
Если вы простудились, не спрашивайте у врача антибиотики - это золотое правило. Они предназначены для лечения бактериальных инфекций, а не вирусных. Нам говорят не только, что они не будут работать, но и что, используя антибиотики, когда они не нужны, мы помогаем бактериям стать к ним устойчивыми.
Тем не менее, в недавнем исследовании, проведенном в египетской больнице, мы показали, что лечение пациентов с COVID от умеренной до тяжелой формы одним из двух антибиотиков (цефтазидим или цефепим в сочетании со стероидом) привело к аналогичному времени выздоровления по сравнению с пациентами, получавшими стандартное лечение, пишет medicalxpress.com.
Это стандартное лечение, санкционированное египетским правительством и одобренное Всемирной организацией здравоохранения, состояло из как минимум семи различных лекарств, что позволяет предположить, что лечение COVID с помощью антибиотиков могло бы быть гораздо более простым способом сделать людей лучше.
Тем не менее, поступая так, мы пошли вразрез с установленным медицинским соглашением о том, что антибиотики не используются для лечения вирусов. Так почему мы нарушили это правило?
Необходимость чем-то лечить
Традиционно создание новых лекарств для лечения болезней занимает много времени. Попытка разработать новое лечение может занять годы, стоит больших денег и имеет очень низкий процент успеха. Тем не менее, этот процесс обычно приемлем для лечения распространенных заболеваний.Однако этот трудоемкий процесс нежизнеспособен, когда существует высокая угроза, исходящая от возникающего инфекционного заболевания, такого как Зика, Эбола, Мерс, а теперь и COVID. Без быстрых действий или эффективных методов лечения, которые уже готовы к применению, возникающие болезни могут перерасти в пандемии, уносящие много жизней. Например, были зарегистрированы сотни миллионов подтвержденных случаев COVID и более 5,4 миллиона случаев смерти во всем мире.
Из-за этого, сталкиваясь с новой угрозой, разработчики лекарств и крупные фармацевтические компании ищут более быстрые альтернативы типичному процессу разработки лекарств. Одна из практических стратегий - перепрофилирование лекарств. Здесь тестируются уже созданные и одобренные для одноразового использования лекарства, чтобы увидеть, могут ли они также помочь в лечении нового заболевания.
Поскольку безопасность лекарств уже доказана, и о том, как они действуют, известно много, это потенциально гораздо менее рискованный и трудоемкий способ лечения нового заболевания. Это стратегия, которая часто использовалась в прошлом, и мы с одним из моих коллег хотели попытаться использовать ее во время COVID из-за острой необходимости.
В поисках новой цели
Переназначение лекарств начинается с использования компьютерных методов для моделирования того, как существующие лекарства и новый вызывающий болезнь агент - в данном случае коронавирус - могут взаимодействовать. Перспективные лекарственные препараты затем тестируются в реальных лабораторных исследованиях, чтобы подтвердить результаты компьютера и подтвердить, что они могут быть использованы в клинической практике.При вирусном заболевании, таком как COVID, лекарство, рассматриваемое для перепрофилирования, должно демонстрировать одно из этих трех качеств: оно должно либо подавлять одну или несколько стадий цикла репликации коронавируса; избавить от вредного воздействия вируса; или манипулировать иммунной системой, чтобы организм мог справиться с вирусом.
И что удивительно, антибиотики часто оказываются веществами, обладающими потенциалом. Хотя вирусы отличаются от бактерий, иногда они также чувствительны к антибиотикам. Утверждение, что антибиотики не действуют против вирусов, не применимо в 100% случаев.
Например, в ответ на кризис, вызванный вирусом Зика, пять или около того лет назад, американское исследование оценило более 2000 лекарств, уже одобренных Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, чтобы выяснить, можно ли их безопасно использовать во время беременности против вируса. Исследование показало, что антибиотик азитромицин может уменьшить распространение вируса в мозге еще не родившихся детей, потенциально защищая от микроцефалии , состояния, вызываемого вирусом у новорожденных.
Отдельно тестирование также показало , что антибиотик новобиоцин оказывает сильное противовирусное действие против вируса Зика. И исследование перепрофилирования лекарств, проведенное в 2016 году в Таиланде, выявило миноциклин как многообещающий противовирусный препарат против вируса денге, причем этот антибиотик подавляет рост вируса на различных этапах его жизненного цикла.
Все эти исследования дали нам уверенность в том, что использование антибиотиков для лечения COVID было правдоподобной идеей.
Но почему цефтазидим или цефепим?
Исследования уже показали, что ряд антибиотиков , в том числе цефтазидим и другие препараты того же класса, известные как «бета-лактамы», способны остановить воспроизведение коронавируса в лабораторных условиях. Поэтому мы знали, что у этого класса наркотиков есть потенциал.И когда мы провели компьютерное моделирование того, как цефтазидим и цефепим (еще один бета-лактам) будут взаимодействовать с вирусом, они оба эффективно разрушили его протеазу, ключевой фермент, который вирус использует для воспроизводства.
Цефтазидим и цефепим также являются антибиотиками широкого спектра действия, которые широко используются для лечения пациентов в критическом состоянии , у которых в больнице подхватываются инфекции. Поскольку пациенты с COVID часто одновременно заболевают другими инфекциями, мы также думали, что эти препараты могут помочь тяжелобольным пациентам, избавляя их от других инфекций, которые у них могут быть, что помогает предотвратить такие состояния , как пневмония .
Однако неясно, какая часть эффекта антибиотиков в нашем исследовании египетской больницы была связана с устранением коинфекций по сравнению с тем, насколько они были вызваны прямой атакой на коронавирус. Действительно, представление о том, что бета-лактамы обладают противовирусными свойствами, основано на компьютерном моделировании и лабораторных экспериментах - окончательно не доказано.
Тем не менее, наша работа убедительно доказала, что эти препараты могут бороться с коронавирусом. Хотя нам по-прежнему необходимо осторожно использовать антибиотики, они могут сыграть свою роль в борьбе с COVID в будущем.