Путин хочет создать ученым условия, чтобы они не уезжали из России

Президент, находясь в Новосибирске, призвал ученых нацелиться на прорывные проекты и практические результаты и отказаться от неэффективных механизмов в науке.

Путин хочет создать ученым условия, чтобы они не уезжали из России
Владимир Путин встретился с учеными СО РАН 8 февраля, в День науки

Российская наука должна быть нацелена на прорывные проекты, а государству необходимо предоставить ученым такие возможности, чтобы им хотелось работать в России. К такому выводу пришли президент РФ Владимир Путин и участники состоявшегося в Новосибирске заседания Совета по науке и образованию, посвященного вопросам глобальной конкурентоспособности российской науки.

Российский лидер высказался за формирование в РФ мощных международных научных коллективов, результаты деятельности которых помогут в решении задач, стоящих сегодня перед нашей страной. На встрече в Новосибирске с учеными Сибирского отделения РАН Путин поздравил их с Днем российской науки и поддержал создание синхротрона. Президент также вручил премии за 2017 год молодым ученым.

Нацелиться на прорыв

На заседании президент призвал ученых отказаться от неэффективных механизмов в науке и нацелиться на прорывные проекты и практические результаты. «В науке, как и в других областях, мы должны добиваться настоящего прорыва», — сказал Путин.

Он подчеркнул, что помощь и содействие должны получать сильнейшие ученые и исследовательские коллективы, при этом ключевым принципом господдержки будут конкретные практические результаты, создание глобальных конкурентоспособных продуктов и прорывных технологий. «Уже сегодня наши ученые помогают отечественным компаниям, помогают добиваться успехов в технологической гонке, в том числе в области обработки и передачи больших данных. Взаимодействие науки и бизнеса должно стать ключевым условием реализации программы «Цифровая экономика», — считает Путин.

В начале заседания совета глава государства поздравил ученых и исследователей с Днем российской науки и отметил, что для будущего РФ крайне важно укрепление научного потенциала. «Очевидно, что сейчас лидером станет тот, кто будет обладать собственными технологиями, знаниями, компетенциями. Они становятся важнейшим ресурсом развития, обеспечивают суверенитет страны без всякого преувеличения», — подчеркнул президент.

Геномные исследования

В беседе с учеными Путин высказал мнение, что «накопленный интеллектуальный и научный потенциал позволяет организовать в России масштабные геномные исследования». «Прошу в короткие сроки разработать соответствующую программу, предусмотреть механизмы поддержки сильных коллективов, формирования передовой инфраструктуры и подготовки кадров», — сказал он.

Президент отметил, что «отечественные ученые сделали значительный шаг вперед в относительно новых междисциплинарных областях, таких как наука о жизни, где исследования ведутся на стыке биологии, химии, генетики, медицины, биоинформатики, физики». Также, по его словам, используются новые технологические виды диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, «серьезные успехи достигнуты в регенерационной медицине». «Речь идет об инновационных разработках, которые позволяют спасти людей, например, с практически полным повреждением кожи, вернуться к нормальной полноценной жизни тем, кто пережил тяжелую травму мозга или инсульт, с меньшими рисками проводить замены сердечных клапанов», — добавил глава государства.

Путин отметил, что и в генетике, и в других областях «надо шире использовать так называемый конвергентный подход, природоподобные технологии». «На этой базе мы сможем создавать новые лекарства и методы лечения тяжелых заболеваний, новую энергетику, основанную на технологиях максимально бережного отношения к ресурсам», — сказал президент, попросив участников заседания высказать свои предложения на этот счет.

В ходе дискуссии завкафедрой химфака МГУ, академик РАН Ольга Донцова рассказала о развитии и особенностях технологии геномного редактирования, а также о ее перспективах, в частности, в сфере сельского хозяйства и производства молока, в медицине и т.д. По словам академика, в мире сейчас бум исследований по геномному редактированию, в России они тоже проводятся, но в основном при поддержке научных фондов, чего недостаточно. В связи с этим Донцова предложила, чтобы финансирование данного направления осуществлялось в рамках государственной программы.

«Я думаю, что вы правы, такая программа востребована. Подумаем и сформулируем ее вместе с вами», — пообещал Путин.

Международное сотрудничество

Большое внимание на заседании совета было уделено международному сотрудничеству в сфере науки. Президент призвал формировать в РФ мощные международные исследовательские центры, напомнив о предложении создать один из таких центров в Новосибирске. «Надо и дальше расширять взаимодействие с другими странами, повышать открытость нашей науки», — указал глава государства.

Отметив участие России в ряде международных научных проектов, в том числе в работе Большого адронного коллайдера в Швейцарии, термоядерного реактора во Франции, лазера на свободных электронах в Германии, Путин подчеркнул, что Россия имеет право на использование результатов этой работы. «Мы должны думать, как эффективно использовать их в интересах развития страны, экономики и социальной сферы», — сказал он.

Путин заявил также о необходимости поддержки талантливых молодых ученых. «У всех, кто показывает успешные результаты, должны быть возможности строить в России исследовательскую карьеру, реализовывать крупные научные проекты, иметь долгосрочный горизонт планирования своей деятельности», — заявил он.

Президент отметил эффективность реализации программы мегагрантов (в том числе, для возвращающихся в РФ из-за рубежа российских ученых — прим. ТАСС). «Нужно предложить такие инструменты, которые позволят не только привлекать выдающихся ученых в качестве руководителей лабораторий, но и формировать в России мощные международные исследовательские коллективы», — подчеркнул Путин. По его словам, участники программы мегагрантов «сами предлагают нам такие проекты», и это «очень хорошие предложения, они фактически уже обеспечены финансированием, нужно только грамотно организовать эту работу».

«И известные ученые, и молодые исследователи должны видеть, что в России работать интересно: здесь ставятся масштабные цели, отвечающие вызовам времени, и созданы для этого все условия — для того, чтобы добиваться прорыва, решать задачи, которые стоят сегодня перед нашей страной», — подчеркнул Путин.

При этом президент высказался за мобильность научных кадров. «Нам не нужно по этому вопросу особенно переживать: то, что движение людей, кадров в мировой науке идет, перетекание — там поработали, здесь поработали — это как в искусстве, ничего страшного нет», — сказал он. По мнению Путина, «страшно то, если мы не создадим условия для того, чтобы людям было интересно работать у нас, тогда к нам ничего перетекать не будет». «Поэтому главное, что мы должны сделать, — создать условия», — подчеркнул глава государства.

Нужен новый закон

Выступая на совете, президент Российской академии наук Александр Сергеев предложил принять закон о создании в России международных научных организаций. Другие страны привыкли к работе в формате, когда за долю финансирования они получают места в органах управления проекта, время для работы своих ученых на установке и т.п. По его словам, привлечь иностранных ученых можно не только с помощью новых проектов класса mega-science, но и на существующие экспериментальные установки, «если мы правильно выстроим структуру этого проекта так, чтобы там могли эффективно участвовать зарубежные ученые».

«У нас сейчас, к сожалению, в стране только одна организация, Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, работает как международная организация под зонтиком российского законодательства. Если бы у нас была возможность организовывать по российскому законодательству международные научные организации, я думаю, что мы получили бы и приток интереса, и приток капитала сюда, и вместе с этим последовали бы ученые», — сказал Сергеев.

Он подчеркнул, что пока «поток интеллекта», к сожалению, направлен из страны, и России нужны «работающие инструменты для того, чтобы этот поток развернуть».

Кроме того, указал президент РАН, необходимо восстанавливать программу академической мобильности российских ученых, а в число задач Российской академии наук нужно вернуть международную деятельность. Сергеев также попросил МИД РФ поддержать создание сети представительств РАН в других странах. «Мы тогда не только улучшим двустороннее сотрудничество, мы получим целый контингент мощный влиятельных в своих странах людей, которые будут пропагандировать научные связи с нами», — сказал он.

Сейчас у РАН есть одно зарубежное представительство во Франции, расположенное в Ницце.

Встреча с учеными

В Новосибирске президент посетил Институт ядерной физики, где встретился с учеными Сибирского отделения РАН. Путин отметил, что Сибирское отделение РАН является самым крупным региональным отделением академии и вносит существенный вклад в самые различные направления науки, экономики, различных отраслей знания. Причем результаты его работы достаточно быстро начинают применяться на практике.

Сибирские ученые заинтересовали главу государства предложением по реорганизации системы мониторинга озера Байкал на основании новых принципов. «Я не говорю, что мы вот прямо завтра все сделаем, но точно совершенно некоторые вещи заслуживают особого внимания, например, мониторинг Байкала», — отреагировал на предложение Путин.

Президент РФ также поддержал идею создания в России мощного синхротрона за 40 млрд рублей, на котором можно будет исследовать структуру вещества на нанометровом уровне, чтобы российским ученым не пришлось «как тать в ночи» ездить за границу и пользоваться оборудованием там. «По поводу крупных проектов: нам в целом нужны крупные проекты в стране. Это правильно, они объединяют, мобилизуют, становятся сами по себе двигателями движения вперед», — сказал он.

В завершение встречи Путин попросил ученых оформить в виде документов все предложения и пообещал изучить их.

Премии молодым

Глава государства также вручил награды лауреатам президентской премии в области науки и инноваций для молодых ученых за 2017 год. Лауреатами стали Никита Башнин из Санкт-Петербургского института истории РАН, Константин Кох из Института геологии и минералогии имени В. С. Соболева СО РАН и Максим Никитин из Московского физико-технического института (МФТИ).

Премия, учрежденная в 2008 году, присуждается молодым ученым и специалистам за значительный вклад в развитие отечественной науки, разработку образцов новой техники и технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепление обороноспособности страны. Ее цель — стимулирование дальнейших исследований и создание благоприятных условий для новых научных открытий. Размер каждой премии — 2,5 млн рублей.

Выступая на церемонии награждения, президент пообещал, что власти будут работать над привлечением молодых ученых в Россию и над созданием для них наилучших условий работы и жизни. «Нам нужно сохранять свои таланты, дать им возможность раскрыться, и при этом страна должна быть центром притяжения для творческих, одаренных людей со всего мира», — сказал Путин.

Президент поблагодарил лауреатов премии «за настойчивость, за служение науке и за такие важные, значимые результаты работы».

Источник: ТАСС

Мнение читателей
1
3
1
0
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

От редакции

В науку будут вкладывать?

Аноним, 09 февраля 2018 10:10
Жаль ,что президент не приезжает к нам в Бердск, на Сиббиофарм (химзавод) я бы тоже пожаловалась на очень низкую зарплату. ...
Аноним, 09 февраля 2018 10:48
Сиббиофарм принадлежит правительству или президенту? Какую зарплату платят, столько ваш труд в этом месте и стоит.
Аноним, 09 февраля 2018 10:38
«В науку будут вкладывать?»
Конечно будут, но не во всякую.

«Президент, находясь в Новосибирске, призвал ученых нацелиться на прорывные проекты и практические результаты и отказаться от неэффективных механизмов в науке.»
Там пожёстче было сказано.
Новый мэр, 09 февраля 2018 11:16
За 17 лет не создал, 17 лет хотел теперь ещё 6 лет хотеть будет
местный, 09 февраля 2018 12:40
Так понимаю, что Вы имеете непосредственное отношение к науке и в курсе происходящего?

P.S. я вот в курсе например, и заявляю что вы нагло лжете, говоря что нет никаких изменений за 17 лет
Новый мэр, 09 февраля 2018 13:14
Наука ради науки? Какой толк от неё если мы не можем её использовать в качестве прикладной, возможно есть прорывные разработки, но далее опытных образцов дело не идет, да и собственно не может идти т.к своей промышленности нет, станкостроения нет,Скажите о каких изменениях идет речь?
местный, 09 февраля 2018 14:12
- Комплексная работа по разработке и внедрению оптических систем регистрации параметров рабочих процессов состоит из семи разделов и направлена на увеличение эффективности производства гидротурбин, горячего листового металлопроката, работы энергетически нагруженных роторов ГЭС, турбин ветрогенераторов. http://www.sbras.info/articles/sciencestruct/vnedreno-i-odobreno
- в фотонике много интересного сделано тоже с применением и внедрением https://iae.nsk.su/index.php/ru/34-news/1912-170315-lektoriy-ngu

Это только навскидку то что на уме за последний год.

Если интересуетесь - прочитайте отчеты годовые институтов например, или сразу итоговый от СО РАН, или прям отчеты к докладу Президента от РАН.
Если интересно именно до внедрения, то ключевые слова вам "разработка полного цикла"

Впредь: не рассуждайте о том, о чем не в курсе!
Новый мэр, 09 февраля 2018 15:04
Разве я не прав, про лабораторные разработки?! Идей много, но внедрение их не возможно. какой толк от институтов если нет промышленности, что бы понятней было это как с кадрами, какой смысл учить на монтажника радио оборудования если "Веги" давно нет,
Я ведь не против науки, только за, но научные институты не могут существовать без производства,
студент, 09 февраля 2018 15:46
умник, тебе уже сказали все: ты не в теме!
если не знаешь о существующих КБ, ЦКП, приборных комиссиях и прочих - не суйся!
у меня отец больше 30 лет в НИИ: отлично знаю что было в 90-х и как выживали и что сейчас делают!
a.danilov, 09 февраля 2018 15:49
лучше отлично знать что было ДО 90-х.
студент, 09 февраля 2018 16:48
выше на писано: 17 лет
как по мне, так сравнивают произошеднее за это время

ты со своей историей не в тему!
Аноним, 10 февраля 2018 20:48
«лучше отлично знать что было ДО 90-х«
А до 90х это было элитным местом со свободными порядками, где не надо как на заводе трудиться в грязной робе, пыли и грохоте по жесткому графику, где продавались лучшие товары, и можно было слушать рок и джаз и даже позволять себе свободомыслие
Аноним, 09 февраля 2018 15:48
"научные институты не могут существовать без производства"

У нас в Новсибирске так и есть, в этом и главная проблема СО РАН, она была создана с прицелом на промышленность, которая у нас была все таки военной ориентации больше.
Сейчас той промышленности нет, и у академгородка происходит реальный экзистенциальный кризис.
Для фундаментальной науки, для которой не нужна промышленность, академгородок либо слишком большой либо неуспешный, либо еще что.

Для попытки получить востребованность в нынешнее время строятся технопарки и там в какой-то степени сводится современный бизнес с деятельностью институтов.
студент, 09 февраля 2018 16:49
да при чем здесь это?

вы не можете различать чтоли фундаментальную и прикладную науку?

да, прикладной у нас мало (но есть все равно).

или фундаменталку забросить предлагаете тут все????
Аноним, 09 февраля 2018 20:57
Гуглим "Треугольник Лаврентьева" и идем по первой же ссылке.
Как-то так, 09 февраля 2018 21:19
"... институты не могут существовать без производства" Так производства и созданы при институтах.И, уверяю Вас, на этих производствах работают квалифицированные рабочие из Бердска.Это станочники,сварщики,слесари,гальваники-бывшие работники Веги,БЭМЗа.Конечно,люди стареют,но им на смену приходят их же дети и внуки,складываются целые рабочие династии.Только в ИЯФ ранним утром из Бердска увозят рабочих на 5 служебных автобусах.Участие в международных проектах-это не просто присутствие ученых,это создание и оснащение оборудованием того же коллайдера.Ведь на коллайдере установлено больше 3000 сложных магнитов,изготовленных нашими рабочими.Предстоит участие в создании ИТЕР(интернационального термоядерного реактора) во Франции.Оборудование для этого проекта также будет изготавливаться сибирскими рабочими.Не так все плохо в науке,если руководители институтов умеют работать.
Аноним, 09 февраля 2018 21:39
Так это только один институт. А там их около 20-ти.
Нет сейчас у государства денег "на науку" в прежнем объеме. Оборудование, текущая деятельность, зарплаты, прочее содержание. А частный бизнес не спешит вкладываться. Поэтому вариант 1 закрыть 7-9 (условно) из 10 институтов, остальные пусть занимаются фундаменталкой под гранты российские и международные, либо .. технопарки и тп
Аноним, 09 февраля 2018 21:27
НУка-нука пару примеров,с обоснованием конечно.
Аноним, 10 февраля 2018 00:28
Сколько институтов в НСК? Теперь умножьте их количество на 18 лет и у вас должно получиться примерное количество передовых разработок. Сотни! Где, приближённый вы к науке ???
южанин, 10 февраля 2018 18:40
я не сильно в теме, но зашел на сайт например института физики полупроводников и прям сразу тыкнул на раздел НАУКА: http://www.isp.nsc.ru/nauka/osnovnye-rezultaty
вот основные результаты за каждый год.

я не сильно понимаю в этом, но видимо результаты вполне хорошие.

из химии помню слово КАТАЛИЗ.
Оказывается есть прям институт катализа и там тоже можно посмотреть по годам результаты http://www.catalysis.ru/block/index.php?ID=2&SECTION_ID=2122

вы не осилили найти, или просто как обычно хотите повозмущаться?
Alex, 09 февраля 2018 12:42
Евгений, 09 февраля 2018 11:18
Зато благодаря его визиту дороги вычистили до асфальта. Тротуары вдоль дорог прочистили тоже. На Морском проспекта гайцы вчера стояли через каждые 50 метров - можно было машину оставить на парковке совершенно спокойно. Так что пусть почаще приезжает.
Аноним, 09 февраля 2018 11:28
Руки прочь от науки!!!Последние уедут!!! СО РАСХН уже нет.
Омоним, 09 февраля 2018 12:20
- Хочу снова в Нью-Йорк...
- А вы там уже бывали???
- Нет, уже хотел...
ФАГ, 09 февраля 2018 13:50
Обещалкин уже помог науки, когда создал идиотское ФАНО.
Теперь чиновники этой конторки регулируют денежные потоки, сжирая огромную долю денег, отпущенную на науку.
Аноним, 09 февраля 2018 14:14
возмущаются "ученые" у которых кормушку забрали
и правильно: наукой пускай занимаются, в не сдачей в аренду площадей и отмывкой денег на ЖКХ!
Аноним, 09 февраля 2018 14:59
18 лет не хотел, а тут захотел Какой дурак ещё верит этому кренделю?
василий, 09 февраля 2018 19:20
Я заканчивал универ в начале 2000-х: никто не оставался ни в науке ни в институтах - либо бизнес, либо уезжали на запад.
Сейчас я вижу в институтах много молодых людей: как старшекурсников, так и получивших диплом.
Да, сделано наверняка недостаточно, но отрицать прогресс может либо слепой, либо купленный!

Надо продолжать и молодец В.В., что еще раз обратил внимание на эту тему
Новый мэр, 09 февраля 2018 23:28
Прогресс в чем? прорыв где? Мы стали лапотной Россией, благодаря вашему ВВП, Летаем на Боингах, ездим на Тойотах, пользуемся Самсунгами и тд и тп,Не дай бог случись завтра война, которой нас пугают ВВП и семья Скабеевых, нам армию одеть и обуть не во что, у нас нет станкостроения что бы точить болванки да и не кому.Мы на 93 % зависим в производстве от импорта.
Аноним, 09 февраля 2018 23:46
Летаем.. ездим.. пользуемся.. - самым лучшим, заметьте.
Зависим от импорта, ну и что, а кто сейчас не зависит. Хотите назад в СССР бракованные\устаревшие\с изянами\все вместе в одном флаконе вещи и услуги покупать?
гость, 10 февраля 2018 00:32
мы не зависим от импорта в главном )):
— Прикинь, у Америки есть многоразовые ракеты!
— Зато у нас — многоразовый президент! ))
Аноним, 10 февраля 2018 12:06
Это ты 90% зависимости нашей промышленности от импорта расскажи.
Аноним, 10 февраля 2018 22:21
А Вы жили в СССР? Наврятли. Вы мыслите как предатель своей страны. Помолчите, со своей пропагандой. Раб финтеплюшек
Аноним, 10 февраля 2018 22:41
Жил до 16 лет.
А что СССР. Представляется что рабства по поводу финтифлюшек там было куда больше нынешнего, вы как раз там и не жили
Аноним, 09 февраля 2018 19:50
Только на словах.
Аноним, 09 февраля 2018 21:32
Ту-144,"Буран"-это высокий уровень,продукция нашей веги и бэмза -это бытовой уровень....Су-27 в 1985 встал на вооружение-это военка...А что создано за последние 20 лет?
Аноним, 09 февраля 2018 21:52
Как то нам за эти 20 лет выбрасывать деньги на ветер еще время не пришло. Все затратные проекты что сейчас есть имеют критерий эффективность как главный. Поэтому какой Буран или эксперименты с пассажирским сверхзвуком.
До состояния когда деньги на ветер ради высоких целей или абстрактного соперничества надо еще дорасти.
Новый мэр, 09 февраля 2018 23:40
За 20 лет мы то и делаем что выбрасываем деньги переводя их в долговые обязательства ФРС США, спросите Кудрина сколько наших денег пропала во время краха Fannie Mae Freddie Mac.а там было более 5 тр рублей. было. Это вам рости, а мы уже выросли
Аноним, 10 февраля 2018 00:28
Позвонил, спросил, говорит ФРС это не Фани Мэй. 5 тр рублей - чьих?
южанин, 09 февраля 2018 21:46
Правильно сказал он все, а вот заголовок слегка не в тему.
Да, за последние годы отток реально уменьшился.
Но сегодня надо решать актуальные задачи: создавать прорывные технологии.
Насчет управления тоже верно: старое и плохое со всей этой прогнившей системой когда академики занимались ЖКХ, распоряжались землей и строили себе коттеджи, которые затем приватизировали - сломано.
Новое разумеется не идеальное, и надо совершенствовать.
Денис, 09 февраля 2018 22:34
Путин - типичный демагог.
Аноним, 09 февраля 2018 23:54
- А вот если руководить целыми отраслями назначают людей без профильного практического опыта?
- Как минимум, неумно.
- А если такой главный по отрасли окружает себя такими же профанами?
- Вредительство.
- А если он еще и подбирает глупее себя, чтобы выглядеть получше на их фоне?
- Тупик.
- А если цель всех этих манагеров – исключительно наполнение собственных карманов?
- Это наша страна, дружище…)
Аноним, 10 февраля 2018 20:24
Солянка. В СССР были отраслевые органы управления и командно-административноая система, и все так и есть для неё, за исключением последнего пункта, который таки из рыночной экономики.
Пенсионер, 10 февраля 2018 19:36
Да пусть мотают! Я бы таких не держал, но с одним условием Принять через запись в конституции закона о лишении не только гражданства, но и упоминания в любой их работе слова Россия и возможности вернуться в Россию ни им, ни их потомкам!!! Уходя - УХОДИ!!!
Чтобы это было серъёзно и ответственно...
А не так - сегодня плохо - ушёл - Завтра - хорошо - пришёл!!!Предатели не нужны !!! Обойдёмся...
Аноним, 10 февраля 2018 19:47
Лапша, лапша и ещё 6 лет лапши.
Аноним, 10 февраля 2018 19:50
"младший лейтенант"которому под новый год свалилось счастье....и всЕ...
АнтиЯ, 10 февраля 2018 23:12
Железный занавес наше все......
Аноним, 11 февраля 2018 04:06
Верни народу деньги, что украл, тогда глядишь и учёные перестанут бежать.
Аноним, 11 февраля 2018 23:25
С удовольствием создал бы условия чтобы путины уезжали с России.

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования