Действующий ФГОС в том виде, в котором он дошел до школы, по названию стандарт, а по содержанию — нет.
Ещё в начале года президент потребовал обновить до 1 декабря образовательные стандарты. Проще говоря, требования, чему и как должна учить детей школа. С тех пор в обществе не утихает острая дискуссия.Педагоги, профессора вузов, академики никак не могут договориться, каким на выходе из школы должен быть российский школьник, получивший аттестат об образовании. И прежние стандарты принимались непросто и с большой критикой. Зачем понадобились новые, в чём их отличие, как они соотносятся с мировой практикой?Мы узнали мнение академика Российской академии образования, доктора географических наук, профессор .Виктор Павлович, так с чем связана необходимость новых школьных стандартов?— Прежде всего мне хотелось бы уточнить, что, говоря о проекте новых стандартов, неправильно рассматривать их как абсолютную альтернативу действующих. Да, они во многом различаются, но большинство принципиальных положений действующих стандартов сохранены как доказавшие свою важность и жизнеспособность. То есть в отличие от ряда предыдущих попыток разработки школьных стандартов — а их было 5 или 6 — в данном случае обеспечена определенная преемственность. Чего, кстати, практически не было при разработке действующего стандарта. Так называемые стандарты 2004 года и действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по своей идеологии антиподы.— Если есть преемственность, для чего же тогда понадобился новый проект стандартов? — По закону стандарты должны обновляться не реже одного раза в десять лет. Действующие стандарты начального общего образования приняты в 2009 году, основного общего образования — в 2010 году, то есть школа с ними работает уже 10 лет. Довольно понятно, что в них удалось, а что требует корректировки.— Но сроки — формальная причина, а что конкретно и почему потребовало обновления? И почему учителю сложно работать с действующими стандартами? — Здесь придется обратиться к истории разработки действующего ФГОС. Он задумывался как комплексный проект. Текст его главного документа, собственно стандарта, создавался как набор общих установок развития образования. По стилю он больше походит не на стандарт, а на концепцию. Положения, сформулированные в нем, верны, но слишком обобщенны и не могут выполнять полноценные функции стандарта. Поэтому по первоначальному замыслу эти общие положения должны были конкретизироваться в программах, методических рекомендациях для учителей. Но эти самые школьные программы так и не были сделаны. В школу пришли только общие тексты, краткие формулировки ФГОС. В итоге все остальное — написание конкретных программ, уроков и т. д. — легло на плечи учителей. Но национальные традиции российской системы образования таковы, что учитель привык работать с достаточно определенным предметным содержанием. А что прикажете делать, например, учителю химии, от которого требуют конкретных образовательных результатов по предмету, а он, пытаясь перестроить учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, не понимает, как это сделать. Потому что видит в стандарте 6 (на весь школьный курс!) формулировок типа «приобретение опыта использования различных методов изучения вещества»?Школа, учителя, ученики, родители были поставлены в очень сложное положение не только в плане реального образовательного процесса, но и в деле обеспечения учебниками. Используя обобщенные формулировки действующего ФГОС, было невозможно провести обоснованную экспертизу учебников на соответствие его требованиям. Все соответствовали. Это привело к гигантскому количеству учебников по одному и тому же предмету. При этом каждый учебник имел свою структуру, методику, манеру изложения и пр.— Но, может, это наоборот хорошо, ведь многообразие открывает широкие возможности для индивидуализации обучения? — Вовсе нет. Ведь каждый ученик в классе не учится по «своему» учебнику. Да и учитель не сможет вести урок одновременно по нескольким учебникам. А вот негативные последствия подобного «разнообразия» были очень значительны и многообразны.Фактически было нарушено единство образовательного пространства страны. Тогда как, согласно федеральному закону «Об образовании», это главная задача ФГОС. Подобное единство — не просто важный критерий работы образовательной системы. Оно, без сомнения, одно из важных условий обеспечения национальной безопасности страны. Наряду с политическими рисками возникли и существенные социальные издержки. В тяжелейшем положении оказываются учащиеся при переходе из одной школы в другую. Родители несут дополнительные затраты и на покупку новых учебников, и на репетиторство. Возникли сложности в разработке проверочных процедур и т. п.— В чем самое главное отличие нового проекта от действующих стандартов? — По прошествии последних 10 лет, на мой взгляд, можно констатировать: действующий ФГОС в том виде, в котором он дошел до школы, по названию стандарт, а по содержанию — нет. Поэтому и назрела необходимость его доработки. Министерству образования и науки Российской Федерации было поручено обеспечить единое образовательное пространство на всей территории страны, чтобы дети от Москвы и Калининграда до Дальнего Востока получали одинаково качественное образование. Разработка нового проекта стандарта — практическая реализация данного поручения.— А как новый проект стандартов соотносится с мировой практикой? — Отставание российского образования от передовой мировой практики — любимая «страшилка» определенной части нашего педагогического сообщества. Но никакой единой мировой практики в области школьных стандартов нет, как нет и единого «мирового уровня». В разных странах стандартизация школьного образования ведется в различных формах. Она, кстати, совсем не обязательно предполагает использование термина «стандарт». Но это не главное. Гораздо существеннее другое. Практически во всех странах так называемые (или не называемые) «стандарты» разрабатываются с учетом ценностей и традиций национальных систем образовательных. Более того, в ряде стран, находящихся в числе мировых образовательных лидеров, вообще не применяют термин «стандарт», считая, что он задает неправильные установки для образования: увлечение тестированием и пр. В этих странах используют совершенно иные, более близкие и понятные и для российской образования документы: Национальная образовательная (учебная) программа (Великобритания), Национальный учебный план (Финляндия и Швеция). Само понятие «национальных ценностей и традиций» отнюдь не означает следования законсервированным догматам, а нацеливает на необходимость подготовленных изменений системы образования, учитывающих и ее лучшие традиции, степень ее готовности к внедрению предлагаемых новшеств. В этом плане проект новых стандартов сохраняет необходимую преемственность, возвращая в школьное образование лучшие традиции отечественной школы. А многие сильные стороны российского образования бесспорны, несмотря на имеющиеся попытки их извратить.— К проекту новых стандартов предъявляется много претензий. Например, его большой объем, который затруднит работу с ним. Якобы стандарт излишне жестко разбит по годам обучения, излишне детализирован и т. д. — На мой взгляд, странная претензия. А сколько страниц в примерных образовательных программах? Ведь учителя же работают с ними? Да и зачем учителю работать со всем стандартом? Он использует общие, основополагаюшие разделы, плюс раздел по своему предмету.Возьмем и другой пример. Мы ведь любим по любому случаю оперировать зарубежным опытом. За рубежом большой объем стандартов никого не смущает: британская национальная программа по математике для школы — это 23 страницы текста. А что касается разбивки и детализации, для примера можно обратиться к той же британской программе, где, например, по математике подробно расписано, чему должен научиться ученик на каждом году обучения.— Но ведь столь подробное описание не оставит места для творческих экспериментов учителей, считают критики новых стандартов. — Могу всех успокоить. В новой редакции сохранено важное положение действующих ФГОС о том, что для обеспечения принципа вариативности предметное содержание, описанное в стандарте, рассчитано примерно на 2/3 учебного времени, остальное содержание на федеральном уровне не регламентируется и формируется участниками образовательных отношений. Вот вам и простор для творчества и индивидуализации.— А что делать с требованиями к материально-техническому оснащению? Не все школы, особенно сельские, смогут им соответствовать. — Вопрос непростой, особенно если стандарт трактовать как уголовный кодекс: нет чего-то — закроем. Но действующий стандарт тоже обвиняли в завышенных требованиях. А разработчики справедливо отвечали, что одна из функций стандарта — мотивируюшая, показывающая направление необходимой перестройки. В новом проекте, на мой взгляд, тоже поставлена задача обеспечения того, что должно быть. И, если этого нет сейчас, к этому нужно прийти через определенное время. Критики нового стандарта возмущаются: где взять концертный зал? Но в стандарте же не написано, что это должен быть зал Чайковского. В школе это может быть выделено небольшое помещение для организации каких-то мероприятий. То же со спортивным залом.Я, например, учился в школе довоенной постройки. Специально построенного спортзала не было. Как вышли из ситуации: объединили на первом этаже две классных комнаты. В них и шли уроки. А спортзал пристроили, но много позже. Приведу другой пример, из стандартов высшей школы. В них написано, что каждый вуз должен иметь стадион. Понятно, что не у всех он есть и не везде его можно построить. Выход — аренда у счастливых обладателей. Я думаю, что перечень подобных требований стандарта важен еще и потому, что он позволяет школе ставить соответствующие вопросы перед муниципальным и региональными органами власти.
— Чем же объяснить такую непримиримую дискуссию вокруг проекта новых стандартов, если их необходимость так очевидна? — В нынешней дискуссии нет ничего необычного. Образование — сложно организованная система, затрагивающая интересы различных слоев и структур общества. Поэтому достичь абсолютного консенсуса по большинству проблем и вопросов, на мой взгляд, невозможно. Дискуссия, если она ведется корректно и доказательно, очень полезна для поиска истины.К сожалению, сегодняшнюю дискуссию относительно нового проекта часто отличает другое: эмоциональные, мало аргументированные оценки, нетерпимость к иному мнению и иным трактовкам и т. п. Это само по себе печально. Но в определенной мере это следствие того, что в начале пути работы над отечественными стандартами не было сделано главное: не было разработано четкое «техническое задание» на проектирование национального формата ФГОС. Мы пошли более долгим и сложным путем, путем экспериментов. Дискуссия связана и с тем, что обществе нет единства мнений по многим вопросам, в том числе и во взгляде на основные функции школы. По результатам исследования Института образования Высшей школы экономики и корпорации «Российский учебник», учителя считают своей основной задачей научить учеников «хорошо излагать свои мысли» (89,3% опрошенных) и дать им «хорошие знания по основным предметам» (81,7%). По логике учителей, формирование таких важнейших личностных качеств и компетенций обучающихся, как «находить общий язык, работать с разными людьми», «планировать свое время, расставлять приоритеты», «быть ответственным гражданином», «уважительно относиться в другим людям», — преимущественно зона ответственности семьи.В свою очередь родители не ожидают, что в школьных стенах учащихся научат применять на практике полученные знания и критически анализировать информацию и мыслить креативно. Не учитывать эту противоречивость взглядов разных участников образовательного процесса нельзя. В проекте нового стандарта предпринята попытка достижения необходимого баланса. Я бы определил его как еще один важный шаг на пути к созданию эффективной национальной модели ФГОС.Источник: АиФ
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.