Как и у кого просить прощение в Прощенное воскресенье?

Pixabay

В этот день накануне Великого поста у верующих принято примиряться друг с другом, ведь Христос заповедал последователям "отпускать друг другу прегрешения"

У православных христиан наступает Прощеное воскресенье. В этот день накануне Великого поста у верующих принято примиряться друг с другом, ведь Христос заповедал последователям "отпускать друг другу прегрешения". О том, зачем понадобился этот обряд, как проводится сегодня и у кого можно не просить прощения, — в материале РИА Новости. Прости и прощай Эта православная традиция — пожалуй, самая трогательная — называется "чином прощения". Именно с него начинается Великий пост — время покаяния и самого строгого воздержания, когда верующий должен молиться и приводить в порядок мысли и чувства. В воскресенье вечером в православных храмах под покаянные песнопения священнослужители облачаются в черные одежды, гаснет свет и все собравшиеся подходят друг к другу со словами: "Прости меня!" А в ответ слышат: "Бог простит, и я прощаю. И ты меня прости!" Кто-то обнимается, кто-то плачет… "Главная цель Великого поста — духовная подготовка к встрече Воскресшего Христа (Пасхе. — Прим. ред.). Это ведь не что иное, как борьба со своими страстями. А одна из страстей — раздражительность, гнев, приводящий к ссорам. И смысл Прощеного воскресенья в том, чтобы простить все обиды, которые тебе нанесли и попросить прощения у тех, кого ты сам обидел. Это первый шаг к христианскому устроению души", — объясняет профессор богословия ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов. Этот сугубо религиозный обряд со временем стал народным обычаем. В последний день Масленицы даже далекие от религии люди просят прощения у друзей и близких. Советская антирелигиозная пропаганда так и не смогла вытравить из народной памяти эту традицию. Хотя очень старалась. В хрущевскую "оттепель", когда Масленицу возродили как "сугубо народный праздник", Прощеному воскресенью придали иной смысл: мол, в этот день нужно попрощаться с обилием блинов. То есть это "прощальное воскресенье". "Всяк человек причастен ко греху" Удивительно, но в первые века христианства именно так и было — в какой-то степени. И вот почему. Сам чин прощения возник в ближневосточных монастырях где-то в V веке. Их насельники уходили в пустыню вплоть до Пасхи, чтобы провести пост в полном одиночестве, наедине с собственными мыслями. А из пустыни кто-то из них мог и не вернуться: умереть от старости или болезни, стать жертвой диких зверей или разбойников. Понимая это, отшельники примирялись друг с другом, прежде чем разойтись. Тем самым они следовали одной из заповедей Христа: "Если вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших". Этот евангельский отрывок в Прощеное воскресенье читают во всех православных храмах.

А в православном церковном календаре этот день называется "Воспоминанием Адамова изгнания". Именно с изгнания Адама и Евы из рая начинается земная история человечества, которое, согласно богословской трактовке, после грехопадения распрощалось с бессмертием. "Как пишут святые отцы, всякий человек, в том числе и младенец, причастен к первородному греху, совершенному Адамом. И грех этот приводит душу в немирное состояние — когда человек не желает жить в мире с другими людьми. Поэтому и начать он должен с того, чтобы изменить свое отношение к ним", — говорит отец Георгий Ореханов. "Сделай первый шаг!" "Прости человека — и все наладится" — звучит предельно просто. Тем более не нужно ломать голову, когда это сделать: есть же специальный день — Прощеное воскресенье. Однако это вовсе не значит, что 10 марта можно всех простить, самому извиниться и распрощаться с этими людьми до следующего года. Просить прощения и прощать Церковь призывает постоянно.

"Чин прощения в Церкви совершается для того, чтобы напомнить: так мы должны поступать всегда. Просить прощения друг у друга нужно каждый день. Например, для супругов у христианских писателей есть очень хорошее правило: если поссорились, надо постараться примириться до захода солнца и не переносить обиду в следующий день. Это правило годится для всех. Только люди забывают об этом", — сетует Ореханов. И чтобы напомнить об этом во время каждой литургии священник выходит из алтаря к верующим и просит у прихожан прощения, а те делают то же самое в ответ. Но надо ли просить прощения тем, кто не верит в Бога? И у кого вообще можно не просить прощения? "Если речь идет об общении с другими людьми — психология называет это межличностными отношениями, то и с этой точки зрения, как мне кажется, нельзя не просить прощения. Речь идет о друзьях, знакомых, о тех, кого знаешь отдаленно или поссорился много лет назад. Кстати, люди часто приходят на исповедь с вопросом: "Батюшка, я поссорился с человеком 20 лет назад и все это время не созванивался с ним и не переписывался — как поступить?" И я всегда призываю сделать первый шаг к примирению", — объясняет богослов. "Если речь идет о людях, с которыми совершенно не знаком, просить у них прощения ты вовсе не обязан", — отмечает священник. То есть, если человек, не планировавший участвовать в чине прощения, зашел в храм как раз в этот момент, он может совершенно спокойно пропустить этот обряд. Все, что совершается в Церкви, подчеркивает протоиерей, — дело добровольное. "Но зачастую бывает так, что мы и у незнакомых просим прощения. Я имею в виду не ситуации наподобие той, когда наступил на ногу в метро и извинился. Я говорю о более сложных случаях — например, когда в романе Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников вышел на площадь и просил прощения как бы в целом у народа, потому что он чувствовал глобальную, экзистенциальную вину", — добавляет Ореханов. Кроме того, просить прощения не стоит "у врагов родины". "Например, у меня нет никакого желания просить прощения у Гитлера", — заключает священник.

Источник: РИА Новости
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы