На сцене Новосибирского классического театра спектакль режиссера Сергея Дубровина по пьесе-притче бразильского драматурга Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград». В репертуаре сибиряков ее название звучит как «Любимый раб» - контрастное, противоречивое сочетание слов.
На сцене всего четыре действующих лица. Но этого достаточно, чтобы показать совершенно разные устремления человека, разное понимание любви и свободы. И эти краски характеров заставляют зрителя думать, смеяться, а порой и не без горечи узнавать в героях себя.
Философ Ксанф - богатейший человек на солнечном острове Самос. Он красив и полон сил, у него есть все: жена - прекрасная Клея, дом — краше афинского Парфенона, ученики и рабы. Не стесняясь, он пользуется всем, что дает ему судьба. Не претят философу и сделки с совестью, подхалимство, тщеславие. Своего персонажа Ксанфа Дмитрий Покровский называет «лакмусовой бумажкой» для зрителя.
- Хорошо, если кто-то, увидев наш спектакль и узнав в нем себя хотя бы чуть-чуть, задумается: как он живет, для чего, для кого он живет. И, если это что-то поменяет хотя бы в одном человеке, то не зря мы работаем, тратим силы, - надеется исполнитель роли.
Ксанф не сомневается — и учит этому своих преемников, что человек всегда чего-то хочет: будь то преклонение своих земляков или кубок вкуснейшего на острове вина. Его невольник — уродливый, но мудрый Эзоп хочет только свободы, ведь чем острее ум человека, чем шире его душа, тем сильнее противится он рабству. Чтобы сохранить свободу, он готов отказаться от самого ценного, что есть у человека - от любви и даже от самой жизни:
- Прощай, Клея... Я свободен. Никто, никогда не дотронется больше до моего тела. Ни плеть эфиопа... ни твои руки, Клея. Ни ненависть, ни любовь.
Образ той самой возлюбленной Эзопа в исполнении Людмилы Кузнецовой противоречивый и двойственный. Клея из тех женщин, кто может сострадать и быть жестокой, безрассудно полюбить безобразного раба с прекрасной душой, но не простить отказа от ее чувств. Но и она не ощущает себя свободной и счастливой.
- Она просто женщина, - объясняет одним словом характер своей героини Людмила. - Женщине важно, чтобы ее любили, чтобы она могла получать и отдавать эту любовь, жить в ней. А у нее этого нет. Но у нее много всего материального: она самая богатая женщина на острове. И вот наступает этот момент перерождения, когда она понимает, что это ничего не стоит, что важно совершенно другое — чувства, отношения.
Метаний Клеи не может понять ее служанка Мели. Юная красавица лишена свободы в силу своего социального положения. Но, по мнению исполнительцы роли Анжелы Исаевой, настоящие ее оковы — не рабство, а жажда быть богатой. Такие, как Мели, ищут не любовь, а обеспеченных покровителей, которые могут подарить им красивую и сытую жизнь. Для рабыни нет ничего желанее, чем занять место жены своего хозяина. Этот тип женщин «дожил» до современности без изменений, считает Анжела.
- Для нее свобода и богатство — равнозначные вещи. Свобода душевная, к которой стремится Эзоп, ей не нужна — она не понимает, что это, - характеризует Мели актриса.
Артисты Новосибирского классического театра пьесу «Любимый раб» исполняют уже второй сезон. За это время актер Дмитрий Суховский успел побывать в антагонистичных ролях — Ксанфа и Эзопа. Своего героя, полумифического сочинителя басен, Дмитрий называет предвестником христианских ценностей: человеческой любви, взаимопомощи и отказа от стяжательства.
- Это самое главное — оставаться человеком, любить друг друга и помогать. Это нормально, а для России вообще идея справедливости одна из главных. Это тема современна всегда: что главнее — золотой телец, который всегда был у человечества, или составляющая духовная, - рассуждает Дмитрий Суховский.
Исполнители стараются донести главное: речь не о далеких веках до нашей эры, когда жил древнегреческий мудрец и сказитель Эзоп. Пьеса показывает наш сегодняшний мир, где человек сам становится рабом денег и показной жизни. Зрителей такая иллюстрация современности равнодушными не оставила.
- Мысли очень интересные. Эзоп свободен в своих мыслях: он не пьянствует, как его хозяин, не проводит время в празднословии, принадлежит сам себе, - говорит жительница Новосибирска Ольга Николаевна. - Несмотря на то, что это Древняя Греция, это актуально и сейчас. Мы рабы другого — денег, чужого мнения, престижа социального.
Изменил ли Эзоп жизнь Ксанфа? Нет. Влюбленный в богатство и славу, он навсегда останется со своими страстями, потому что для легкомысленного философа это приятно и удобно. Изменят ли герои поучительной притчи театрального зрителя? На этот вопрос каждый ответит сам.
Увидеть спектакль «Любимый раб» и вместе с актерами проникнуться мудростью притчи Фигейредо, можно в субботу, 17 декабря в Новосибирском классическом театре на ул. Свердлова, 10. Начало — в 17.00.