
Турция хочет, чтобы ее снова включили в программу перспективных самолетов F-35, от участия в которой она была исключена после того, как купила у России системы противоракетной обороны С-400. У нее также есть невыполненный запрос к США на покупку десятков боевых самолетов F-16 и комплектов модернизации для существующего парка. Более того, Турция хочет, чтобы США сняли санкции за обладание ею ракетами С-400, пишет Bloomberg.
Турция угрожает заблокировать заявки Швеции и Финляндии на вступление в НАТО, агентство Bloomberg поговорило с тремя высокопоставленными турецкими чиновниками о том, чего их правительство хочет достичь, балансируя на грани войны с высокими ставками.
Чиновники говорили на условиях анонимности.
Курдская воинственность
Анкара настаивает на том, чтобы любые новые кандидаты в члены НАТО признали ее озабоченность по поводу курдских ополченцев — как внутри Турции, так и за ее пределами в Сирии и Ираке.
Это было основным источником напряженности внутри альянса, потому что, хотя все члены НАТО признают Курдскую рабочую партию, или РПК, террористической организацией в Турции, многие поддерживали и даже вооружали ее сирийское ответвление, YPG, в борьбе против Исламское государство.
Турция требует, чтобы Швеция и Финляндия публично осудили не только РПК, но и ее филиалы, прежде чем им будет разрешено присоединиться к блоку. Турецкие официальные лица заявили, что признания РПК террористической организацией недостаточно: скандинавские кандидаты в НАТО должны сделать больше, чтобы подавить сторонников РПК, которые, по их словам, активны в их странах.
Экспорт оружия
По словам официальных лиц, Турция также хочет, чтобы Швеция и Финляндия сняли ограничения на экспорт оружия, которые они наложили на Турцию вместе с несколькими другими членами Европейского союза после ее вторжения в Сирию в 2019 году, чтобы оттеснить YPG от границы.
Хотя торговля оружием Турции с двумя странами незначительна и она не стремится к каким-либо крупным оборонным закупкам, официальные лица заявили, что в принципе Анкара не согласится на расширение военного союза со странами, которые блокируют сделки с оружием. Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу публично заявил об этом, заявив, что ограничения на вооружения «противоречат духу» альянса.
Прошлые ошибки
Турция приняла возвращение Греции в НАТО в 1980-х годах после того, как две страны вели войну в 1974 году из-за Кипра, и стремится не повторять то, что, по словам официальных лиц, теперь рассматривается в Анкаре как ошибка.
Позже Афины и их кипрские союзники стали ключевыми препятствиями, блокирующими заявку Турции на членство в ЕС, отклонили голосование ООН по плану объединения Кипра и были вовлечены в постоянные территориальные споры с Турцией из-за частей Эгейского и Средиземного морей.
Усвоив этот урок, официальные лица заявили, что было бы неразумно ожидать, что Турция изменит курс и присоединится к членству Швеции и Финляндии в НАТО, если сначала не будут разрешены споры и страны Северной Европы публично не проявят солидарность с Турцией против курдских группировок.
Президент Финляндии Саули Ниинистё, который в четверг едет в Вашингтон, округ Колумбия, вместе с премьер-министром Швеции Магдаленой Андерссон, заявил, что он «оптимистичен» в том, что позицией Турции можно «управлять путем обсуждений», не затрагивая никаких конкретных требований Анкары.
Другие требования
В то время как официальные лица заявили, что Турция не собирается торговаться по вопросам, выходящим за рамки Финляндии и позиции Швеции по курдскому конфликту, претензии Анкары к НАТО глубоки, а список ее пожеланий длинный.
Турция хочет, чтобы ее снова включили в программу перспективных самолетов F-35, от участия в которой она была исключена после того, как купила у России системы противоракетной обороны С-400. У нее также есть невыполненный запрос к США на покупку десятков боевых самолетов F-16 и комплектов модернизации для существующего парка. Более того, Турция хочет, чтобы США сняли санкции за обладание ею ракетами С-400.
Использование рычагов влияния на расширение НАТО для достижения любой из этих целей будет сложной задачей.
По словам официальных лиц, Турция проводит внешнюю политику в соответствии со своими собственными национальными интересами и согласится на расширение НАТО, если будут удовлетворены опасения, которые она изложила в отношении скандинавских стран.

