
Шахта «Листвяжная» во многом стала триггером для властей, для людей Кузбасса. Если раньше о Кузбассе говорили, как об угольной столице РФ, то теперь Кемеровская Область - край вдов и сирот. В этом году, 25 ноября, около посёлка городского типа Грамотеино на шахте «Листвяжная» произошёл взрыв а штреке вентиляции. В результате огромнейшего разрушения шахты 46 горняков, 5 спасателей оказались погребены под тонными угля, воды и земли.
Тела всех погибших шахтёров искали больше двух недель. Последнее тело пропавшего горняка подняли 13 декабря 2021 года. Известно, что трагедия на «Листвяжной» не первая, по всей Кузбасской земле раз в 10-12 лет происходят масштабные взрывы газа, обвалы, несоблюдения техник безопасности и гибель шахтеров. В беседе с матерым шахтером в прошлом, а теперь моим коллегой Владимиром Голубничим выясняли, как происходили взрывы на шахтах, в том числе и 25 ноября.
- Раньше много сыпали сланцевой пыли, чтобы угольную нейтрализовать. Сланцевая пыль - это пыль, которая может нейтрализовать угольную. Угольная же пыль сама по себе взрывается даже мука взрывается на мукомольных заводах. Потому что она в таком состоянии. А инертная пыль, она белая сам по себе. Ее специальными веществами обрабатывают, чтобы она не слеживалась. Чтобы влагу не забирала, и, в случае взрыва поднималась эта пыль и нейтрализовала угольную пыль. Этой пыли всегда очень много нужно, чтобы если газ взорвался - это одна сила взрыва, а вот если добавился взрыв пыли от угля, то это огромная мощность. В случае с Листвяжной пока говорят про взрыв газа, но разрушения там огромные. Пока так предполагают шахтеры, которые не участвовали, - рассказал шахтер Владимир Голубничий.
А вот у шахтера с соседней шахты Юбилейной Андрея, есть свое мнение на этот счет. Горняк с 5-летним стажем под землей считает, что взрывы происходят с периодичностью 8-15 лет и вот почему.
- Мы много говорили с моим другом горным спасателем до последнего взрыва. Он рассказывал, что взрывы и правда происходят в период 10-15 лет на наших шахтах. Я смею предположить, что это из-за того, что горняк выгорает. Правда, ты некоторые вещи делаешь на автомате, не думая. Еще это потому что приходят новые, там наоборот - ошибки. Наверное, не зря у нас сетка идет, нельзя под землей десятками лет работать, - рассуждает шахтер с Юбилейной.
Но это все - сторона, как говорится, изнутри. Но а что говорят специалисты из других областей? К примеру экологи? Если послушать мнение эколога, у которого вся семья работала на этих шахтах, такая версия допустим. Эколог, экоактивист и сын шахтера Андрей Герман считает, что из-за шахт страдают не только шахтеры или их семьи, а целые города. И вот, почему.
- Подвергаются смертельному риску не только шахтёры, а все жители угольного региона. Не случайно в Кузбассе низкая продолжительность жизни, высокая заболеваемость органов дыхания и прочие «радости» последствий в дыхания угольной пыли. Наверно, нужно проявить политическую волю и хотя бы запретить в населённых пунктах открытые угольный склады и углепогрузку. Нельзя из-за желания угольных олигархов больше получать прибыль приносить в жертву здоровье жителей городов Кузбасса, - говорит Андрей Герман, общественный экоактивист Кемеровской области.
Порассуждал Андрей Герман о том, почему в столице угля все так плохо.
- Я часто сравниваю угольную отрасль России и Австралии. В Австралии добывают примерно 500 млн тонн угля, а в России 400. Дальше все очень разное. Отношение к углю, к угольной сфере. С одной стороны никто не молится на уголь, как происходит, например, у нас в Кузбассе. Хотя уголь добывают, наверное, в каждом штате Австралии. Следующее, что нас разнит - размещение угольных предприятий. У нас шахты и разрезы находятся в населённых пунктах или рядом с ними, а в Австралии такого нет. Мы серьезно отстаем в производительности труда. В Австралии при добыче 500 млн тонн угля занято шахтёров всего 38 тысяч человек, а всего всех, кто прямо или косвенно занят, 150 тысяч человек. У нас же при добыче 400 млн тонн угля в угольной отрасли работает 150 тысяч человек и ещё 500 тысяч человек в смежных. Низкие зарплаты сдерживают технологическое развитие. Зачем вкладываться в технологии, если можно дешево нанять рабочую силу?, - говорит экоактивист Андрей Герман.
Что касается трагедии 25 ноября на Кузбасской земле и о тех выплатах, которые семьи горняков получили за смерть отцов, Андрей Герман считает их мизерными. Шахта не понесет убыль из-за этого.
- Выплаты холдинга СДС в связи с аварией на шахте пострадавшим и семьям погибшим, а также прочие расходы должны быть сопоставимы с капиталом компании. Только громадные выплаты компаний и собственников шахт или других производств, которые могут привести к банкротству предприятия и потери капитала собственников - единственный экономический механизм, который позволяет не жалеть средств собственникам на безопасность шахтёров или других рабочих на других производствах, - рассуждает экоактивист Андрей Герман.
Отметим, что сегодня, 15 декабря, собственника предприятия СДС арестовали, но пока на 2 месяца.