Если вам достался лимон - сделайте из него лимонад - это девиз директора турагентства "Альбатрос-Круиз" Светланы Архиповой из Бердска. Она уверена - нужно в каждой ситуации найти свои плюсы. Светлана потеряла всю прибыль за самоизоляцию, но при этом отмечает, что это было хорошее время, когда можно было остановиться. Закрытие стран для туризма началось еще с января, а с 22 марта вообще закрылись границы. Как реагировала Светлана на то, что ее сфера деятельности оказалась под запретом и почти рухнул бизнес?
Первые "ласточки" кошмара
Первые проблемы в работе у турагентств начались уже в январе - эпидемию коронавируса официально объявили в Китае, а потом закрыли туристический остров Хайнань. Началась отмена и перебронирование туров. Туристы также следили за обстановкой - клиенты присматривались, но в итоге отменяли или переносили туры. Все воздерживались от покупок.
- Первые проблемы появились в январе и феврале. В марте бронирования вообще уже не было, - рассказала Светлана Георгиевна 28 июля.
Полный запрет на въезд, выезд и на продажу путевок был объявлен 22 марта, рассказывает она. Тогда же закрыли границу полностью. После этого всем туроператорам и турагентствам пришлось вести работы по переносам туров и отмене авиаперелетов. С 28 марта была объявлена полная самоизоляция и всем пришлось закрыть офисы.
- Мы сели дома. Большая часть работ была - это отмена бронирования и перенос авиабилетов на более поздние сроки. Слава богу, люди реагировали спокойно на ситуацию, с пониманием, - подчеркнула Светлана.
Убытки и увольнение
Светлане пришлось уволить менеджера в феврале, когда стало понятно, что все трудности только начинаются. И действительно тогда еще сложности были впереди - туризм полностью остановился. За 6 месяцев Светлана потеряла 200 тысяч рублей прибыли. Остались расходы на бизнес, их пришлось урезать.
- Мы закрыли офис, перестали покупать канцелярию, воду, отключили свет. Заблокировали счета в банке, телефоны. Сократили полностью все возможные расходы, - рассказала Светлана Архипова.
Работая дома, Светлана смогла использовать время с пользой - она стала развивать профиль компании в Инстаграм. Слушать вебинары, осваивать новые продукты, которые предлагали туроператоры - не только по зарубежным турам, но и по внутреннему туризму.
- С клиентами мы поддерживали связь по телефону и в переписке, - отмечает Светлана Георгиевна.
Успехи "взаперти"
Как Светлана вела себя в то время, когда пришлось остановиться и полностью поменять характер работы? Она смогла переключиться и получить новые результаты в жизни и в профессии.
- Я очень много читала о том, что происходит в мире, чтобы понимать, как действовать дальше. Было обучение по внутреннему туризму в рамках видеокурса "Знай наше". Наша страна настолько разнообразна удивительными местами и возможностями, это заслуживает отдельного внимания и предложения. Наши курорты дают сервис и лечение лучше, чем в других странах, - рассказала Светлана.
После большой нагрузки и 6 рабочих дней в неделю, в самоизоляцию Светлана с удовольствием оставалась дома. Она успела подучить английский язык, освоить танец "Сальса" и заняться здоровьем.
А самое главное - она поняла, что это тяжелый период принес новое направление для работы и перспективы, в том числе и для страны.
- Это время заставило власть под другим углом посмотреть на страну и начать развивать внутренний туризм, а людей обратить внимание на Россию для поездок и отдыха. У нашей родины много удивительных мест, - отмечает Светлана.
Новое время - новые грани
Изучив возможности Российского туризма Светлана уже знала, что ей предложить клиентам. После долгого затишья агентство в полную силу начало работать со 2 июля.
- Авиакомпаниям правительство дало субсидии, чтобы они сделали скидки на 150 видов направлений. Десятки людей успели воспользоваться билетами в Питер за 12 тыс. рублей, а также на Камчатку, Владивосток, Хабаровск, за 13-15 тысяч туда и обратно в Сочи, - рассказывает Светлана.
Что имеем сегодня
Конечно, у Светланы появились долги она их сможет покрыть только со временем. Туризм - это не производство, на котором можно увеличить темп. Он полностью зависит от финансового положения жителей. Но на ее пути встретились добрые люди, которые пошли навстречу и оказали помощь.
- Охранное агентство "РиК", наш деловой партнер, понимая в какой ситуации мы попали, оказало нам неоценимую поддержку и не стало брать плату за услуги до сентября, - с благодарностью отметила Светлана.
Также она получила помощь от государства - пособие в размере МРОТ - в 12130 руб. в месяц за апрель и май.
С 2 июля Светлана открыла офис, сейчас в нем соблюдаются все меры безопасности - дистанция, используются маски, средства дезинфекции. Клиентов принимают в разное время, чтобы они не пересекались. Много работы осталось дистанционной, этот опыт тоже очень пригодился.
Это время научило Светлану оптимизировать трудовые и финансовые ресурсы.
- Не так много нам нужно, как мы привыкли. Это была полезная остановка. Пришло время России подумать о себе, что наше правительство и делает, субсидируя поездки по стране, оказывая поддержку российскому бизнесу и туристическим объектам, - отметила Светлана в заключение.