«Право Матери»: Судить за вымогательство взятки надо майора, пытавшего солдата из Бердска

Анастасия Солодкова
Курьер. Среда. Бердск

Алексея Снакина нашли повешенным в в/ч 30632 «б» после издевательств майора Чабанова, требовавшего у срочников купить ему новый ноутбук. Его осудили условно за превышение полномочий.

Сегодня, 18 января, Хабаровский гарнизонный военный суд вновь начал рассматривать уголовное дело о гибели в армии в феврале 2014 года солдата-срочника Алексея Снакина, призванного из Бердска. Напомним, что Фонд «Право Матери» добился отмены условного приговора обвиняемому в издевательствах над подчиненными майору Николаю Чабанову.

Алексей Снакин был призван в армию 16 июня 2013 года. Он проходил военную службу в в/ч 30632 «б» в Хабаровском крае. 18 февраля 2014-го военные сообщили матери Алексея Алле Снакиной, что ее сын якобы «покончил собой». Его нашли повешенным на ремне в части. В ходе следствия были выявлены факты применения насилия к Снакину со стороны майора Чабанова. 20 марта 2015 года Хабаровский гарнизонный суд приговорил Чабанова к 3 годам лишения свободы условно.

Судебный процесс начался заново. Первый, закончившийся неоправданно мягким, по мнению правозащитников, приговором, длился полтора года. Решение о повторном судебном производстве принял Дальневосточный окружной военный суд 17 ноября 2015 года после многочисленных жалоб Фонда «Право Матери». Коллегия суда отменила приговор суда первой инстанции и направила дело на повторное рассмотрение.

Как сообщили «Курьер. Среда. Бердск» в «Праве Матери», сегодня, 18 января, дело рассматривалось в новом составе суда. Вместо судьи Альберта Левочкина, которому указали на непрофессиональное исполнение своих обязанностей, дело слушает судья Александр Куркин. Накануне юрист Фонда Надежда Кузина, представляющая интересы Аллы Геннадьевны, матери погибшего солдата, заявила ходатайство о возврате дела прокурору.

По оценке юриста деяния подсудимого необходимо квалифицировать не только по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), но и по ст. 290 — вымогательство взятки. Чабанов и его адвокат Дина Тройнич высказались против.

В сегодняшнем судебном заседании допросили потерпевшего Максима Давидюка. Он подтвердил свои показания, данные им в ходе следствия и в рамках первого судебного процесса. Его тоже, как Снакина и других военнослужащих, избил Чабанов после чаепития в канцелярии. Давыдюк рассказал, что майор впервые заговорил о ноутбуке, который должные ему подарить участники чаепития, когда вызвал срочников к себе в кабинет, где их избивал.

Надежда Кузина задала Максиму дополнительные вопросы, касающиеся сбора денег военнослужащими по призыву на новый ноутбук Чабанову. - Какую сумму должен был каждый военнослужащий отдать за ноутбук? - 2000 рублей. - Откуда вы планировали взять деньги? - Из денежного довольствия. - Сколько составляет ваше денежное довольствие? - 2000 рублей. - То есть вы планировали отдать все свое денежное довольствие на покупку ноутбука для Чабанова? - Да. - В каких числах приходит денежное довольствие? - С 10 по 15 число. - Алексей Снакин погиб 18 февраля. Допустим, денежное довольствие пришло вам 15 февраля. Военнослужащие отдали свою часть денег за ноутбук для Чабанова к 18 февраля? - Нет. - А почему вы не собрали деньги после получения денежного довольствия? Почему вы не сдали свою часть денег? - Ну, это не так просто. Чтобы получить деньги, нужно отпрашиваться... - А после гибели Снакина вы собрали эти деньги? - Нет. После гибели Снакина мы поняли, что ничего майору Чабанову не должны. - То есть — есть связь между гибелью Алексея Снакина и тем, «должны» вы или «не должны» майору Чабанову?

По этому вопросу потерпевший Давыдюк ничего добавить не смог. Но он пояснил, что к кому-то из ребят, участников той истории, Чабанов подходил после избиения и интересовался, когда будет куплен ноутбук, но к кому именно, вспомнить не смог.

На вопрос прокурора, общался ли Чабанов со Снакиным в день гибели последнего, Максим ответил: как офицер Чабанов как раз в тот день проверял караул. Алексей Снаким, напомним, погиб, находясь в карауле.

Выдержка из показаний одного свидетеля: — 21-22 декабря 2013 года около 22 часов 30 минут я и Снакин работали в штабе батальона (…). После этого Снакин предложил всем военнослужащим сержантского состава попить чай (…) Чай наливали из большого термоса-чайника, который стоял в канцелярии начальника штаба батальона. Каких-либо спиртных напитков никто не употреблял, все вели себя спокойно, говорили тихо, никто ничего в канцелярии не трогал, чтобы ничего не сломать. Данное чаепитие длилось около 20 минут, каждый выпил по одной или две кружке чая или кофе, запивая сладости. (…) В 20 числах января 2014 года майору Чабанову стало известно о том, что военнослужащие сержантского состава пили чай в его канцелярии. (…)

Далее, по словам свидетеля, Чабанов вызвал всех, кто пил чай в его кабинете, и каждому «нанес по одному удару правым кулаком в область груди». Майор приказывал всем «провинившимся» выполнять физические упражнения, а если кто-то их не выполнял — того бил метлой по различным частям тела.

— Черенок метлы был деревянный, метелка была сделана из пластмассы желтого цвета (…) Находились военнослужащие в данной канцелярии вместе с капитаном Самсоновым и майором Чабановым около 1 часа. После того как военнослужащие по призыву вышли из канцелярии, все направились спать. В это время я увидел у Снакина рассечение в области подбородка. Он мне сказал, что это Чабанов (…). Чабанов потребовал с военнослужащих купить ему новый компьютер, так как со слов Чабанова его компьютер якобы был сломан, когда было чаепитие. Также Чабанов сказал им, что если они не купят ему компьютер, то у них начнутся проблемы по службе, а именно он начнет их ставить в наряды вне очереди, нагружать физически и т. п. При этом срок Чабанов установил до его отпуска, то есть примерно до середины февраля 2014 года. Хочу уточнить, что компьютер никто не ломал, это был только повод для того, чтобы потребовать с военнослужащих себе новый компьютер. Спустя некоторое время майор Чабанов всех распустил, кроме Снакина, который еще некоторое время находился у него, — цитировал "Курьер. Среда. Бердск" свидетельские показания «Право Матери».

В первом судебном заседании допросили также свидетелей Уварова и Косякова. Офицер части Косяков вообще ничего не смог пояснить по делу. Он не был участником чаепития и очевидцем гибели, Снакин не был его подчиненным. Правозащитники недоумевают, зачем вообще его привлекли в качестве свидетеля.

Второй Свидетель Уваров подтвердил свои показания, данные в ходе следствия. Он заходил в канцелярию во время чаепития, чтобы взять печенье, и видел присутствующих там. Он слышал от участников чаепития о про требование Чабанова купить ему новый ноутбук. И видел, как Алексей Снакин ходил после чаепития в бронежилете.

Показания остальных потерпевших по делу (Медведева, Заушицына, Гончаренко, Чернышева), аналогичные показаниям потерпевшего Давидюка - были оглашены сегодня в судебном заседании, согласно их телеграммам о подтверждении показаний.

Сам подсудимый подтверждает показания потерпевших относительно избиения, но отказывается подтверждать свои требования о покупке ноутбука. Процесс продолжится 27 января.
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы