По статистике, менее половины выпускников ВУЗов работают в соответствии с полученной специальностью. И подобное явление наблюдается уже продолжительное время, что прямо указывает на легкомысленный подход подростков к выбору профессии.
Главными причинами, по которым будущие студенты делают неверный выбор, являются неуверенность в себе и боязнь ответственности за выбор, отсутствие понимания о том, что им действительно надо и хочется и, конечно, слабые результаты экзаменов, когда идут «куда возьмут».
Чаще всего, на этот «выбор» влияют сторонние факторы:
- «Модные» профессии. Это те, в которых может быть потребность здесь и сейчас, и которые в тренде, на слуху. Далеко не факт, что что к окончанию учебы это все еще будет востребовано рынком труда. Так, например было с различными экономисты, юристами, психологами, когда вдруг выяснилось, что они не нужны в таких количествах, как выпускали ВУЗы.
- Традиции семьи. Сложный случай, когда в семье, например, все были потомственными адвокатами или военными, и груз «ответственности» за поддержание этих традиций лежит на каждом новом поколении, и выбирать профессию не приходится
- За компанию. Один из самых частых факторов «неудачного выбора», когда выпускник идет туда же, куда идут друзья, к которым он так привык в школе.
Основная задача родителей в такой ситуации – помочь ребенку сделать выбор осознанный, не впадая в крайности. Оптимально, если работа над этим выбором начнется хотя бы за год до поступления в ВУЗ. Важным моментом тут можно отметить предоставление максимально объективной информации о той или иной профессии, и о ее нюанса и подводных камнях, чтобы у ребенка не было иллюзий и излишней романтизации того, чем бы он мог заниматься. Надо чтобы он уяснил, что работа – это, далеко не всегда хобби. Даже, скорее редкость, когда она совпадает с хобби.
Что надо не забыть сделать в 11 классе до поступления в ВУЗ
1. Расставить окончательные приоритеты, сделав упор на тех основных предметах, которые понадобятся при поступлении, а также приложить усилия чтобы получить золотую медаль (если такая вероятность была)
2. Лучше определятся даже не с профессией, а со специализациями. Например, профессия врача имеет массу направлений, которые могут даваться в разных ВУЗах. Оптимально, конечно, еще в 10 классе представлять куда хотите пойти (хотя бы в общих чертах)
3. Многие ВУЗы устраивают различные ознакомительные и рекламные мероприятия для учеников последнего года обучения в школе. Желательно посещать такие мероприятия, чтобы составить какое-то мнение и о самих ВУЗах, и о том, что они предлагают
4. Хорошо бы составить список вузов. Можно сделать своеобразную таблицу с графами, типа: специализации, проходные баллы и какие предметы сдавать, конкурс на место, общежитие есть или нет, или как будете добираться – маршрут, количество пересадок и прочее. Такой список позволит более предметно выбирать из тех, где есть желаемые (или приемлемые) направления обучения.
5. Сдать пробные экзамены, тестовые ЕГЭ, написать итоговое сочинение.
6. Продумать стратегию поступления и составить график, когда где и что сдавать (если предполагается поступление в несколько вузов одновременно).