РЖД: Сносить не будем старый вокзал в Бердске

Город перерос здание станции, считают чиновники. Эксперты называют его артефактом дореволюционного строительства и требуют поставить на госохрану. РЖД построит новый вокзал.

РЖД: Сносить не будем старый вокзал в Бердске
Вокзал, построенный в 1913 году облицевали новыми материалами в 2006-м

Старый вокзал — сохранить

С большой долей вероятности нынешнее здание железнодорожного вокзала в Бердске сносить не будут. К такому решению пришли областные власти и руководство РЖД, заказавшее проект реконструкции нового транспортного узла. Проектировщики разработали несколько вариантов будущего бердского вокзала, которые представили на июньском заседании комиссии по сохранению историко-культурного наследия, прошедшем в городском историко-художественном музее.

Несмотря на то, что здание вокзала не имеет официальный статус памятника истории или культуры, бердчане очень трепетно к нем относятся, выступая против сноса. Общественник Владимир Сорокин убежден, что вокзал, построенные в 1913 году, не только является достопримечательностью города, но и дал толчок к развитию села Бердского. Именно поэтому активист добивается сохранения здания и придания ему статуса объекта культурного наследия.

Владимира Сорокина поддерживает бердчанка Светлана Тарасова, директор областной научной библиотеки и член областной общественной палаты. Как рассказала «Курьер. Среда. Бердск» Светлана Антоновна, она каждый день уезжает на электричке на работу в Новосибирск, и ей тоже дорог вокзал как исторические ворота в Бердск.

— Разрешают почему-то сделать ремонт, который лишает здание уникальности, — сетует Светлана Тарасова, намекая на отделку фасада вокзала современными материалами, за которыми скрыли исконную кладку. Здание железнодорожного вокзала Бердска, напомним, было отремонтировано в 2005-2006 годах.

— Это объект промышленной архитектуры, который является редчайшим артефактом замечательного строительства Алтайской железной дороги. Бердский вокзал изменен только в виде отделочного материала. Плитка легко снимается. Его можно привести в первоначальный вид. Это только усилит воздействие, — заявил Игорь Поповский, член союза архитекторов России.

Проектировщики, впрочем, не считают бердский вокзал уникальным. По словам Игоря Башкирова, главного архитектора «Сибжелдорпроекта», на железнодорожной ветке от Барнаула до Новосибирска порядка 40 подобных зданий. Это типовые сооружения начала 20 века. Аналогичное здание, например, — вокзал «Новосибирск-Южный». Но он, как оказалось, недавно включен в реестр особо охраняемых объектов.

— Типовой проект. С точки зрения архитектуры не представляет никакой ценности, — прокомментировал «Курьер. Среда. Бердск» Башкиров.

Тем не менее, сам Игорь Михайлович, изучив историю вопроса и общественное мнение, склоняется к тому, что старую станцию в Бердске следует сохранить. Но по заказу РЖД «Сибжелдорпроект» подготовил четыре проекта новой транспортной развязки. В том числе и со сносом старого здания вокзала, который построен более века назад в 10 км от села Бердского.

По предложению Башкирова, новый вокзал, который, предположительно, будет в 8 раз больше нынешнего, следует построить между существующим зданием и водонапорной башней. Она, кстати, в отличие от вокзала, является объектом культурного наследия. Но окончательное слово остается за заказчиками проекта — Российскими железными дорогами.

РЖД: Сносить не будем старый вокзал в Бердске

Архитектор Игорь Башкиров проектирует новый бердский вокзал

Новодел — в дело

По мнению архитектора, к сохранению объектов истории, культуры и зодчества, особенно к так называемому новоделу, следует относиться индивидуально. Специалисты должны определить, стоит ли их сохранять — из-за материала или «ощущения прошлого», которое они дают местным жителям. И тогда даже руины могут стать памятником.

— Много веков мало задумывались о таком сохранении прошлого — просто строили «поверх», и все. Сейчас к этому относятся иначе. Наверное, слишком много за последние десятилетия разрушили до основания. Но нас называют вандалами — дескать, мы пришли вокзал разрушить. Кто вам это сказал? — рассуждает Игорь Михайлович.

По его мнению, люди, увидевшие один из проектов нового вокзала без старого здания, начали разносить весть об уничтожении дорогой сердцу каждого бердчанина достопримечательности. В реальности же существует множество проектов, из которых пока ни один не утвержден заказчиком. Сотрудники «Сибжелдорпроекта» предлагают муниципалитету задействовать водонапорную башню рядом с вокзалом. Примером может послужить реконструкция в стиле ретро одного из московских вагонных депо.

— Мы сделали ретро-депо в Москве. Это новодел. Но мы постарались максимально отразить историческую правду, ту «паровозную» атмосферу. И нам удалось. Именно там снимали сцены отъезда Колчака в Сибирь в одноименном фильме с Константином Хобенским. Мы придумали депо сами. Но теперь там, после «Колчака», снимают сериалы, — рассказали в проектном институте.

На оставлении бердского вокзала настаивает и руководитель областного департамента по сохранению культурного наследия Александр Кошелев. Он настоял на проведении изысканий, чтобы научно обосновать целесообразность несноса здания станции.

Удобно и безопасно

Задача у проектировщиков непростая. Придумать и нарисовать новое здание — это полдела. Главное — необходимо обеспечить безопасность новой транспортной развязки. Ведь областная власть говорит о том, что помимо железнодорожного здесь разместится и автовокзал. Речь идет о десятках пассажирских автобусов, идущих в южном направлении по трассе М-52, о тысячах транзитных и местных автомобилей, о тысячах пассажиров и пешеходов.

— Стоит вопрос о безопасном доступе на основную железнодорожную платформу станции Бердск. Транзитный мост, который сегодня есть над путями, усугубляет ситуацию. Нужно либо ставить дополнительные павильоны досмотра, как в аэропорту, либо думать, как обеспечить безопасный проход, — рассуждает Башкиров, подчеркивая, что немалую роль в этом должна сыграть воля местной власти.

Огромного здания вокзала Бердску не требуется. Нужно обеспечить комфорт пассажиров, ожидающих электрички прежде всего в Новосибирск — туда идет основной пассажиропоток. Для этого необходимо построить крытый перрон, считают бердские чиновники, предлагая проектировщикам ориентироваться не на пафосность, а на удобство для людей.

Башкиров полагает, что комфортное ожидание можно организовать и в помещение, главное — обеспечить максимально короткий путь до электрички, а также пересадку на местный пассажирский транспорт и междугородные автобусы.

Окончательный проект будет зависеть в том числе и от того, насколько муниципалитет захочет «делиться» своей землей с железнодорожниками, какое заключение сделает «Сибуправтодор», которому принадлежит проходящий рядом с вокзалом участок Чуйского тракта.

Из описания проекта
В настоящее время ведется работа по проектированию транспортно-пересадочного узла , где решается целый комплекс задач: от транспортной (движение транспорта, парковки, пересекающиеся пассажиропотоки) до серьезного улучшения качества пребывания пассажиров и сервиса на вокзале. Внешний облик здания вокзала сформировался в соответствии с окружающей средой и технологической основой объекта. Простые, ясные формы, элементы «хай-тек» технологий в отделке фасадов, сочетание натуральных цветов, устройство навесов из пространственных большепролетных конструкций, в целом послужат созданию запоминающегося облика современного транспортно-пересадочного узла.

РЖД: Сносить не будем старый вокзал в Бердске

Один из проектов Башкирова. Фото rzdp.ru

Вокзал не соответствует городу

Бегло осмотрев вокзал, члены экспертного и общественного совет при управлении по государственной охране объектов культурного наследия продолжили выездное заседание в бердском историко-художественном музее.

По словам Александра Кошелева, инициатива выезда в Бердск принадлежит горадминистрации и общественной палате Новосибирской области. Одним из вопросов повестки значился бердский вокзал.

По оценке вице-мэра Бердска по соцполитке Сергея Носова, нынешнее здание станции — ветхое, не отвечает современным требованиям. Если убрать облицовочную плитку на фасаде, того сооружения, построенного в 1913 году итальянским архитектором Маракони, уже не увидим. Однако, по мнению Носова, старый вокзал непременно нужно сохранить, вписав его в новый транспортный узел.

— Бердск желает, чтобы на этой территории появилось новое здание с привязкой ко всей нашей инфраструктуре и транспортной развязке. Не секрет, что Бердск фактически является спутником Новосибирска. Не секрет, что линевцы и искитимцы оставляют свой транспорт на нашем железнодорожном вокзале и едут дальше на электричке. Если мы будем делать пересадочный пункт в другом месте или снесем старый вокзал, Бердска потеряет свою изюминку. Думаю, надо идти на какие-то уступки — город должен развиваться.

Носов вспомнил, как критически отзывались о бердском вокзале участники Всероссийских сельских игр, прибывшие в город из 52 регионов страны. Здание, по мнению гостей, не соответствует городу. Но вокзал, как и водонапорную башню рядом с ним, нужно сохранить как память о старом городе, которого нет, который превратился в сибирскую Атлантиду. Идти в современное будущее нужно, сохраняя историю, уверен вице-мэр Бердска.

Весной за круглым столом обсуждали судьбу бердского вокзала с участием общественников, РЖД и бердской власти. Свои позиции высказали все. Городу нужен вокзал — нет сомнения. И уже тогда проектировщики говорили о том, что есть возможность вписать старое историческое здание в новый вокзальный комплекс.

Светлана Тарасова сравнила с тем, как российские военные на деньги российских налогоплательщиков в сирийском Алеппо сохраняют то, что практически разрушили боевики:
— Они разминируют памятники, потому что это важно для мировой культуры. Так и здесь — почему нужно уничтожать сохранившееся здание железнодорожного вокзала?

Она напомнила, с каким трудом сносили старые дома у вокзала, построенные в начале прошлого века — они были столь прочные, что не поддавались разрушению.
— Нам тогда на круглом столе представители РЖД гарантировали, что создадут рабочую группу и обсудят все возможные варианты строительства нового вокзала с сохранением исторического здания станции. Пока от железнодорожников ответных шагов не последовало. Но наша позиция осталось неизменной и мы будем ее отстаивать на всех уровнях. Но хотелось бы найти понимания и правильного решения, — была категорична Светлана Антоновна.

И. о. главного инженера ЗСЖД, заверил, что учтут все пожелания.
— Предварительным решением была одобрена концепция с сохранением существующего вокзала и вписания его в новый облик, который, безусловно, украсит Бердск. Всем уже понятно, что без современного вокзального комплекса Бердску нельзя. Могу вас уверить, что старый вокзал будет сохранен, — заявил железнодорожник.

РЖД: Сносить не будем старый вокзал в Бердске

Александр Кошелев (на фото — второй слева) — «за» вокзал

Кому вокзал, кому башню?

Кошелев напомнил ему о соблюдении охранной зоны водонапорной башни при сооружении вокзального комплекса. Башня — собственность города и является памятником культурного наследия, вокзал находится на земле РЖД.
— Как будут взаимодействовать бердская власть и железная дорога? Ведь стоит задача не только сохранить облик памятника. Мы прекрасно знаем, что объект, который не используется, очень быстро разрушается.

По словам вице-мэр Бердска по строительству Петра Кима, с РЖД обсуждались вопросы и благоустройства, и содержания старого вокзала за счет спонсоров. Исторический вокзал, возможно, передадут городу, может быть, в счет земельных участков или на других условиях — пока не решили.
— Поэтому, уверен, что дальнейшее его содержание можно гарантировать с сохранением внешнего облика, — сообщил Ким.

РЖД против: она планирует использовать старый вокзал под свои технологические нужды. Водонапорная башня ей не нужна. С ней куда сложнее. С одной стороны, ее использование может ей навредить,с другой — без эксплуатации ее не сохранить. Сегодня пока не решено, что с ней делать.

Общественники предложили использовать здание исторического вокзала и водонапорной башни для художественных целей как музейный объект — в ожидании поезда или автобуса пассажиры могут прийти и полюбоваться ими, почерпнуть какую-то информацию о Бердске. А со смотровой площадки башни, например, увидеть панораму города.

В этой связи новое здание предлагают делать не на контрасте, а в историческом стиле. Проектировщики заявили, что ансамбль может сочетать историю и современность. Петр Ким отметил, что проект будущего вокзального комплекса вскоре обсудят на градостроительном совете с участием общественности и специалистов «Сибжелдорпроекта».

РЖД: Сносить не будем старый вокзал в Бердске

Что делать с башней-памятником, пока не придумали

Достояние всей России

Эксперты считают здание бердского вокзала достоянием не только Бердска или Новосибирской области, а артефактом, достоянием всей дореволюционной России — мощного строительства. За три года в начале 20 века построили 700 км железной дороги с огромных количеством вокзалов, инженерных сооружение и жилых домов на высоком архитектурном и стилистическом уровне. Архитектурным деталям до сих пор удивляются.

— Это гордость железной дороги. Поэтому она должна сохранить эти памятники — вокзалы, будки обходчиков и другое. РЖД снесла на ул. Шамшурина у Новосибирск-Южного дом 1893 года и теперь там парковка. Царская Россия строила поселки для железнодорожников с развитой инфраструктурой. Можно вскрыть кладку в водонапорной башне, чтобы показать, как строили, и, по образцу Питера, организовать там музей воды. Надо открывать исторические пласты и показывать их людям. Бердск должен прекратить обшивать себя безобразным материалом, — высказался Игорь Поповский.

Эксперты настаивают на том, чтобы бердский вокзал внесли в реестр культурного наследия: через 100 лет его снесут и никто не вспомнит, что сидели летом 2017 года за круглым столом и давали друг другу гарантии сохранности.

Мнение читателей
5
2
2
1
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

От редакции

Снести или сохранить старый вокзал?

Гражданин54, 07 июля 2017 20:02
Как понять город перерос старый вокзал? По-моему он вполне справляется со своими задачами. Стоянку для машин облагородить и нормально.
Аноним, 08 июля 2017 10:39
А если честно и объективно- Бердск заурядный городишка с убогим частным сектором и стандартными многоквартирными домами 5-ти, 6-ти и 9-ти этажками. Многие из них панельные у....ща, грязными двориками. Многие живут ностальгией, но это связано с ПО"ВЕГОЙ" , БЭМЗом и химзаводом, а по факту посмотритесь, да, по сравнению с Черепаново и Убинкой это можно назвать городом. Природа Бердска, так это тоже не заслуга, а просто факт. Да и то все потихоньку уничтожают и пилят (как Чайку). Очнитесь, Бердск заурядный убогий поселок. На картинке проект ж/д вокзала, так может хоть из окна поезда можно будет думать, что Бердск это город. Стыдно, что при строительстве новых домов, застройщики используют проекты времен Брежнева. стандартные коробки.....БР.....
Аноним, 08 июля 2017 17:17
все правильно. Со стороны Барнаула, Бердск открывается промзоной, кучами пиломатериала и вдали панельные 9-ти этажки Спортивной. Въезд по Горького- это с обеих сторон облезлые панельные 9-ти этажки улицы Горького, Со стороны Новосибирска Бердск приветствует "прекрасным видом"яхт.клуба на фоне элеватора и 9-ти этажных коробок,ну далее как положено гаражи и и базы стройматериалов . Ну в общем и все. Приезжающие друзья все отмечают прекрасное месторасположения города и внутренние советские коробки. Частный сектор, это отдельная тема, особенно Красная Сибирь.- цыганские поселения
xyz, 09 июля 2017 11:07
про пробки забыли на Вокзальной, тоже запомнится проезжающим
Птенец, 07 июля 2017 20:35
Ну и зря РЖД повелись. Снести там всё и новый, современный вокзал построить как на Сеятеле. И башню эту уродливую убрать.
Гражданин54, 07 июля 2017 21:17
Что за люди - все снести, уничтожить. А может попытаться сохранить и сберечь, ведь это наша история, культура. Я бы лучше снес уродливые девятиэтажки на вокзальной, а здание вокзала оставил -)
Антоним, 08 июля 2017 00:12
А зачем нужно это непонятное здание?

_______________________
Я понимаю, если бы оно сохранило свой первоначальный облик в обычной штукатурке и покраске былых времен, но оно покрыто современными материалами снаружи (!) и внутри.

Какой процент наших горожан осознаёт его историческую ценность?

Вся эта рухлядь в виде башни и древней постройки, равно как и дебаты вокруг этого могут повлиять на сроки возведения новейшего современного вокзала и более современной транспортной развязки возле него, а то и вовсе аннулировать проект!!! Нам это надо??

Так и будем ходить в грязный и вонючий туалет? Скакать через лужи? Наблюдать уродливые киоски и беспорядочное скопище маршруток?

_____________________
Вы видели когда-нибудь ЖД вокзал в Барабинске? И это населенный пункт, который в разы меньше Бердска. Его жителям есть чем гордиться на этот счет.
http://foto-planeta.com/photo/764966.html

Учитывая то, что он построен не в наши дни.

http://screen-desktop.ru/img/picture/Mar/05/c661c3145cff2b55261329922b3fcda7/1.jpg
_________________________
Нам же сейчас предлагают наисовременнейший проект, который станет лицом города не только со стороны ж.дороги, но и автомобильной трассы!
А все эти башни и сараи просто помешают этому.
Гражданин54, 08 июля 2017 14:00
Один новый вокзал лицо города не украсит, коль рожа крива. А здание вокзала, как правильно по-моему выразились эксперты, это артефакт дореволюционной постройки, надо обязательно сохранить, пусть даже это не будет функционально являться вокзалом, но станет достопримечательностью. Надо беречь свою историю для будущих поколений. А современный функциональный вокзал пусть строят рядом, на мой вкус это должен быть ретростиль, чтобы выделяться среди других станций. Пусть РЖД осваивает деньги -) Те пять человек, которые обслуживают сегодняшний вокзал, переместятся в роскошный футуристический хаб, где по утрам будут аукаться сто человек, ожидающих электричку -)
Антоним, 08 июля 2017 15:46
Во многом, благодаря таким, как вы, мы и живем в такой зднице, как сейчас.

Собрались какие-то непонятные п*страдальцы, делая вид, что выступают от лица всех горожан и из-за этого должен страдать весь город, теряя возможность обрести современный облик.

Так вот и живем...
Аноним, 08 июля 2017 16:01
Современный это какой ?
Покажи пример .
Гражданин54, 08 июля 2017 16:58
Ну вот, нашли виноватого в вашем местонахождении -) Ни я, ни старый вокзал тут ни при чем. -)
Антоним, 08 июля 2017 17:41
Да это не вокзал, а стыд для 100-тысячного города!
Аноним, 08 июля 2017 17:22
если строить вокзал в гармонии с бердской архитектурой , то нужно взять проект коровника. Он точно будет гармонировать с безликими домами.
Антоним, 08 июля 2017 17:39
Не надо ля-ля.
Нормальный у нас город и весьма достойный дальнейшего развития в плане таких вот проектов современного вокзала.

А если ныть по поводу всяких сараев, то конечно, никакого развития нам не видать.
Аноним, 08 июля 2017 18:57
нормальный город?
господа, осмотритесь, половина города частные уу...ща, треть хрущевки и треть новодел, те же безликие коробки проекта 60-х годов. Назовите хоть одно здание на которое можно посмотреть с удовольствием. ДК Родина? Старые, разваливающиеся конструкции закрыли зеркальным стеклом. за 150 лямов + столько же за внутреннюю отделку. И это не плевок городу. Через пару лет Осин и сам бы его бросил, но пока при.... власти решил свои не леквиды сбросить городу, да за такие бабки. МОЛОДЕЦ.
Страдальцы, ну назовите,хоть одно здание в городе., которое можно назвать отличным современным строением. А стройка то идет и сейчас. Одно старье гонят. Удручающее положение в городе. Сараями застраивают Бердск Одни коробки, хрущевки по новому.
Аноним, 09 июля 2017 22:56
На Речкуновке кран, будут 3 девятиэтажки вроде бизнес класса. С чем можно поздравить ибо кроме изумрудного у нас голимый эконом везде. Подсветку обещают..
Вит, 07 июля 2017 20:51
Здесь имеется в виду то, что город уже давно современный, многоэтажный, растущий. А вокзал действительно древний, приземлённый. Если барак обшить сайдингом, он всё равно останется бараком. Бывало, что гости, прилетающие или приезжающие на машинах, отправляясь в Новосибирск на электричке, испытывали шок при виде нашего вокзала. Но нам он всё равно дорог, ведь вся жизнь с ним связана..
Гость, 07 июля 2017 22:42
А ты сравни архитектуру старого вокзала с новыми торговыми сараями! Где более слышна "застывшая музыка?!
Шестеренкин, 08 июля 2017 09:05
Ну дык давайте сохранять старые сараи и строить новые сараи. Так?
Эксперт по всем вопросам, 07 июля 2017 21:44
Сарай снести, башню оставить и реставрировать(можно сделать там смотровую площадку). Если оставлять сарай, то надо возвращать ему исторический вид и организовать в нём музей посвящённый железным дорогам дореволюционной России и как за три года построили 700км ж/д путей и вокзалы такие типовые и чем они интересны.
Шестеренкин, 08 июля 2017 09:07
Мне лично музея РЖД на Сеятеле хватает, а типовой башни- на Косе.
Гость, 07 июля 2017 22:45
Старый вокзал можно было бы вобрать во внутренний атриум нового здания. С доступом и в старый, сделав его, скажем, кассовым залом или кафе.
Шестеренкин, 08 июля 2017 00:05
Судя по проекту привокзальной площади, пробки будут вечно, т.к нет полос для поворота в Бердск и выезда с вокзала.
А вокзал....
А что вокзал, что поезда, что РЖД навечно застыли в позапрошлом веке, главное прибыль и шубы приносят новым хозяевам.
Посмотрите, какие дороги, поезда и их скорости в Китае.
А у нас что на церкви молятся, что на старые бараки...
Шестеренкин, 08 июля 2017 09:16
Лично я думаю, раз впуливать миллионы, то надо современный вокзал с крытыми выходами на пероны, широкие крытые платформы, удобную парковку для встречающих и ОТ, и хотя бы развязку типа горб Городецкого.
Ну чует сердце - получится второй Сеятель, ни войти, ни выйти, ни въехать, ни выехать.
Шестеренкин, 08 июля 2017 09:19
Кому дорого старый вокзал, можно будет его макет в первозданном виде поставить за стеклом на входе в новый.
Поросёнок Пётр, 08 июля 2017 11:06
Если подходить к делу без эмоций, то наш вокзал не имеет никакой культурно-исторической ценности, тем более после череды ремонтов и переделок, он давно уже и морально и физически устарел, людьми, яростно защищающими это строение двигает не здравый смысл, а эмоции, ностальгические воспоминания о молодости, городу нужен современный вокзал и железнодорожный и авто, но чувствую, что к сожалению, ретрограды победят.
Вит, 08 июля 2017 12:39
Здравый смысл победит. Ретрограды хоть и ностальгируют без меры, но в душе-то понимают, что нужен современный вокзал.
RRR, 09 июля 2017 01:28
Требуется транспортный узел для всего Бердска. Чтобы все маршрутки свести в одну конечную. Если РЖД сделает регулярные электрички до Новосибирска (а не раз в 3 часа) - то однозначно нужно стыковать с ЖД вокзалом. Старое здание никакой ценности не имеет - извините, но 100-летний возраст - это не повод для объявления типового барака археологическим памятником. Здесь же остановка междугородных автобусов ( правда "автовокзал" является небольшим дополнением к сауне - ну уж как есть...). Самый главный вопрос - хватит ли места на узкой полоске между ЖД и трассой? Даже если устроить развязку и оприходовать всё кольцо.
Большевик, 10 июля 2017 13:17
Что исторического и уникального в этом типичном сарае?

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования