Хрущевки: дойдет ли реновация пятиэтажек из Москвы до Бердска

Елена Меновщикова
Елены Меновщиковой

Пока москвичи спорят о новом законопроекте, жители регионов задумываются: ждать ли им новоселья? Власть и эксперты рассказали, снесут ли бердские плоды типовой застройки.

20 апреля Госдума в первом чтении приняла законопрект о сносе ветхих пятиэтажек в Москве. Вместо хрущевок москвичам обещают новое жилье, однако те не спешат паковать чемоданы и выходят на митинги. Провинциалы не дремлют: за тысячи километров от столицы они пристально следят на новостями о массовом сносе и ждут, что уничтожение хрущевок распространится по регионам. «Курьер. Среда. Бердск» выяснял, придет ли реновация в Бердск.

Квартиру - каждому рабочему В 50-60-х годах прошлого века, когда опустошенная войной страна строила новую жизнь, ни средств, ни времени на возведение домов с замысловатой архитектурой не было. В советских городах появляются районы, где простой работяга может получить свой угол. Тогда тесная квартирка с маленькой кухней в панельной или кирпичной пятиэтажке казалась настоящим коммунальным раем.

Хрущевки, которые народ назвал в честь правящего в то время лидера государства, стали основой для рожденных возле крупных предприятий городков и поселков. Бердск, чья новая история как раз началась в конце 50-х, тоже стал прирастать такими типовыми постройками. Первые панельные пятиэтажки появляются в 1964 году по заказу БЭМЗа. Завод наращивает производство, и трудящимся нужно давать кров. Затем такие дома начинают строить химзавод и радиозавод. В 70-х годах бердские хрущевки возводятся уже с улучшенной планировкой.

По словам бердчанина Бориса Лукашова, который трудился на стройке дома №4 по ул. Вокзальной, жилье для более ста семей было готово за три месяца. Поселился в пятиэтажке и сам молодой работник с семьей. Панельный дом стал первым на этой улице, и уже потом по соседству выросли другие, вспоминает старожил. Новоселы сами напротив подъездов высаживали маленькие березки, которые спустя четыре десятка лет выросли высокими и статными белоствольными красавицами.

Можно по-разному относиться к этому наследию прошедшей эпохи. Эстеты говорят, что панельные хрущевки обезличили города, напрочь лишив их своеобразия. Действительно, в жилых районах постсоветского пространства иногородца не покидает ощущение дежавю, будто он никуда и не уезжал из родного двора. Люди с более практичным взглядом парируют: когда негде жить, не до высоких потолков и лепнины на фасаде. Как бы то ни было, плоды серийного строительства по сей день служат немалому числу россиян.

Будут сносить? По данным администрации Бердска, в хрущевках живет пятая часть города — почти 23 тыс. человек. Всего в разных районах насчитывается 129 пятиэтажных «панелек» — это 564,8 тыс. квадратных метров жилья.

Пример столичного плана реновации для города на Берди пока останется таким же далеким, как и сама Москва. По словам вице-мэра по городскому хозяйству Ларисы Степановой, на сегодняшний день технической необходимости сносить бердские хрущевки нет. Впрочем, и высшее правительство в столь радикальном начинании на первых порах намерено ограничиться только стольным градом. В середине апреля «Известия» процитировали главу минстроя Михаила Меня, который заявил: «Пока не стоит задачи распространить опыт Москвы на другие регионы. Возможно, в перспективе можно будет что-то почерпнуть для общефедерального уровня».

Как рассказали «Курьер. Среда. Бердск» в областном министерстве ЖКХ и энергетики, сейчас на пятиэтажки в Новосибирске, Бердске и других населенных пунктах региона распространяются те же законы, что и на любой другой дом.

- На территории Новосибирской области расселение и снос многоквартирных домов осуществляется после признания их аварийными, - сообщила замглавы ведомства Елена Макавчик, отметив, что выкупная стоимость квадратного метра жилья в ветхом и аварийном доме профильными программами определена в 35 980 рублей.

Сибирскую хрущевку снесут лишь тогда, когда специальные комиссии признают, что жильцам находиться в ее стенах опасно. Повод сровнять такой дом с землей — превышающий 70% износ основных конструктивных элементов здания, к которым относятся крыша, фундамент и стены.

Вывод один: местные пятиэтажки пока трогать никто не собирается. В администрации Бердска утверждают, что срок службы таких построек — 80 лет. Значит, дома, которые построены в 70-х годах находятся лишь в середине своего жизненного пути.

Проблемы капремонта Уже сейчас за тысячи километров от Москвы жители пятиэтажек задаются вопросом: а чем мы хуже москвичей? Они считают, что пусть не через несколько лет, но через несколько десятилетий, хрущевки исчезнут из городских пейзажей во всех уголках страны.

В Бердске пенсионеры засомневались, стоит ли им платить взносы на капремонт домов, которые рано или поздно пойдут под разрушение. Пенсионеры Юрий Снегуров и Василий Лагутов отправили открытое обращение на имя главы Бердска Евгения Шестернина, спикера горсовета Валерия Бадьина и прокурора Романа Сивака. В письме активисты требуют либо разработки и воплощения программы сноса бердских панельных пятиэтажек по примеру Москвы, либо «действительного» капитального ремонта такого жилого фонда.

Как рассказали «Курьер. Среда. Бердск» в городском управлении ЖКХ, раздел о капремонте Жилищного кодекса не дает даже приблизительных сроков, по истечении которых должны проводиться те или иные работы. За ответами коммунальщики обращаются к ГОСТам и другим регламентам. Там указано, сколько могут служить изделия из различных материалов и когда настал черед заменять изношенные элементы строений.

В пример приводят канализацию. Пластиковые трубы рассчитаны минимум на 60 лет службы — это в два раза больше, чем их металлические собратья. Чугунные сети могут функционировать и вовсе только 20 лет. «Таким образом, периодичность выполнения работ по капитальному ремонту для каждого дома должна устанавливаться индивидуально исходя из того, какие коммуникации и инженерные сооружения должны подвергаться ремонту или реконструкции», - пояснили в управлении.

Каких-то трудностей, связанных с текущим обслуживанием пятиэтажного жилого фонда, нет, говорят коммунальщики. Однако они могут возникнуть, когда придет время менять обветшавшую крышу или изношенные сети. Управляющая компания «Сибирский стандарт» богаче своих коллег на хрущевки: из 72 домов, которые находятся в ведении УК, к этому типу относятся 67 — все в Микрорайоне. По словам директора «Сибирского стандарта» Федора Седова, уже сейчас некоторым из них нужен капремонт, но как его делать — не всегда ясно. Дело в том, что некоторые элементы просто не подлежат замене.

- Отдельные элементы рассчитаны на определенный срок эксплуатации, — рассказывает Федор Геннадьевич. — В частности, железобетонные кровли — они уже выслужили два срока. Соответственно, идет разрушение карнизных плит. Технологии восстановления нет. Надо принимать решение по ремонту кровель так, чтобы можно было менять, а это, представьте: нужно поставить кран, поставить пути, чтобы кран мог снять эти плиты. Я такую технологию представляю с трудом.

Сейчас, говорит Седов, УК оказываются в непростом положении: Госжилинспекция выдает предписания на ремонт, но стандартов и инструкций для него нет в природе. «Пытаемся экспериментировать: так делаем, по-другому, а в итоге жители говорят: «Вы наши деньги тратите, а результата нет».

- Как можно заменить стояки без отселения людей? Кто-то уехал в отпуск — мы не можем попасть в квартиру, не можем заменить стояки. Пока вопросов больше, чем ответов, - сетует директор «Сибирского стандарта». — Возможно, снос — это выход.

По мнению некоторых руководителей управляющих компаний, в чьих владениях есть и пятиэтажки, и дома других видов, первые еще довольно крепкие, поэтому сносить их нет смысла. Гораздо важнее сейчас расселить бараки, готовые рухнуть в любой момент, а таких в Бердске немало.

- В Бердске двухэтажных домов — поле непаханное. На подходе трех- и четырехэтажки с шатровыми деревянными крышами. У нас за спиной весь этот фонд, который построен в 50-х годах. Пятиэтажки стоят очень хорошо, они построены еще по советским стандартам, а эти — трещат по швам, кирпичи разваливаются, - говорит Антон Борзенков, директор УК «Уют».

Однако, несмотря на опасения и недоумения УК, планы капремонта хрущевок есть. По данным бердской мэрии, в рамках региональной программы в 2017-2019 годах под эту процедуру попадут два адреса: ул. Ленина, 32 и ул. Лунная, 10. В среднем капитальный ремонт одной хрущевки в Бердске обойдется в 13,2 млн рублей, посчитали местные власти.

«За» и «против» 14 мая почти 20 тыс. жителей Москвы вышли на митинг с лозунгами: «Против реновации», «За малоэтажную Москву», «За реновацию власти». После массовых протестов горожан, которые вступились за архитектурное наследие Хрущева, в своем твиттере мэр столицы Сергей Собянин назвал пятиэтажки «морально и физически изношенными». Несмотря на это, градоначальник отметил, что жители сами решат, оставаться или покинуть панельные стены.

Как житель хрущевки я задумалась: почему москвичи цепляются за обреченные «квадраты». Понятно, что есть страх вовсе остаться без жилья, если бюджет не потянет такого грандиозного проекта, страх оказаться «на выселках» и прочие вполне разумные опасения. Но все же — есть ли будущее у домов такого типа?

Съемная «однушка» в панельном доме: свежий ремонт, ровные стены и потолок, кафель в санузле и даже балкон. Молодой семье из двух человек хватает — пока. Пока нет забот о детях и решения, где будет хорошо поселиться навсегда. Куплю ли я такую квартиру в таком доме? Вряд ли. Недостатки, на мой взгляд, более существенны, нежели достоинства, хотя и зарекаться обосноваться в типовой «панельке» не буду.

Основной минус — это неудобства хрущевок, связанные с планировкой и строительными материалами. Теснота и почти полное отсутствие тепло- и шумоизоляции стали «фирменными» знаками таких жилищ. Современным людям не приходится рассчитывать на жилплощадь от государства, поэтому за свои деньги они стремятся получить комфорт. И если есть возможность заплатить больше, но купить квартиру с просторной кухней, раздельным санузлом и высокими потолками, в которой не будет эхом разноситься радио соседа, то этой возможностью воспользуется любой покупатель.

Конечно, есть и плюсы такого жилья. Один из них — развитая инфраструктура: пятиэтажные районы за свою полувековую историю обросли магазинами, школами, детскими садами и автобусными остановками. Хрущевки в центре предпочитают новостройкам в отдаленных микрорайонах, которые первые годы представляют собой несколько сиротливых домов посреди чистого поля. Второй — ценовая доступность. Если выбирать жилье в обжитом районе, то при дефиците финансов пятиэтажка станет более приемлемым вариантом, чем присоседившаяся рядом с ней высотка с тремя лифтами и охраняемой парковкой.

К слову о новостройках: освобожденные от типовой застройки районы могут стать ресурсом для развития города. Для Бердска это очень важно, потому что земля для новых жилых кварталов в дефиците. Несмотря на это, строители не спешат ратовать за снос пятиэтажек. Директор строительной фирмы, депутат горсовета и основатель движения «Наш Микрорайон» Владимир Постников уверен: в первую очередь вопрос нужно рассматривать с позиции жителей хрущевок.

- Самый первый фактор — это люди: нельзя ради чего-то пренебрегать их мнением. Тут нужно брать категории людей, которые проживают в пятиэтажках, - считает Владимир Александрович. - Мы строили дома с разным количеством этажей и знаем, что есть люди, которые хотят купить квартиру только в пятиэтажном доме. Они не хотят, чтобы было много жильцов в подъезде, чтобы была большая проходимость. Пожилые люди, насколько я знаю, даже боятся ездить в лифтах.

Хотя некоторые владельцы квартир в пятиэтажках за пределами Москвы скептически относятся к возможной реновации, цены на такое жилье после шумихи стали падать, сообщают некоторые СМИ. Например, теряют в цене хрущевки Екатеринбурга и Новосибирска: дескать, люди не спешат скупать жилплощади, которые власти могут отправить в небытие. В Бердске цены на такую недвижимость тоже упали, но это, говорит директор агентства недвижимости Ирина Кузнецова, связано не с ожиданием массового сноса, а со снижением платежеспособности бердчан. Подешевели абсолютно все квартиры: продавцов больше, чем покупателей.

Купить «двушку» в обычном состоянии в хрущевке Бердска сейчас можно в пределах 1,5 млн рублей, говорит Ирина Ивановна. А, значит, только начинающие свою счастливую жизнь семьи со скромными доходами смогут праздновать новоселье. И не факт, что «отжившая свое» (по мнению московских чиновников) недвижимость, не останется в наследие еще одному поколению бердчан.

А нам это надо? Жители панельных пятиэтажек с улиц Ленина, Вокзальной и Комсомольской поделились с «Курьер. Среда. Бердск» своим опытом жизни в «морально устаревших» домах и мнением о реновации.

Борис Лукашов: «В этой пятиэтажке я живу с года постройки — сам ее строил, по-моему, это был 75-й год. Этот дом мы построили за лето. Панели везли прям с колес: хлоп, хлоп, хлоп, три месяца — и дом готов. В те времена без этого было нельзя, очень хотелось своего жилья, а кирпичный дом строился очень долго. Здесь бетонный только фундамент, а стены из керамзита — он легкий и теплый. Мы и сейчас не мерзнем, да и в целом в нем нормально жить.

В принципе, дома уже устаревшие. Когда мы их строили, они были рассчитаны на 25 лет, то есть возводились как временное жилье. Этот срок уже прошел давным-давно. Все внутренние коммуникации уже старенькие — там внутри, в подвале, уже нужно все менять. Хотя сантехника и в кирпичных домах такого же качества. Это немцы делают из нержавейки, а у нас просто сталь».

Татьяна Емельянова: «Я считаю, что в Бердске такие дома не нужно сносить и заменять новыми, потому что новостройки сейчас зачастую тоже не соответствуют современному качеству. Люди заезжают и начинают все менять абсолютно. У меня знакомые купили квартиру в новостройке: вроде как «под ключ», но они все окна снесли, всю сантехнику поменяли. В итоге — смысла не было, потому что столько денег потрачено.

Мы купили квартиру во «вторичке» в ипотеку под материнский капитал. Неплохая квартира, конечно, косметический ремонт нужен был: где-то что-то подделали, но это того стоило. Эту квартиру я оставлю потом старшей дочери — это было хорошее вложение.

Конечно, шумоизоляция в нашем панельном доме не самая лучшая. Но, когда мы осматривали новостройки (а сейчас пошла тенденция строить из монолита), там слышимость была еще сильнее. Возможно, где-то уже нужно менять крыши, менять трубы, но это все решаемо. Конечно, если дом в аварийном состоянии, тогда можно сносить. Но рубить с плеча все пятиэтажки поголовно, я думаю, не стоит».

Александр Белов: «Уже 30 с лишним лет живу в пятиэтажке и каких-то больших недостатков я не вижу. Конечно, эти дома еще могут простоять. А если соберутся сносить, то возникнет очень много трудностей, да еще каких. На мой взгляд, это очень проблематично, особенно в финансовом плане.

Мы же платим за капремонт, а если скажут через 5-10 лет, что их будут сносить? Так дело не пойдет. Хочется, чтобы от этих взносов была какая-то выгода. Пока нам не обещают ремонта, дом в среднем состоянии. Определенный износ есть, в подвале периодически ремонтируют сети, а дома я все сделал сам, нанимал рабочих: заменил сантехнику, батареи, поставил пластиковые окна. Еще бы фасад утеплить, а то у меня квартира угловая, и от ветра холодновато».

Наталья Елисеева: «Такая программа нужна, и я не против того, чтобы сносили пятиэтажки. Они такие уже все гнилые стали, что уже сейчас может что-то на голову упасть. Все эти швы постоянно заделывают — сколько затрат на это уходит? Содержать их абсолютно невыгодно, потому что везде нужен капитальный ремонт, в каждом таком доме, а смысл какой? Стены все хрупкие, все осыпается. Говорят же, что все эти плиты сделаны из каких-то некачественных бетонных марок.

С комфортом тоже есть проблемы. Квартиры душные, плохая вентиляция, все, что делается у соседей — я слышу весь текст, будто они живут со мной. У меня идея фикс — переехать в кирпичный дом, но это, наверное, несбыточная мечта: и деньги нужны, и возраст уже не тот, чтобы со всеми этими делами возиться.

Если в Бердске и будут сносить, то очень нескоро — минимум через 20 лет, а то и больше. Наши власти начнут: «У нас денег нет, возможности нет». Это же все надо разрушить, людей переселить, новое жилье поставить».
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы