В 2014–2017 годах производство самолетов, вертолетов и космических кораблей росло на 9–20% ежегодно.
Производство российских летательных аппаратов, включая космические, в 2018 году рухнуло на 13,5% после сильного роста на протяжении по меньшей мере четырех лет, сообщил Росстат 20 марта. В 2014–2017 годах производство самолетов, вертолетов и космических кораблей росло на 9–20% ежегодно.Речь идет о производстве по коду ОКВЭД «Производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования». В эту группировку входят:гражданские и военные самолеты;
вертолеты;
беспилотные летательные аппараты;
комплектующие для самолетов и вертолетов;
искусственные спутники, орбитальные станции, космические челноки;
стартовые комплексы для ракетной и космической техники;
межконтинентальные баллистические ракеты.Выпуск по этим статьям стал резко снижаться с июля 2018 года, следует из данных Росстата. Снижение продолжилось в начале 2019 года: за январь—февраль производство летательных аппаратов упало на 48% к тому же периоду прошлого года.Высокотехнологичная обработка проселаНа падение производства летательных аппаратов в 2018 году, которое внесло наиболее значительный отрицательный вклад в промышленное производство, в феврале обращал внимание департамент исследований и прогнозирования Банка России (.pdf), но не приводил конкретных цифр. Доля морских судов, летательных и космических аппаратов, прочих транспортных средств и оборудования в промышленном производстве составляет 3,6%, говорит макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. В основном в этой группе учитываются гражданские и военные суда, военные самолеты и космическая техника, уточняет он.Из-за обвала производства летательных аппаратов индекс высокотехнологичных обрабатывающих производств, отдельно рассчитываемый Росстатом, в 2018 году упал на 4,9% после роста на 5% в 2017 году и на 10,1% в 2016 году. В этот индекс входят:производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (рост на 8,2% в 2018 году);
производство компьютеров, электронных и оптических изделий (снижение на 1,5%);
производство летательных аппаратов, включая космические (падение на 13,5%).При этом в целом промышленное производство в России выросло в 2018 году на 2,9%, в том числе обрабатывающая промышленность — на 2,6%.Почему могло упасть космическое производствоОдной из причин спада могло стать намерение США запретить поставки в Россию электронных устройств и комплектующих двойного назначения, из-за чего производителям пришлось заменять компоненты отечественными или из стран Юго-Восточной Азии, предположил в беседе с РБК создатель сообщества «Открытый космос» Виталий Егоров. «Российские производители вынуждены перестраиваться на других поставщиков, пересматривать ранее утвержденные проекты, что вызывает задержки и спад производства из-за невозможности прямой замены в ряде случаев», — пояснил Егоров.Во-вторых, производство космических аппаратов — многолетний процесс. «Если в прежние годы завершились начатые ранее крупные проекты, то сейчас, видимо, наступил перелом», — отметил Егоров.Два предыдущих года производство и запуски ракет-носителей «Протон» были практически заморожены из-за проблем с двигателями. «Роскосмос» заявил, что завершит производство «Протонов» в конце 2020 года — начале 2021-го. Частично на статистике, по мнению Егорова, отразилось и завершение основного этапа строительства первой очереди на космодроме Восточный, а подрядчика на вторую очередь пока не нашли.Пик гособоронзаказа пройденСпад производства объясняется прохождением пика гособоронзаказа, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «В авиации доминируют государственные поставки. Пик гособоронзаказа прошел, и поэтому мы наблюдаем спад совокупного объема поставок авиатехники, как самолетов, так и вертолетов», — рассказал Пантелеев.Драматических изменений в производстве гражданской авиации не произошло, отметил Пантелеев. «Но, к сожалению, из-за санкций сдвинулись запуск в серийное производство и начало поставок самолетов МС-21, на которые уже сформирован портфель заказов на 175 машин для лизинговых и авиакомпаний», — отметил Пантелеев.Вице-премьер по ОПК Юрий Борисов рассказывал в интервью РБК, что в ближайшие годы объемы гособоронзаказа будут снижаться. В первой пятилетке прошлой госпрограммы вооружений приоритет отдавался закупке авиационной техники — боевым самолетам для Воздушно-космических сил и вертолетам для армейской авиации, напомнил Борисов. Но наступило насыщение, «объемы закупок упали в разы», подчеркнул вице-премьер. По его словам, если на пике Минобороны закупало до 100 боевых самолетов в год, то сегодня эта цифра колеблется от 50 до 60. «Вертолетов мы закупали по 80–90 единиц, а теперь 30–40. Нет необходимости. Парк обновился. Предприятия будут их обслуживать, поддерживать жизненный цикл, но это не массовые закупки. Такая же ситуация наступит и по другим образцам вооружения», — говорил Борисов.Источник: РБК
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.