Немало раритетных фотоаппаратов хранится в городском музее Бердска. Среди них первый советский - «Фотокор №1».
К середине 1920-х годов в СССР назрела необходимость в развитии производства отечественных фотоаппаратов. На тот момент советские фотолюбители, к тому времени уже достаточно многочисленные, вынуждены были довольствоваться либо крайне редкими и дорогими импортными образцами, либо низкокачественными "самоделками". В мае 1928 года в целях снижения остроты ситуации ВСНХ РСФСР было принято решение начать выпуск отечественных фотоаппаратов на базе наиболее удачных западных образцов. Задача разработки фотоаппарата была возложена на Ленинградский государственный оптико-механический завод (ГОМЗ).
Разработка фотоаппарата продолжалась с 1928 по 1930 годы, после чего новый фотоаппарат под маркой "Фотокор №1" поступил в серийное производство. Это был первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства которого было выпущено более 1 миллиона экземпляров.
"Фотокор №1" позиционировался как универсальный фотоаппарат. Благодаря достаточно широкому диапазону доступных значений экспозиции камера могла применяться как для павильонных съемок со штатива, так и для всех других видов съемок при различных условиях освещенности. Двойное растяжение меха, уникальное в практике отечественного фотоаппаратостроения, позволяло применять "Фотокор № " для различных репродукционных работ и макросъемки. Подвижное крепление объектива обеспечивало аппарату возможность снимать архитектуру в разных ракурсах без перспективных искажений. Важным является и тот факт, что печать со стеклянных фотопластинок проводилась контактным методом. Благодаря мобильности данного метода печати, "Фотокор №1" стал классической камерой для съемки фотохроники Великой Отечественной войны.
Интересный факт из истории Фотокора. Для производства был организован заем денег у населения, с целью помочь заводу на первых порах освоить выпуск фотоаппаратов. Фотозаем дал возможность собрать крупные средства, которые целиком вкладывались в производство. Обязательства, взятые на себя заводом и необходимость выдавать аппараты займодержателям, заставили завод ускорять и увеличивать выпуск фотокамер. Из-за чего в адрес выпускаемой продукции поступало много нареканий.
Обладатель облигации займа чувствовал себя сопричастным к производству «Фотокора», переживал за него, ожидал, как собственного ребенка, и видимо поэтому, считал себя вправе отнестись к нему критически, «спросить» с завода за свою помощь. А качество камер, как следует из рекламационных писем фотолюбителей, получивших долгожданную коробку с «Фотокором», не всегда соответствовало их ожиданиям. Руководству завода невозможно было это явление проигнорировать, результатом стал показательный «Технический суд» над «Фотокором», организованный руководством ВООМП и проведенный на серьезной научной основе, в духе того времени. Состоялся он в феврале 1935 года. Возглавлял суд академик С.И.Вавилов.
Однако несмотря на все трудности «Фотокор№1» пользовался большим спросом. Об этом наглядно говорят цифры выпуска "Фотокор №1" заводом ГОМЗ. Так, например, только за один 1934 год было выпущено свыше 100 000 камер, а за все время с начала производства и по конец 1936 года завод выпустил уже свыше 400 000 камер "Фотокор №1".
Из-за того что фотоаппарат был массовым, даже в наше время его можно встретить среди семейных реликвий. Хранился такой раритет и в семье бердчанина Цырулева Михаила Ивановича (1926 г.р.) Купил он его на бердском рынке в 1958-1960 ггодах. После его смерти в 2010 году жена Цырулева Александра Герасимовна отдала фотоаппарат своему брату, Карпенко Владимиру Герасимовичу. В 2018 году Владимир Герасимович подарил «Фотокор №1» бердскому музею.
По материалам бердского городского музея