионного соглашения, в рамках так называемого форс-мажора.
Учитывая вышеизложенное, на настоящий момент лучший выход из создавшегося положения – это признание концессии несостоявшейся с ее последующим расторжением.
27.06.2016 состоялось предварительное заседание арбитражного суда Новосибирской области по расторжению концессионного соглашения, заключенного между администрацией города Бердска и Концессионером, где администрация настаивает на процессе расторжения соглашения.
Исходя из вышеизложенного, опыт города Бердска в выборе инвестора должен быть полезным для других субъектов Российской Федерации.
Один из вариантов развития теплоэнергетического комплекса рассматриваемых в настоящее время – это создание совместного предприятия с частной энергетической компанией ООО «ТГК–1», производящей треть тепловой энергии для потребителей города.
Принцип создания – совместное акционерное общество с передачей в уставной капитал части теплоэнергетического имущества и долгосрочной аренды всего остального технологически связанного теплоэнергетического комплекса.
Процесс создания данного предприятия находятся в первоначальной стадии. В дальнейшем, после завершения, можно рассмотреть этот вариант в публикации более подробно.
Экономически выполнен сравнительный анализ четырёх вариантов развития:
-1-й вариант – газовый сценарий – децентрализация системы теплоснабжения, строительство 41-й блочно-модульной газовой котельной;
-2-й вариант – ничего не делать. Система теплоснабжения остаётся без изменений;
-3-й вариант – газовый сценарий развития существующих источников тепловой энергии с перспективой их реконструкции и модернизации;
-4-й вариант – угольный сценарий, создание совместного предприятия с частной энергетической компанией ООО «ТГК-1», реконструкция существующих угольных котлоагрегатов, прохождение отопительного сезона с использованием в качестве основного топлива каменного угля Кузнецкого бассейна.
Экономически целесообразным вариантом оказался угольный сценарий с использованием в качестве основного топлива каменного угля Кузнецкого бассейна, который заключается в следующем:
а) в настоящее время даже с учётом меньшей теплотворной способности, и меньших к.п.д. котлоагрегатов, стоимость каменного угля Кузнецкого месторождения меньше стоимость природного газа;
б) при минимальном уровне повышение тарифов, на отпускаемую тепловую энергию (по Новосибирской области – 3,5%), снижение затрат на приобретение топлива позволяет теплоэнергетическому предприятию прибыльно работать на рынке теплоснабжения;
в) создание совместного предприятия (акционерного общества) исключает процесс перепродажи тепловой энергии и отделяет отрасль теплоснабжения от других производств (в частности водоснабжение и водоотведение), что исключает перекрёстное финансирование отраслей. Кроме этого предполагается в дальнейшем использовать принцип совместного строительства новых источников тепловой энергии с привлечением на строительство средства инвесторов, а строительство инженерных коммуникаций, сохранение схемы и условий сбыта тепловой энергии, инвестиционную привлекательность тарифа на тепловую энергию выполнять за счёт ресурса администрации города.
Выполнение вышеобозначенных мероприятий и способов привлечения инвестиционных средств будет осуществлено в рамках действующего правового поля. Однако, учитывая полученный отрицательный опыт внедрения концессии, и разрабатывая правовую основу создания совместного предприятия можно сделать выводы о необходимости внесения изменения в существующие законодательные акты, в частности в Федеральные законы № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Изменения и дополнения должное касаться требований к профессиональным качествам и финансовой состоятельностью потенциальных Концессионеров, а также ответственности инвесторов в случае невыполнения программы обновления теплоэнергетического комплекса, либо приведение предприятия в убыточное или предбанкротное состояние.
Освещение в Федеральном законе «О теплоснабжении» иных форм привлечения инвестиционного капитала в области теплоснабжения, а не только концессии.
При формировании тарифных решений для теплоэнергетических предприятий необходимо вернуться к методике экономического обоснованного тарифа и не передавать функции по утверждению тарифов с уровня субъекта федерации на местный уровень, который очень часто прислушивается к субъективным мнениям, и состоянию бюджетного дефицита.
На местах необходимо произвести укрупнение теплоэнергетических компаний, что в свою очередь усреднит тариф и сделает производство тепловой энергии более рентабельным. С другой стороны необходимо отделить теплоэнергетический комплекс от других коммунальных услуг, чтобы в дальнейшем избежать перекрёстного финансирования и содержание одной отрасли за счёт другой.
Кратко, свои предложения по развитию теплоэнергетической отрасли в Новосибирской области, озвученные на VII Всероссийской конференции «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ-2016», можно сформулировать следующим образом:
1. Организационные мероприятия:
-разделение отраслей, выделение теплоэнергетического комплекса в отдельные предприятия из общей массы муниципальных унитарных предприятий;
-укрупнение теплоэнергетической отрасли путём создания на уровне районов области, или Новосибирской агломерации единого теплоснабжающего предприятия.
2. Инвестиционные мероприятия:
-создание совместных предприятий (акционерных обществ) путём объединения муниципального имущественного комплекса с инвестициями в виде акционерного капитала, либо с частным теплоэнергетическим имущественным комплексом.
3. Мероприятия по развитию:
-использования в качестве основного — угольного сценария развития системы теплоснабжения с реконструкцией и модернизацией основного котельного оборудования для работы на твёрдом топливе.
При воплощении данного сценария развития в качестве опытно -экспериментального можно рассматривать вариант использования водо-угольного топлива.
Теплоэнергетические системы в России, как и в городе Бердске находится на перепутье. В 2016 году в городе Бердске будет сделана попытка воплощения вышеобозначенных мероприятий, результаты которых себя проявят уже к концу первого полугодия 2017 года.

Мнение читателей
0
3
4
0
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

От редакции

Большие перемены в теплоэнергетике Бердска?

Аноним, 13 сентября 2016 17:51
Что с судом по концессии?
Аноним, 13 сентября 2016 18:08
Вам об этом знать не положено
Аноним, 13 сентября 2016 21:09
А кто положил такое решение, что мне знать не положено решение суда( которого еще нет, но как без него принимать какие то решения?)?
Аноним, 13 сентября 2016 18:28
Какой же Кожин перевертыш!!! Противно все.
Галина, 13 сентября 2016 20:36
Столько люди страдали от дыма от котельной, потом дождались газа, и что теперь снова дым глотать? Что творит этот приезжий мэр вместе с Кожиным? Им просто нас...ать на Бердск и на бердчан. Им здесь не жить.
Аноним, 13 сентября 2016 21:12
Ой, да бросьте! Котельную веговскую уже давно топят углем, еще давно при Михайлове это случилось. На дым из трубы смотрите иногда , если дым белый- то топят газом, черный- углем. Все просто
Z, 14 сентября 2016 09:37
Если дым черный - значит нового папу не выбрали
Аноним, 13 сентября 2016 21:02
основной лозунг: отнять и поделить...
Гы, 14 сентября 2016 08:09
А все бердчане довольны быть подопытными кроликами в руках Кожина? Мне вот не нравятся, что на нас эксперименты строятся и еще гранты за это имеют по написанию статей.
Аноним, 14 сентября 2016 11:39
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 09.09.2016 № 2590 О предоставлении субсидии из бюджета города Бердска муниципальному унитарному предприятию «Комбинат бытовых услуг» на ликвидацию кредиторской задолженности и предупреждение банкротства

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, условиями соглашения, заключенного между Администрацией города Бердска и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 06.07.2016 № 127, постановлением администрации города Бердска от 26.09.2013 № 3798 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Бердска субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений) в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной политики, транспортного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства на ликвидацию кредиторской задолженности и предупреждение банкротства», учитывая решение комиссии по предоставлению из бюджета города Бердска субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений) в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной политики, транспортного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства на ликвидацию кредиторской задолженности и предупреждение банкротства (протокол от 05.09.2016 № 2), в соответствии с условиями предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015 - 2020 годах», утвержденными постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Предоставить субсидию муниципальному унитарному предприятию «Комбинат бытовых услуг» (далее МУП «КБУ») на ликвидацию кредиторской задолженности и предупреждение банкротства из бюджета города Бердска в сумме 1 369 700 (один миллион триста шестьдесят девять тысяч семьсот) рублей 00 копеек, в соответствии с обязательствами Администрации города Бердска о софинансировании из средств местного бюджета мероприятий по погашению кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов по соглашению, заключенному с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 06.07.2016 № 127 в рамках подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области в 2015-2020 годах».
2. Начальнику управления финансов и налоговой политики администрации города Бердска Вагнер И.А. обеспечить финансирование Администрации города Бердска на предоставление субсидии МУП «КБУ» на ликвидацию кредиторской задолженности и предупреждение банкротства с целью погашения кредиторской задолженности перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов в сумме 1 369 700 (один миллион триста шестьдесят девять тысяч семьсот) рублей 00 копеек за счет средств местного бюджета.
3. Начальнику управления экономического развития администрации города Бердска Бадриной Ю.О. обеспечить в срок до 15.09.2016 заключение договора о предоставлении субсидии с МУП «КБУ».
4. Начальнику отдела контрактной службы, учета и отчетности – главному бухгалтеру администрации города Бердска Шуровой Ж.С. обеспечить перечисление субсидии МУП «КБУ» в соответствии с заключенным договором.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации (по вопросам экономического развития) Тужика А.М.

Глава города Бердска Е.А.Шестернин

http://www.berdskadm.ru/upload/iblock/e1c/2590.rar
худой, 14 сентября 2016 09:00
Есть три варианта развития: 1. Сидеть и ничего не делать - оставить всё как есть, но тогда не будет бабок, нечего будет пилить, нет отметаем! 2. Перевести всё на газ, но газ идет через точный прибор учета, приплюсовать, а потом попилить не получится, остаётся только попилить деньги на реконструкцию! Тоже не особо жирный вариант! 3. Тогда уголь! Вот где есть развернуться. Деньги на реконструкцию пилятся? Да пилятся! Сколько там угля сожгли, да кто его считал, может он не качественный, ещё можно его с золой мешать, да много ещё чего можно... Деньги пилятся? Да пилятся! Отличный вариант для Бердска! Дак он грязный, дымный, геморройный, а мне пофиг, я из Новосибирска!
худой, 14 сентября 2016 09:01
На фото прям Трус, Балбес и Бывалый!
вася, 14 сентября 2016 09:14
это слив КБУ в частные руки. Это так называется.
сеня, 14 сентября 2016 10:02
А чей-то Кожин Ковальским подписан?
M&M, 14 сентября 2016 12:38
Милейшее фото, и персонажи вполне себе гайдевские.

При всех чудовищных и плохо прикрытых попытках махинаций с имуществом и муниципальным ЖКХ вообще, немного радует, что директор этого КБУ хотя бы пытается изобразить открытость своих мыслей публике и владеет сносными навыками структурной письменной речи.

Для научного характера статьи не хватает аргументов, обосновывающих почему предлагаемые сценарии позволят сделать теплоснабжение эффективнее. Ну объединятся в одно юрлицо, и? как-то радикально изменятся термодинамические процессы в котлах. обменниках и теплосетях? поумнеет машинист котла Пупкин? (на котором скорее всего всё и держится), банки выстроятся в очередь на кредитование субсидируемой ОООшки, у которой всё имущество в аренде, а ограниченный ФАСом рост тарифов не позволит отбить проценты (не говоря уже о возврате)?

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования