Ради стариков увеличить до 31% хотят взносы во внебюджетные фонды

pixabay

Вырученные средства предложили направить на развитие нового вида соцстрахования для пожилых, например, ухода за немощными пожилыми людьми.

Взносы работодателей во внебюджетные фонды могут быть увеличены до 31% вместо нынешних 30%. Повышение необходимо для развития в России нового вида социального страхования по уходу за людьми старшего возраста.

Такое предложение подготовила рабочая группа при правительственном Совете по вопросам попечительства в соцсфере, рассказал «Известиям» участник этой группы Александр Сафонов. Свои расчеты и обоснования эксперты должны представить уже в ноябре. Как сообщили в Минтруде, вопрос о дополнительных источниках финансирования долговременного ухода — в том числе с учетом системы страхования — будет разрабатываться после реализации проекта «Демография». Эксперты считают, что увеличение нагрузки на работодателей может посодействовать уходу части из них в тень.

Рекомендацию сформировать рабочую группу, которая проработала бы «возможности целесообразности введения нового вида социального страхования на случай нуждаемости в постоянном постороннем уходе», вице-премьер Татьяна Голикова дала по результатам заседания Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, которое состоялось в конце мая 2019 года. «Свои расчеты и обоснования эта рабочая группа должна представить в ноябре», — говорилось в итоговом протоколе мероприятия.

Помоги себе сам Подробностями одного из предложений с «Известиями» поделился член рабочей группы, профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. В частности, он считает, что в стране необходимо ввести дополнительные виды страхования, в том числе и по уходу за лицами старшего возраста (от 60 лет), которые утрачивают навыки самообслуживания.

— Мы подготовили наше предложение на основе анализа общей статистики, которая показывает, что для России характерна общемировая тенденция: по мере увеличения продолжительности жизни растет количество людей, оставшихся без супруга, а также тех, кто не может самостоятельно за собой ухаживать, — пояснил эксперт. — Автоматически возникает вопрос: кто этим должен заниматься?

Он напомнил, что сейчас эти функции выполняет соцзащита, а поскольку финансирование идет из источника субъекта Российской Федерации — муниципалитета, говорить об устойчивости и постоянстве этой системы не приходится.

— У органов соцзащиты множество целей, в том числе борьба с бедностью, помощь многодетным детям и так далее. И они определяют приоритеты не в пользу лиц старшего поколения. Уход заключается в том, что несколько раз в неделю появляется социальный работник, в основном его работа ограничивается в лучшем случае покупкой продуктов, небольшой уборкой помещения и решением каких-то юридических вопросов, — пояснил Александр Сафонов.

По его словам, сейчас нет достаточного финансирования, чтобы осуществлять полноценную заботу о престарелом человеке, который лишен возможности обслуживать себя. Нормальный уход, говорит эксперт, подразумевает, что за нуждающимся закрепляется специальный работник, который занимается подопечным от и до: одевает, обувает и т.п. Сейчас проблема решается или за счет детей, которые имеют средства, чтобы нанять помощника своим престарелым родителям, или за счет собственных накоплений пожилых людей, что не является массовым явлением.

— Модель межпоколенческих отношений умирает, поскольку уход за родственниками предполагает нахождение рядом, а взрослые дети зачастую живут в других городах, регионах. И люди остаются без необходимой помощи, — подчеркивает Александр Сафонов.

Альтернативой такой ситуации и может стать система социального страхования, когда из заработной платы сотрудника формируется фонд для финансирования долгосрочного ухода. Рабочая группа предлагает увеличить взнос в Фонд социального страхования (ФСС) на 1% (сейчас составляет 2,9% от Фонда оплаты труда. — «Известия»). Эти специальные обязательные отчисления в старости призваны гарантировать человеку как минимум стандартный пакет услуг по уходу: трехразовое кормление, мытье, уборку. При этом в зависимости от объема накопленных средств — а у разных людей это будут разные суммы — пакет может быть более широким.

— Это элемент обязательного социального страхования. По образу и подобию Германии, Голландии, Франции — они с этими проблемами столкнулись уже давно. Также модель семейного поведения там давно трансформировалась, — отметил Александр Сафонов.

Если политически такое предложение будет поддержано, эксперты будут рассчитывать, граждане какого года рождения будут подключаться к системе.

— Логично было бы подключить всех, — полагает собеседник «Известий». — Поскольку и граждане, которым сейчас 40 или 50 лет, не застрахованы от одинокой старости без необходимого ухода.

Дополнительная нагрузка В Росстате «Известиям» сообщили, что, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность членов частных домохозяйств, состоящих из одного человека в возрасте 65 лет и старше, составляла около 5,4 млн человек. Но в этих данных не выделяются те, кто нуждается в помощи или оказался без поддержки родственников, уточнили в статведомстве.

По информации «Известий», изучить целесообразность появления нового вида страхования поручено Минтруду.

— Вопрос о дополнительных источниках финансового обеспечения системы долговременного ухода после завершения реализации национального проекта «Демография», в том числе с учетом развития системы страхования ухода за людьми старшего возраста, будет дополнительно проработан Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, директор благотворительного фонда «Старость в радость» (отвечает за разработку методологии системы долговременного ухода — СДУ) Елизавета Олескина сообщила «Известиям», что в рамках работы совета вице-премьером Татьяной Голиковой была дана рекомендация создать рабочую группу, которая должна проработать вопрос возможности введения нового вида обязательного соцстрахования. Она также подтвердила, что долговременный уход в целом требует дополнительного финансирования, что показал опыт пилотных проектов в нескольких регионах.

— Система долговременного ухода должна быть единой для всей страны. Каждый человек, имеющий стойкие ограничения жизнедеятельности и нуждающийся в посторонней помощи, должен получать ее гарантированный объем, не зависимый от возможностей субъектов, — пояснила она. — Не может быть ситуации, при которой люди, живущие в дотационных регионах, получали бы меньший объем гарантированной помощи, чем те, кто живет в богатых регионах. При таком подходе решение этого вопроса нельзя оставить исключительно в ведении субъектов РФ.

По словам Елизаветы Олескиной, вопрос надо решать системно, но достаточно оперативно.

— В рамках того же совета дано поручение проработать в целом вопрос комбинированного финансирования СДУ, в том числе с подключением механизмов страхования, — добавила она.

По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, предложение рабочей группы заслуживает всестороннего рассмотрения.

— Инициатива понятная и полезная для граждан. Однако тут важно посмотреть обоснование и расчеты, почему взнос в ФСС предполагается увеличить именно на 1%. Возможно, будет достаточно 0,5% или даже 0,3%, — отметил собеседник «Известий» в одной из предпринимательских организаций. Он также обратил внимание, что эта мера станет дополнительной нагрузкой на предпринимателей, поэтому, возможно, имеет смысл рассмотреть добровольный механизм уплаты взноса.

— Есть понятные опасения, связанные с тем, что вообще само по себе увеличение нагрузки на работодателя может посодействовать уходу части их в тень и тем самым снизить эффективность всей социальной сферы, — подчеркнул вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

Он добавил, что именно поэтому тема, безусловно, должна активно обсуждаться.

Источник: Известия
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы