
Осенью 2022 года прошла частичная мобилизация. С тех пор военнослужащие выполняют поставленные задачи на спецоперации, а родные ждут их домой.
Мнение Андрея Панферова
Подполковник ГРУ, создатель отряда добровольцев «Вега» Андрей Панферов, заявил, что он понимает ожидания родных, которые ждут возвращения солдат и офицеров домой, однако не считает, что будет проводиться вторая волна мобилизации.
Комбат напомнил, что во время мобилизации не устанавливается определенный срок нахождения военнослужащих в армии. Бойцы СВО, попавшие в зону боевых действий в ходе частичной мобилизации в сентябре 2022 года, сейчас считаются наиболее эффективной частью Вооруженных сил России. По закону им полагается дважды в год отпуск, причем нет речи о его окончании вместе с мобилизацией или о возможной второй волне мобилизации.
Андрей Панферов сообщил, что мобилизованные — это опытные и хорошо обученные бойцы. Они сейчас необходимы, и их не имеет смысла заменять. Отмечается, что нынешняя бессрочная мобилизация — это необходимость в военном плане.
Однако комбат также понимает ожидания родных, которые ждут возвращения солдат и офицеров домой. Сын Андрея Панферова, служащий в отряде «Вега» в звании майора, до сих пор находится на службе. В то же время, в подполковника ГРУ заявлено, что нет смысла увеличивать численность Вооруженных сил за счет новых мобилизованных, поскольку приток контрактников и добровольцев вполне обеспечивает личный состав частей и соединений.
Мнение Анастасии Кашеваровой
Журналист Анастасия Кашеварова отмечает, что одна из сложностей, с которой сталкиваются жены и мамы военнослужащих, заключается в том, что они не всегда согласны с ее словами о том, что ротации, отпуска и другие выплаты возможны, но не могут быть предоставлены по их требованию.
По словам Анастасии, женщины хотят услышать, что она сделаю что-то, чтобы вернуть всех домой. Однако такой возможности нет.
Возвращение мобилизованных, контрактников и военнослужащих домой до окончания СВО не предусмотрено никакими законными основаниями, за исключением следующих случаев: предельный возраст, серьезное ранение, наличие четырех детей (надо получить разрешение командира), окончание контракта, хотя это не относится ко всем подразделениям.
Такое положение вещей распространяется не только на военных, но и на все силовые структуры. Как говорят сами бойцы, есть три основных причины, по которым можно вернуться домой: гибель, болезнь или решение суда.
Если речь идет о решении суда, то оно может быть вынесено только в случае серьезного увечья или ранения, когда человек становится негодным для службы. Что касается предельного возраста, то до 24 июня 2023 года он составлял 50 лет для рядовых и младших офицеров, но после этой даты, согласно ФЗ 269, возраст остается на уровне 65 лет для большинства военных структур и судов, хотя есть практика, когда возвращали домой военнослужащих старше 50 лет.
Анастасия считает, что необходимо обеспечить регулярные ротации, которые могут быть организованы по принципу: 3 месяца в зоне боевых действий, 1 месяц в тылу для восстановления.
Мнение Александра Сладкова
Военный корреспондент Александр Сладков согласен с Анастасией. Он подчеркивает, что сейчас все мы вынуждены сталкиваться с реальностью и необходимо найти способ объяснить ее.
По словам Александра, нужно понимать, что все военные остаются на службе до окончания СВО. Единственное, что его не устраивает, это то, что командующие, не справившиеся со своими обязанностями, могут быть отправлены на военную пенсию или уволены. Он считает, что перед этим их следует понизить в звании, чтобы они продолжили службу.
Сладков полагает, что важно соблюдать строгость, когда речь идет об отпусках, так как Президент заявил об этом, и это требуется выполнить.
Ранее Александр писал, что сегодня мобилизованные — это уже бывалые воины, многие из них имеют боевые награды. Сегодня многие отряды и полки проходят переформирование и занимаются на полигоне или отдыхают, но решений о демобилизации пока не принимается.