Перед смертью насадил на вилы немецкого офицера фронтовик из Бердска

Галина Панчева
из фонда городского музея

Василий Пугачев погиб в неполные 18 лет. Его старший брат Юрий вернулся с Великой Отечественной войны с боевыми наградами.

Много историй хранят в себе архивные документы, собранные еще в прошлом веке для Книги памяти, в городском историко-художественном музее Бердска. На этот раз раскроем историю двух братьев-фронтовиков Пугачевых, один из которых вернулся с войны домой, а другой погиб смертью героя в неполные 18 лет.

«Одеты немцы, как дурацкие шуты»

Страшный голод в 30 годы прошлого века заставил бежать в неведомую Сибирь семью Пугачевых. Осели они в Бердске. Младший из братьев Василий был талантливым ребенком. Хорошо рисовал. Всюду с собой носил альбом для рисования. Став постарше, увлекся радиотехникой и планеризмом. Были у него золотые руки: строгал, пилил, паял, клеил. Увлекался сам и увлекал за собой других. В 10 класс Василий не пошел. Самостоятельно по учебнику освоил специальность киномеханика и защитился в новосибирском училище. Даже немного поработал по этой специальности в санатории.

Как только началась Великая Отечественная война, Василий буквально взял в осаду военкомат, чтобы его взяли добровольцем на фронт. И добился таки. В августе 1941 года его призвали в армию, а через два месяца он прошел курсы связистов и был отправлен на Запад. Попал красноармеец Василий Пугачев на Калининский фронт, когда наши войска начали гнать немцев из Подмосковья.

17-летний мальчишка прислал с фронта несколько писем, которые родные бережно хранили долгие годы. Описывал события так ярко, что читавшие послания будто видели все это своими глазами.

«Добрый день! Привет с Калининского фронта. Здравствуйте, мои дорогие родители: папа, мама и сестричка Люда, а еще привет бродяге Кобке. Пишу с передовой линии. Сейчас, во время писания этого письма, я нахожусь в свободной от дежурства, пишу письмо из прифронтовой деревни. Эта деревня была оставлена в 4 часа дня 1-го января, деревня была на ½ сожжена, народ угнан немцами к себе в тыл, коровы, овцы, лошади – это все немец угоняет с собой, но во время похода нам попадаются колхозники, которые убежали из немецкого плена и с собой увели коров, лошадей и прочее.

Жители рассказывают об издевательствах немцев над ними. Они брали с себя армейских вшей и бросали на ребятишек и на жителей. А во время того, как уходить или, вернее сказать, бежать из деревни, они сгоняют жителей только с маленькими ребятишками в один дом, семей по 40-50, а затем деревню поджигают. Но поджигать они полностью всех домов не успевают, так как они из домов выскакивают в кальсонах, сшитых из наших полотенец, или снятых с крестьян. По приходу в деревню и заходя в дом, мы находили бутылки из-под водки, конечно не немецкой, а из других стран.

По дорогам, по которым они бегут, мы видим изломанные или целые велосипеды, мотоциклы, автомашины и другое барахло, а главное удирающих, но не удравших гадов. Живу хорошо, но только маюсь ногами, так как вы и сами знаете, что они у меня простужены и по всей видимости сейчас ноют от ревматизма, а так все хорошо. Погода стоит хорошая, ждут сильные морозы, ветра и снега. Передайте мой новогодний красноармейский привет всем ребятам. С приветом, Ваш сын Вася».

Письмо было написано в январе 1942 года.

С иронией молоденький фронтовик описывает немцев в другом письме: «…Одеты они, знаешь, мама, не как войско, а как самые дурацкие шуты. На голове надеты платки женские и поверх – летние пилотки, на себе – летние походные куртки. А ноги – еще хуже: или сапоги, когда-то бывшие, иначе говоря, одни голенища, или ботинки, или сандалии. Да сверх того они надевают бабьи юбки. Но недолго им придется хозяйничать на нашей земле, скоро они поплатятся за всю эту разруху, за убийство наших братьев и отцов».

В своих письмах Василий мог много чего еще рассказать своим родным, но не успел. Погиб в марта 1942 года.

В газете «Бей врага» в июле 1942 года было опубликовано стихотворение, написанное другом Василия. В нем он рассказывает, как погиб Пугачев. При стычке с немцами Василий наткнулся на мину. Его ранило в ноги. Он отполз к дому. В это время мимо проходил немецкий патруль. Фрицы увидели раненого красноармейца и двинулись к нему. Пугачев схватил лежавшие рядом вилы и всадил их в офицера. Сам был убит.

Готовил самолеты к боевым вылетам

Старшего брата Василия Юрия Фаустовича призвали в армию за год до начала войны. Но в военных действиях, как следует из документов, он начал участвовать лишь с августа 1942 года. Гвардии старший сержант Юрий Пугачев был авиационным механиком в 99 отдельном гвардейском разведывательном авиационном полку, когда в апреле 1945 года его представили к награде - ордену Красной Звезды. У Юрия Фаустовича уже были боевые награды — медали «За боевые заслуги» и «За отвагу».

Вот что описывается в представлении: «Участвуя в Отечественной войне против немецких захватчиков, обслужил 325 успешно выполненных боевых вылетов на бомбардировку и разведку техники и живой силы противника. После правительственной награды — 118 боевых вылетов. В составе группы технического состава за этот период в полевых условиях произвел технические работы на трех самолетах ПЕ-2, поврежденных в огне противника. Заменил 6 моторов, каждый раз показывая образцы качества выполняемой работы и минимум затрачиваемого времени. Заменил 4 блока, каждый в течение 5-6 часов, после чего его самолет выходил на выполнение боевых заданий, не имея при этом возвращений и отказов в работе материальной части. Грамотным выполнением регламентных работ, повседневным отличным содержанием материальной части самолета и моторов, добился повседневной ее боеготовности для выполнения любой поставленной боевой задачи». Но это была не последняя награда фронтовика — в 1985 году ему вручили орден Отечественной войны II степени.
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы