Выгодная свалка: Как начал работать с прибылью мусорный полигон Бердска

Анастасия Солодкова
Анастасии Солодковой

Технику и забор отремонтировали, провели свое электричество. Прогнали маргиналов и избавились от пожаров. Каждый день на бердскую свалку привозят в среднем 100 тонн мусора.

Удивительные метаморфозы произошли на мусорной свалке Бердска. Нет привычных куч мусора высотой с трехэтажный дом и мерзкого запаха гниющей органики, лежат отходы только в определенном месте, по грунтовым дорогам можно проехать без проблем даже после продолжительного ливня, появился новый транспорт. И, что немаловажно, бердский полигон твердых коммунальных отходов рассчитался с долгами и впервые получил прибыль.

На собственные деньги муниципальное предприятие «СпецАвтоХозяйство», в чьем ведении находится городская свалка, не только содержит 14 сотрудников, но и позволяет себе развиваться. Как рассказал «Курьер. Среда. Бердск» и. о. директора САХа Константин Букреев, в 2019 году на полигоне ТКО впервые протянули собственную линию электропередачи (раньше электричество брали у соседней АЗС), отремонтировали много лет стоявшие без дела КамАЗ и «Газель», установили весы с электроникой для контроля ввозимого мусора, начали делать парковку для автомобилей.

Но, пожалуй, самое главное, чего удалось добиться за последний год — полностью ликвидировать пожары на свалке и освободить территорию полигона от «мусорщиков», которые ищут пропитание, одежду и прочие нужные вещи в кучах мусора. Случилось это благодаря новому специалисту. САХ взял на работу уникального спеца Александра Сосницкого, который много лет работал на Ленинском и Гусинобродском мусорных полигонах Новосибирска. Для него специально «выбили» ставку технолога. Внедренная Сосницким технология захоронения мусора превратила бердскую свалку буквально в образцово-показательный объект. Теперь его даже не видно с трассы Р-256. Если не знать о существовании свалки, не догадаешься, что скрывается за деревьями и забором.

Цифры Маргинал не пройдет!

Первое, с чего начал Букреев, возглавив предприятие в мае 2018 года после ареста директора Софьи Солоповой (ее обвиняют в растрате 1,3 млн рублей), - починил забор вокруг полигона в тех местах, где проникнуть проще всего, например, с дороги, ведущей в СНТ «Бердь». Маргиналы просто вырывали металлические листы. Сейчас дыр нет. Но с южной стороны свалка все еще остается доступной для прохода. По словам Константина Букреева, когда в управлении капстроительства уточнят границы полигона ТКО, он обнесет открытую территорию колючей проволокой. Пока в нескольких местах выкопали рвы, чтобы сложнее было пройти и невозможно было бы заехать.

- Столбы попадали. Нужно восстановить хотя бы такое ограждение — из проволоки. Сооружать забор из профлиста очень дорого. Я потратил на ремонт 100 тыс. рублей — восстановили несколько пролетов. Люди пытаются проникать на свалку. Но мы их прогоняем. Сейчас на полигоне никто не живет, как это было раньше — целые поселения с палатками и шалашами, - рассказал «Курьер. Среда. Бердск» Константин Валерьевич.

Мусорная реформа

После того, как с внедрением мусорной реформы запретили частникам возить отходы на свалку (собирать мусор от населения может только перевозчик регионального оператора) решили рядом с КПП поставить мусорные баки.

- Нам стали ломать забор или рядом мусор сваливают. Поэтому мы поставили контейнеры, в которые просим разгрузиться частников на легковых машинах с прицепами. Конечно, здесь возникает конфликт интересов, поскольку вывозить мусор имеет право только регоператор. С ним частники должны заключать договоры и платить за вывоз. Но другого выхода у нас нет, - высказался Букреев.

Для «СпецАвтоХозяйства» с начала мусорной реформы мало что изменилось. Государство стремиться капитализировать и укрупнить сферу вывоза твердых коммунальных отходов, чтобы большие деньги можно было направлять на сооружение полигонов, строительство мусоросортировочных заводов, установку новых контейнерных площадок, уборку стихийных свалок.
Может, пока особого эффекта от мусорной реформы не видно. Но движутся в правильном направлении. И мы пытаемся двигаться к цивилизованному способу утилизации отходов. Пока у нас нет раздельного сбора мусора и масштабного использования вторсырья. Но и мы к этому придем.

Константин Букреев, и. о. директора МУП "СпецАвтоХозяйство"
С точностью до килограмма

Автор видео Анастасия Солодкова

Бердская свалка начинается со шлагбаума и пункта весового контроля. Весы за 1,5 млн рублей купил САХ на свои средства. Оператор, сидящий в будке за компьютером, фиксирует вес машины с мусором, потом взвешивается пустой транспорт и за разницу водитель платит. Оператор с камеры наружного наблюдения видит на мониторе не только то, какой автомобиль заехал на весы, но и сверху «качество» мусора, чтобы не завезли запрещенные отходы, например, автопокрышки.

- Я контролирую вес, взвешиваю машину, запускаю, сообщаю, куда ехать, проверяю мусор. Весы показывают до килограмма. Погрешность на большую машину не более 20 кг, - рассказала дежурившая 17 июля Оксана Бахторова.

Трактор с мусором с БЭМЗа весил 6 тонн 820 кг. Завод не платит наличкой — покупает заранее талоны на утилизацию мусора в офисе САХ. Пустой трактор потянул на 3,7 тонны.

Автор видео Анастасия Солодкова

Два с половиной трактора

Кстати, КПП привели в порядок. Как и гаражные боксы. Освободили от гор мусора площадку возле гаражей, где стоит техника — три КамАЗа, погрузчик и два с половиной трактора. Площадку отсыпят, чтобы машины и люди могли свободно передвигаться. Начали сооружать стоянку для личного транспорта; ее хотят впоследствии закрыть навесом.

- «Газель», которая лежала, отремонтировали. КамАЗ один тоже лежал, сейчас бегает. Водовозку починили — она дежурит в пожароопасный период на случай возгорания, можно пролить мусор. Кроме того, поливаем «душем» дороги, чтобы не пылило, - показал Букреев свои владения.

САХ намерен отремонтировать сгоревший в 2018 году трактор, который сейчас в разобранном и ржавом виде стоит на автоплощадке. Из-за порванного шланга разлилось и вспыхнуло масло. Кабина полностью уничтожена огнем, но мотор сохранился. И уже блестит, как новенький. Кроме того, Букреев надеется выиграть арбитраж у поставщика из Красноярска, который пригнал бракованный челябинский трактор. За него отдали около 5 млн рублей, а вынуждены нанимать технику и платить за аренду, сообщал «Курьер. Среда. Бердск».

Выгодная свалка

Последнюю балансовую комиссию «СпецАвтоХозяйство» прошло с оценкой «удовлетворительно». - Нам указали на болевые точки сортировки. Но все эти вопросы решаемы. Заметно, что меняется отношение к нам. В администрации видят происходящие позитивные изменения, - оценил и. о. директора САХ.

Захоронение отходов — это единственная деятельность, от которой полигон ТКО получает деньги. Других источников нет. Но и это может быть прибыльным, если правильно организовать работу, уверен Константин Букреев: - В прошлом году мы получили прибыль, рассчитались со всеми долгами, оплатили штрафы. Так или иначе мы смогли внедрить новую технологию складирования мусора, которая позволяет городу не дышать гарью. Привели в порядок дороги, ограждение и технику. Это, я считаю, не мало.

Оборот свалки в месяц — порядка 1 млн рублей вместе с платой регионального оператора. Летом, когда активизируется строительство и идут дорожные работы, мусора становится больше. С ноября мусорные объемы снижаются примерно на 30%. Деньги уходят на зарплату сотрудникам, налоги, покупку запчастей и топлива, текущее содержание «хозяйства», например, ремонт забора и электрификацию.

В 2018 году САХ получили новую лицензию, согласно которой имеет право сортировать мусор. Но пока нет экономической целесообразности заниматься такой деятельностью. Как отметил Букреев, содержать штат сортировщиков встанет дороже, чем продавать вторсырье.

И все-таки в далеко идущих планах Букреева построить небольшой мусоросортировочный завод, чтобы на отходах можно было зарабатывать больше. Сейчас он изучает тему, знакомится с опытом коллег, ищет программы, по которым можно получить финансирование в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

- Площадь позволяет построить на нашей территории небольшой завод. Но пока не знаю, как за это браться. Может, рано еще говорить о таких амбициозных проектах. Хотя стремиться к этому мы будем, - категоричен Константин Букреев.

Власть Бердска тоже отмечает положительную работу городского полигона ТКО. Как выразился вице-мэр по строительству и городскому хозяйству Владимир Захаров, претензий к мусорной свалке у него нет.

- Я год работаю в должности и за это время вопросов к свалке у меня нет. Пока работа меня устраивает. Прибыль есть, а ее и не может не быть на мусорной свалке, - прокомментировал "Курьер. Среда. Бердск" Захаров.

[gallery link="file" columns="4" ids="439776,439777,439778,439779,439780,439781"]
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы