Монстр науки: Самый большой телескоп размером в 30 футбольных полей находится в Китае

Одна из его главных задач — помочь раскрыть тайны о «детстве» и эволюции Вселенной. За два года испытаний китайский телескоп уже выявил 102 новых пульсара, что больше, чем за тот же период обнаружили все научные группы в Европе и США.

Площадь этого крупнейшего в мире радиотелескопа как у 30 футбольных полей, а периметр составляет 1,6 километра

Стоимость крупнейшего в мире радиотелескопа диаметром 500 метров около 170 миллионов долларов. После трехлетних испытаний он официально введен в эксплуатацию. Его площадь как у 30 футбольных полей, а периметр составляет 1,6 километра.

Одна из его главных задач — помочь раскрыть тайны о «детстве» и эволюции Вселенной. Дело в том, что единственный способ изучать Вселенную в самом начале ее развития — по радиоизлучению, поскольку звезд тогда еще не было, а значит, оптического излучения тоже. Зато было электромагнитное излучение, в том числе и в радиодиапазоне. Радиоволны от космических объектов слабо поглощаются и почти беспрепятственно добираются до Земли. И вот здесь поле работы для мощных радиотелескопов.

За два года испытаний китайский телескоп уже выявил 102 новых пульсара, что больше, чем за тот же период обнаружили все научные группы в Европе и США. Пульсары — вращающиеся с высокой скоростью нейтронные звезды, которые испускают строго периодические импульсы электромагнитного излучения.
На создание гигантского телескопа ушло пять лет. Почти десять тысяч человек в провинции Гуйчжоу были вынуждены покинуть свои дома, чтобы этот проект был реализован.

Казалось бы, на китайском монстре наука уже могла бы и успокоиться. Но ученые уже смотрят дальше. На очереди самый большой в мире радиотелескоп SKA, который будет состоять из двух «половинок». Одну построят в Австралии, вторую — в ЮАР. Как такое возможно? Дело в том, что повышать разрешение радиотелескопа можно, как в Китае, увеличивая диаметр зеркала, а можно объединить несколько антенн. Именно второй вариант и выбран для SKA. В ЮАР построят сто тридцать три 15-метровые тарелки, объединенные с радиоинтерферометром, в Австралии — 512 станций по 256 антенн каждая. Координация работы такой армады антенн, управление ими — сложнейшие задачи. Однако ученые уверены, что она вполне решаема.

Этот телескоп будет искать новые космические объекты, в частности новые экзопланеты, а также ловить сигналы от внеземных цивилизаций.

Начало строительства намечено на 2021 год. Стоимость оценивается в 940 миллионов долларов.

Источник: РГ

А вам доводилось наблюдать за звездами в телескоп?