В школах работает 70% педагогов- пенсионеров, не хватает порядка 150 000 учителей. Что изменится в школе, рассказала министр Ольга Васильева.
В школьных аттестатах появится новая оценка. "Зачтено" можно будет ставить за "Изобразительное искусство", "Музыку" и "Физкультуру"Заработал сайт проекта. Там полный банк вакансий, списки школ, условия и зарплата. Также человек может обратиться в министерство напрямую - обязательно поможем.Ждем не только молодых, но и опытных специалистов - до 55 лет. Логика простая: квартиру в городе можно будет оставить взрослым детям, а самому начать жизнь в другом месте, заниматься сельским хозяйством. Думаю, это может заинтересовать многих.Вопрос из Курска: "Когда учителей избавят от бумажной волокиты, бесконечных и бессмысленных отчетов?"Ольга Васильева: Мы определили четыре документа, которые должны быть: рабочая программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал, электронный дневник. Все. Любые другие бумаги - о субботниках, прививках, партах и тому подобное - не должны быть заботой учителя.Мы опять же отправляем такие рекомендации в регионы каждый год. И видим, что они не выполняются. Поэтому сейчас работаем над поправками в ФЗ "Об образовании в РФ", которые закрепят правило "четыре документа для учителя" законодательно.Кроме того, немного облегчить жизнь педагогам должны новые школьные стандарты (ФГОС). По сравнению с действующей версией они позволят снизить нагрузку по отчетности более чем на 30 процентов.Стандарты должны заработать на полную катушку уже в 2021 году. Как они изменят школьную программу?Ольга Васильева: Работа над обновленными Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) шла более полутора лет. И к концу января мы планируем ее закончить. Главное отличие от прошлой версии - мы прописали содержание по каждому предмету. Раскрыли подробно: что и в каком классе нужно дать ученику. Правила, темы, навыки… Но объем основного содержания предметов не изменился - с ним школа и так работает на протяжении многих лет.Что мы добавили? То, без чего в современном мире уже нельзя. Например, ОБЖ: появились модули про безопасность на транспорте и в информационном пространстве. Технология. Здесь отдельный модуль про робототехнику, конструирование моделей и программирование. Информатика: соблюдать сетевой этикет, обеспечивать личную безопасность при общении в соцсетях. Зафиксированы изучаемые языки программирования. Это позволит в ближайшей перспективе перейти к компьютерной форме ЕГЭ.На общероссийском родительском собрании вы предложили оценивать успехи детей на музыке, физкультуре и ИЗО по системе "зачет - незачет". Планируется ли это внедрять в школе?Ольга Васильева: В некоторых школах уже давно используют "зачет - незачет", или даже 100-балльную систему. Но когда наступает пора получения аттестата, все оценки приводятся к единому знаменателю: "5", "4", "3".Поэтому сейчас мы готовим новый порядок выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании. Он позволит закрепить право школы ставить "зачтено" за такие предметы, как "Изобразительное искусство", "Музыка" и "Физическая культура".Подчеркну: выбор останется за школой. Существуют разные подходы к оцениванию. Мое личное мнение: любой ребенок любит бегать, прыгать, рисовать, петь. И далеко не у всех это получается на "отлично". Но ставить "тройку" в аттестат только из-за отсутствия музыкального слуха, на мой взгляд, неверно.Вопрос от Татьяны Калашниковой, г. Нижнекамск: "В этом учебном году заговорили о возможном введении обязательного ОГЭ по иностранному языку. Можно ли успокоить родителей и учителей по этому поводу? Что ожидает наших детей, которые в 2022 году будут сдавать обязательный ЕГЭ по английскому?"Ольга Васильева: Успокаиваю. В девятом классе никаких новых обязательных экзаменов не планируется: ни по иностранному языку, ни по истории, ни по какому-либо другому предмету. Ребята по-прежнему будут сдавать обязательные русский с математикой и два предмета по выбору.Теперь что касается ЕГЭ. Мы знаем и понимаем, что с иностранным языком есть проблемы, особенно они заметны в сельских школах. Но сегодня язык - это рабочий инструмент, который должен быть доступен абсолютно каждому. Мы выбрали 19 регионов, где уже в следующем году вместе с Рособрнадзором проведем апробацию экзамена. Посмотрим на первые результаты и примем окончательное решение. Один из вариантов - разделить ЕГЭ по иностранному языку на два уровня. Базовый должен быть по силам большинству ребят. Профильный - для тех, кто поступает на "языковые" специальности в вузы.Читатель прислал в редакцию "ляпы" школьников: "Маршал Жуков сражался против Наполеона, а Кутузов штурмовал Берлин". Вот такой уровень знаний у некоторых. Нужно ли что-то менять в программе по истории?Ольга Васильева: В программе ничего менять не надо. Уже пять лет действует историко-культурный стандарт, который выверен. В нем не только те моменты, которыми мы можем гордиться, но и трудные вопросы. Полюбишь ты историю или будешь ее ненавидеть - это зависит только от учителя: он в первую очередь сам должен любить свой предмет. И про Кутузова, и про Жукова можно рассказать так, что дети запомнят их на всю жизнь.
Вам будет приятно, если ваш будущий зять молотка в руках не держал? А где ребенок этому научится? Моя позиция: дети должны уметь себя обслуживать. И никакая это не трудовая эксплуатацияЯ сама историк, я работала в школе. Сейчас читаю лекции о войне в музее на Поклонной горе. Секрет в том, чтобы не вываливать на ребенка сразу огромное количество цифр и фамилий - это не работает.По истории у нас осталось всего три линейки учебников. А вот по биологии или химии их по-прежнему больше десятка. Когда ждать сокращения?Ольга Васильева: До последнего момента у нас действовал старый порядок проведения экспертизы учебников. Ее заказывали сами издательства, сами оплачивали. И спокойно "заходили" в школы. Это огромный бизнес на государственные деньги.Буквально перед Новым годом Государственная Дума приняла поправки в закон "Об образовании в РФ". Мы наконец-то получили право утверждать правила оценки учебников, сроки проведения экспертизы и действия заключений, требования к экспертам. Теперь у нас есть вся правовая база для того, чтобы экспертиза учебников стала государственной. Это большая победа.Должно остаться максимум три линейки по каждому предмету - самые качественные. Мы к этому придем постепенно, без больших потрясений.Раньше был отдельный предмет "Труд". Теперь он называется "Технология". Учит ли школа сегодняшних детей трудиться?Ольга Васильева: Уметь шить, готовить, убирать - все это по-прежнему входит в предмет "Технология". Но многие слишком буквально воспринимают слова Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" о том, что вне образовательной программы привлекать ребенка к труду нельзя.Что мы получаем в итоге от родителей? Школьника попросили вытереть исписанную мелом доску - и мама тут же строчит во все инстанции письма про эксплуатацию детского труда - абсурдная ситуация.Я спрашиваю у нее: "Скажите, вам будет приятно, если ваш будущий зять молотка и отвертки в руках не держал? "Нет", - отвечает… А где ребенок этому научится? Моя позиция простая - дети должны уметь себя обслуживать и помогать взрослым. Никакого отношения к трудовой эксплуатации это не имеет.Вопрос из Ростова-на-Дону: "Ближайшие школы переполнены, дети учатся в две смены, классы по 35 человек. Даже "началка" во второй смене. Что делать?"Ольга Васильева: В школы идут все больше ребят - сейчас такая демографическая ситуация. И это замечательно. В рамках нацпроекта "Образование" мы построили для них уже более 160 тысяч новых мест в школах во всех регионах. Но чтобы полностью контролировать ситуацию доступности образования на фоне демографического роста, нужно гораздо больше - примерно миллион мест. Мы этот миллион построим. А потом, когда демография пойдет на спад, будем думать, как эти новые школы использовать, чтобы они не пустовали.При этом во второй смене я пока ничего страшного не вижу - сама так училась. Хороший пример Белгородская область. Губернатор Евгений Степанович Савченко нашел ресурсы на то, чтобы ребята в школе проводили полный день. Это не только уроки, но и кружки, и домашние задания. Домой ученики приходят и только отдыхают. Такая система действует с первого по девятый класс, и для первой и для второй смены.
Ждем не только молодых, но и опытных специалистов - до 55 лет. Квартиру в городе можно будет оставить взрослым детям, а самому начать жизнь в другом месте, заниматься сельским хозяйством