Под угрозой сноса самое старое здание Бердска!

Хотя 21 марта комиссия по культуре Общественной палаты рекомендовала создать координационную комиссию РЖД, мэрии и общественников, чтобы СОХРАНИТЬ ЗДАНИЕ, РЖД и мэрия молчат.

В рубрику "Сообщи свои новости" написал Владимир Сорокин:

Сегодня 18 апреля - Международный день охраны памятников и исторических мест. Есть в Бердске свои памятники и исторические места. Они нуждаются в охране и бережном обращении. Но не все, к сожалению, стали предметом заботы! Всё ещё под угрозой сноса САМОЕ старое здание Бердска - исторической железнодорожный вокзал Алтайской железной дороги 1913 (1914) г., участник двух мировых войн!

Хотя 21 марта Комиссия по культуре Общественной палаты рекомендовала создать координационную комиссию РЖД, мэрии и общественников, чтобы СОХРАНИТЬ ЗДАНИЕ, РЖД и мэрия молчат. Вряд ли это и отдел культуры планирует включить это ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО в программу празднования Дня Победы... Хотя именно старый вокзал-то её помнит...

Приводим здесь выступление известного новосибирского культуролога Юрия Марченко на заседании комиссии по культуре:

Уважаемые коллеги!

В отношении спасения архитектурно-художественных ценностей, памятников истории и культуры, мы сейчас сталкиваемся с ситуацией, которая наблюдалась в 20 – 30-е годы. Осуществлялся печальной памяти план реконструкции Москвы. По тону, задаваемому столицей, вся Россия была в дыму пожарищ, в кирпичной пыли. Сносилась историческая застройка, культурная память многих поколений наших предков.

Об одном различии нельзя не сказать: скорость разрушения архитектурно-художественных памятников в наши дни значительно большая, чем прежде, и угрожающе растущая. Уничтожение наследия, всего тонкого, породистого, красивого и неповторимого, как в 20 – 30-е годы, так и теперь объясняется утилитарными соображениями. Неповторимая в России и во всём мире Сухарева башня в Москве, видите ли, мешала трамвайному движению. Населению обещались невиданные удобства, простор и комфорт жизни. Теперь мы слышим здесь от уважаемых руководителей и специалистов железной дороги такие же приземлённые, утилитарные обоснования планируемой расправы над железнодорожным вокзалом в городе Бердске, свидетелем славных исторических событий, свидетелем высокого духа и художества наших предков.

Создание новых сооружений, ёмких, просторных, комфортных вовсе нас не обязывает к уничтожению прекрасного наследия, зодческого дара наших отцов-праотцов.

Старые здания – это застывшая в камне мысль наших предков. Это застывшее переживание наших предков. Это застывшие жизненные силы наших предков, их энергия.

Это тот потенциал жизненных сил, который концентрировался в течение многих поколений, прирастал переживаниями и высокими размышлениями тех людей, которые удивлялись и изумлялись строительному искусству ушедших мастеров.

Где любят отдыхать молодые и немолодые люди, прогуливаться, переживать лирические чувства? В кварталах со старыми красивыми строениями. Агрессивные железобетонные и стеклобетонные поля, дробь стандартных окон не располагают к высокому состоянию духа и тонким движениям души.

Доказано и передоказано не один раз, что в кварталах из грязно-серых панельных многоэтажек больше вандализма, больше всех видов преступности, выше уровень распада семей, чаще заболевания и прочие беды. И, зная всё это, мы почему-то вновь и вновь аргументируем наше, простите, дикое отношение к прошлому пользой больших площадей, лучшим регулированием пассажиропотоков, нехваткой денег на красоту, которая, как ни странно, в высшей мере утилитарная, полезная вещь. Человек строит дом, а потом, в течение столетий, этот дом строит человека. Эта мысль принадлежит не архитектору, не художнику, а, как ни удивительно, Уинстону Черчиллю.

Мы с вами должны, обязаны не допустить гибели Бердского вокзала. И не только его. Идёт избиение старых зданий жанра деревянного зодчества по всей линии Западно-Сибирской железной дороги. Лично я наблюдал, как рабочие из Средней Азии тяжёлыми топорами сбивали, превращали в крошево украшения со старого красивого, крепкого и уютного зданьица вокзала станции Сокур. Украшения уникальные. Это какой-то, можно сказать, аскетический железнодорожный вид строительного искусства, какая-то особая строгая красота, но поразительно художественно-тонкая. Среднеазиатам не жалко было нашей красоты. И ведь что интересно: «аскетические» резные украшения были сделаны на тридцатимиллиметровых, а может быть и чуть больше, досках, украшения были в полном порядке, их разве что нужно было умно покрасить. Что мешало их просто снять на период ремонта крыши, а после всего – поставить на место? Кто теперь в Сокуре вырежет подобные вещи? Где сегодня можно взять такого качества доски, которые стояли столетие?

И разве можно отдавать замечательные старинные строения, каменные, или деревянные, на волю начальников станций? Нужна инвентаризация архитектурно-строительных ценностей по всей линии дороги и соответствующие предписания начальникам станций с указанием того, что они могут и чего не могут делать, ремонтируя здания вокзалов и других знаковых сооружений.

В Москве много было уничтожено исторической застройки, но и, к счастью, много осталось. У нас же в Новосибирске остаются единицы свидетельств прошлого, единицы архитектурно-художественных объектов. И эти единицы тают на наших глазах. Нужно и очень нужно искать других вариантов строительства нового, не разрушая замечательного старого. В борьбе за преемственность культурного развития, за сохранение наследия всегда были нужны, а теперь ещё более, герои культуры. Вот такие герои, как архитектор П.Д. Барановский, который спас Покровский Собор, приговорённый к уничтожению. Кстати, перед этим блестяще и дорого отреставрированный. Никакие аргументы, никакие рассуждения о том, что человек живёт ради Истины, Добра и Красоты не подействовали на разрушителей, и тогда великий архитектор запер двери Собора изнутри крепким брусом и на крики «Выходите, здание взрывать будем!» отвечал «Взрывайте со мной». Кто-то сообщил Сталину о несговорчивом архитекторе Барановском. И Собор уцелел. А рассуждали тогда так – мешает демонстрациям трудящихся, движению автомобилей и чему-то ещё. Ладно, демонстрации, а сколько этих автомобилей-то было в 20 – 30-е годы, чтобы им было тесно?

Покровский Собор, он же Собор Василия Блаженного стоит сегодня, украшая главную площадь Родины, радует москвичей и гостей Москвы, миллионы соотечественников и любознательных иностранцев. Необходимо создать не просто Рабочую группу для выработки предложений и оценки вариантов решения проблемы. Такую группу нужно правильно назвать, а именно «Рабочая группа по разработке вариантов строительства нового вокзала в городе Бердске и сохранения старого». Само название Рабочей группы уже многого стоит. Оно ориентирует на главную цель. Если мы не выберемся из трясины утилитаризма и продолжим разрушать наследие, то позвольте спросить вас, дорогие коллеги, как и на чём мы будем вести патриотическое воспитание молодых поколений?

на фото: развалины снесенного привокзального здания 1907 года
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы