
Несмотря на все страдания, которые принесла пандемия, она также открыла огромный кладезь знаний о медицинских проблемах, помимо COVID-19. Хотя еще слишком рано делать выводы, появляются доказательства связи между аутоиммунными расстройствами и вирусом, вызывающим COVID-19.
Как исследователь в области биоинформатики с медицинским образованием и опытом моделирования иммунной системы , я нахожу эту разработку особенно интересной, пишет medicalxpress.com.
Иммунная система – самое мощное оружие против инфекции. Но в редких случаях происходит что-то разрушительное: иммунная система восстает против собственного тела — состояние, которое исследователи называют аутоиммунитетом. Это может привести к любому из широкого спектра аутоиммунных заболеваний. К ним относятся ревматоидный артрит , рассеянный склероз и волчанка , воспалительное заболевание, при котором иммунная система атакует несколько тканей.
Исследователи все еще пытаются разгадать тайну причин этих заболеваний в надежде разработать методы их лечения. COVID-19 может ускорить этот процесс, дав исследователям новое понимание старых данных об иммунной системе.
От аутоиммунитета к COVID-19
Молекулы, называемые интерферонами, являются важным компонентом защиты организма от вирусов. Эти белки особенно важны на ранних стадиях инфекции, часто опережая ее до появления симптомов. Иммунные клетки вырабатывают интерфероны, которые затем делают то, что следует из их названия — буквально запускают интерференцию, когда вирус начинает размножаться. По крайней мере, это то, что они должны делать.Но отчеты с начала пандемии показали, что у некоторых пациентов с тяжелой формой COVID-19 один интерферон, известный как тип I, показал слабую реакцию на вирус. У некоторых пациентов на самом деле вырабатывались антитела, специально нацеленные на интерфероны типа I, что, по сути, отключало одну из первых линий защиты организма от болезни.
Исследователи обнаружили подобные явления десятилетия назад. После введения интерферонов для лечения пациента с раком в 1980 году врачи обнаружили, что некоторые антитела пациента эффективно нейтрализуют эти интерфероны. А в 1982 году исследователи сообщили, что антитела обезвредили интерфероны у пациента с волчанкой. Антитела, борющиеся с интерфероном, могут объяснить некоторые тяжелые случаи COVID-19.
Другое объяснение заключается в том, что вместо того, чтобы становиться слабее перед лицом COVID-19, интерфероны создают более сильную, чем обычно, защиту, вызывая повреждение органов. при борьбе с вирусом. Исследователи изучают возможность того, что для пациентов с наихудшими случаями интерферон типа I является обоюдоострым мечом COVID-19 по принципу «все или ничего»: либо становится неактивным, прежде чем он сможет бороться с инфекцией, либо каким-то образом становится гиперактивным и потенциально вредным для здоровья. тело на более поздних стадиях.
Окно в аутоиммунитет
На протяжении всей пандемии врачи также отмечали, что у пациентов с тяжелыми инфекциями COVID-19 наблюдаются симптомы, схожие с симптомами аутоиммунного заболевания, такие как воспаление кровеносных сосудов, сыпь и поражение органов. После заражения COVID-19 у некоторых пациентов даже развились полномасштабные аутоиммунные заболевания, такие как диабет 1 типа, волчанка и псориатический артрит — заболевание, характеризующееся кожной сыпью, а также тугоподвижностью, опухшими и болезненными суставами.Некоторые иммунологи подозревают, что вирус SARS-CoV-2 может побуждать организм атаковать себя аутоантителами или антителами, нацеленными на собственные ткани организма. Это может объяснить, почему у некоторых людей, перенесших COVID-19, позже развились аутоиммунные заболевания.
Исследователи не впервые предполагают возможную связь между вирусами и аутоиммунными заболеваниями. Например, исследование пациентов с диабетом 1 типа, проведенное в 2019 году, показало, что эти пациенты также являются носителями нескольких желудочно-кишечных вирусов.
Иммунологи теперь более внимательно изучают другие вирусы и их возможное участие в аутоиммунных заболеваниях. Одним из примеров является вирус Эпштейна-Барр, или EBV, который вызывает инфекционный мононуклеоз. Этот вирус вызывает увеличение лимфатических узлов, лихорадку, боль в горле и постоянную усталость. Исследования последних двух лет показывают, что вирус Эпштейна-Барра также может играть роль в возникновении рассеянного склероза и волчанки.
Так как же COVID-19 может вызвать аутоиммунитет? Одна из теорий состоит в том, что вирус делает иммунные клетки гиперактивными. Например, компьютерный анализ выявил участок вируса, который выглядит как часть опасного вида стрептококковых бактерий. Это может вызвать экстремальную реакцию, поскольку иммунная система готовится к борьбе с особенно сильным врагом.
Части вируса SARS-CoV-2 также могут имитировать части человеческих белков, таких как факторы свертывания крови, которые регулируют кровотечение. У некоторых людей иммунная система реагирует, преследуя этих двойников. Возникающие в результате аутоиммунные реакции могут вызывать такие симптомы, как образование тромбов и полиорганное поражение у пациентов с COVID-19.
Долгий взгляд
Состояние, широко известное как «затяжной COVID-19», характеризуется постоянной усталостью, трудностями с концентрацией внимания, одышкой и множеством других симптомов. Интересно, что симптомы длительного COVID очень напоминают миалгический энцефаломиелит или МЭ. МЭ, более известный как синдром хронической усталости, представляет собой состояние, характеризующееся крайней усталостью, болью, проблемами со сном и отсутствием концентрации внимания. Длительный COVID включает в себя некоторые из тех же симптомов.Исследование 2021 года показало, что симптомы обоих заболеваний могут быть вызваны работой аутоантител или антител, атакующих иммунную систему. Другое исследование обнаружило аутоантитела у пациентов с длительным течением COVID, которые испытывали когнитивные симптомы, такие как проблемы с концентрацией внимания.
В настоящее время проводится дополнительная работа по дальнейшему расшифровке взаимосвязи между аутоиммунными расстройствами и вирусными инфекциями, такими как COVID-19. И врачи сейчас ищут новые методы лечения сверхреактивной иммунной системы.
За последние два года пандемия дала медицинской науке невероятный объем знаний, и впереди еще больше.