За лето мошенникам удалось подменить как минимум 198 банковских номеров. Операторы связи утверждают, что ситуация еще серьезнее, чем представляется ЦБ, который знает лишь о «капле в море» мошенничеств.
По словам Артема Сычева, подмены номера коснулись широкого круга банков.При этом не все операторы реагируют на сообщения ЦБ о фактах мошеннических звонков, в ряде случаев есть бездействие с их стороны со ссылкой на отсутствие предусмотренной обязанности законом «О связи», добавляет он.Банкиры подтверждают активизацию мошеннических звонков с подменой номера. По словам заместителя директора департамента информационной безопасности банка «Открытие» Ильи Сулоева, зафиксировано увеличение числа жалоб на звонки с подменой номера банка, доля таких звонков к середине лета достигла 35% от общего количества мошеннических звонков клиентам. Директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов уточнил, что банк столкнулся с всплеском мошеннических звонков в начале июля, часть была с подменой номера. О фиксации звонков с подменой номера сообщили “Ъ” и в Альфа-банке. Осень приготовила банкам новые испытания. Так, по словам Артема Сычева, в сентябре был выявлен очередной всплеск мошеннических звонков, в том числе с подменой номера банка.При этом статистика ЦБ отражает лишь малую часть проблемы. Так, по словам коммерческого директора «МегаФона» Влада Вольфсона, в июне—августе оператор получил от банков и ЦБ жалобы на 2269 номеров, которые, предположительно, использовались мошенниками, из них заблокировано 900 номеров. От Банка России пришла информация лишь о 97 номерах, из которых 46 — были заблокированы.
Но даже если информация пришла из ЦБ, блокировка возможна далеко не всегда.Так, в пресс-службе «Билайна» отметили, что многие из поступивших за летний период обращений из ЦБ «были технически некорректны, в ряде случаев в списках предоставленных для блокировки номеров были указаны номера, которые активно используются самими банками для исходящих звонков клиентам». Блокировка таких номеров могла привести к тому, что банки утратили бы возможность дозвониться клиентам, подчеркнули там. В «Ростелекоме» пояснили, что блокировка возможна, если после технической проверки подтверждается, что вызов осуществлен именно с этого номера (номер существует в сети, он активный и по нему есть действующий контракт.— “Ъ”). «Проблема в том, что в схемах мошенничества в большинстве случаев происходит подмена номера вызывающего абонента, конечно, без ведома самого абонента,— поясняют в "Ростелекоме".— Таким образом, речь должна идти не о блокировке номера, а о выстраивании общего механизма выявления и блокировки вызовов с подмененными номерами».Технологической основой для реализации такого механизма может послужить база данных перенесенных номеров (появляется в случае замены оператора мобильной связи с сохранением номера.— “Ъ”), указывают в «Ростелекоме». Артем Сычев отметил, что заниматься проблемой планируется по нескольким направлениям. Первое — это техническое решение, с созданием актуальной базы номеров. Оператор связи при каждом вызове будет обращаться к базе за аутентификацией номера, а затем — к оператору, за которым числится номер, для подтверждения факта наличия вызова. Господин Сычев подчеркнул, что для реализации технических мер защиты потребуются и законодательные поправки, и выразил надежду, что удастся убедить Минкомсвязь в их необходимости. Также регулятор планирует вынести на уровень правительства вопрос о необходимости защиты персональных данных не только в банках, но и в иных коммерческих государственных структурах.Источник: Ъ