Как на картинке: Мужчины в красивых костюмах и штиблетах гуляли по лесным тропинкам в старом Бердске

Галина Панчева
из архива Тамары Сенник

Город детства оставил в памяти Тамары Сенник только приятные воспоминания. Красивая природа, чистые дороги, гладкий, как зеркало, каток с фонарями в санатории. И отдыхающие, не похожие на бердчан.

Светлые воспоминания связаны с городом, ушедшим под воду, у жительницы Бердска Тамары Сенник. Ведь в старом Бердске, теперь покоящемся на дне Обского моря, она родилась, жила и училась в школе №1. Часть ее детства неразрывно связана с ним.

Встречи на лесных тропинках

- Старый Бердск располагался, как на полуострове, с одной стороны Бердь впадала в Обь, сам город больше располагался на Оби. Город был очень высокий и красивый. Я помню, как по Оби ходил теплоход. И мы его всегда видели, когда возвращались днем из школы. С палубы разносилась музыка по округе. Мы зачарованно любовались этим пассажирским «лайнером». В районе Бердска находился сосновый бор. Дороги в городе были чистыми. Уже потом мы узнали, что из-за того, что там был песчаный грунт. За Бердском, дальше по берегу, стояли больница, туберкулезный санаторий, пионерские лагеря, - вспомнила Тамара Сенник.

Домой детвора из школы №1 возвращалась по лесным тропинкам, и сталкивались с отдыхающими туберкулезного санатория. Девчонки и мальчишки только дивились их виду: мужчины были одеты в красивые костюмы, обязательно с белыми сорочками и галстуками, штиблеты на их ногах блестели на солнце. На женщинах — красивые платья, в прохладную погоду они надевали на себя «пыльники» из светлой материи, с вышивкой, что-то типа плащей.

Зимой дети разных возрастов с улицы Советской, где жила Тамара, собирались в группу и ходили в санаторий на каток.

- Ровная залитая водой площадка с фонарями. Играла музыка. Мужчины и женщины катались на коньках, а мы, поскольку были маленькими, и коньков у нас не было, стояли и смотрели на них. Рядом была дощатая горка. Огромная. Ее утрамбовывали снегом и заливали водой. Рядом с горкой лежали штабелями дощечки-саночки. Дно у них было гладкое-гладкое. Мы поднимали их, они были не тяжелые, и поднимались наверх. Горка была покатая и очень длинная. Нам казалось, что километра два длиной — так долго мы катились, - рассказала бердчанка.

Все в санатории было удивительно. Двухэтажные и трехэтажные корпуса с деревянными «кружевными» украшениями. Крыши, крытые железом.

Когда Бердск стал переселяться на новое место, штат санатория перевели в Речкуновку, в Дом отдыха, который получил статус санатория для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Как ручеек превращался в море

Первые жители Бердска стали перебираться на новые места в 1954 году. И сенью 1957 года на территории старого Бердска никого не осталось. Но Тамара вместе с друзьями продолжала бегать на старое место. Все они хотели посмотреть, как вода будет заливать старый город. Им не верилось, что такой высокий берег может оказаться под водой. Там, где Бердь впадает в Обь была низина. И когда Обь перекрыли, потек ручеек. Потом маленькая речка стала затекать на место, где находится «Чайка». Потом на месте питомника образовалось озерцо. Что происходило потом, Тамаре не удалось увидеть. Родители запретили ходить на то место, объяснили, что это может быть опасно — с каждым днем объем прибываемой воды увеличивался.

- Когда мы уже приходили и смотрели с берега, то видели, что долго незатопленной оставалась зона, где раньше стояла церковь, - отметила Тамара Трофимовна.

Ах, белый теплоход!

Тамаре и ее подруге за успешное окончание 9 класса родители подарили путевки на, так называемый, плавучий дом отдыха — теплоход «Балакирев». Он был приписан к Бердскому дому отдыха. Это был трехпалубный белый теплоход. По воспоминаниям Тамары Трофимовны, удивительно красивый. Отправлялся он с пристани на Берди и шел вверх по морю до Камня-на-Оби. Затем теплоход разворачивался, шел по Оби, проходил через шлюзы.

- Картинка прохода через шлюзы такого большого теплохода была завораживающей. Затем выходили в Обь, затем заходили в Томь и Парабель. Из Парабели уплывали в Нарым. Была экскурсия по Нарыму. Посетили музей Сталина. В Нарыме он был в ссылке. Потом отправились домой. В период всего плавания теплоход несколько раз пришвартовывался у берегов, и отдыхающие выходили на сушу. Купались, отдыхали, загорали. Вечерами на третьей палубе были танцы. Играли аккордеонисты. Студентки техникума культуры проводили развлекательные программы. Путешествие длилось 12 дней. И оставило очень сильное впечатление.

Теплоход отправлялся в плавание в мае и завершал сезон в октябре. У него был своеобразный сигнал, и когда прибывал к причалу, то гудел. Сигнал раздавался по всей округе. И Тамара с подругой знали, что к пристани прибывал «их теплоход».

- На пристани «Балакирев» стоял примерно неделю. Мы приходили на пристань и просили позволения погулять по палубе. Нас пускали. Разочка два за сентябрь и начало октября мы приходили на теплоход, гуляли по нему, - с ностальгией вспоминала Тамара Сенник.

Из Бердска в Киргизию

После окончания школы Тамара поступила в республиканский университет Фрунзе на факультет романо-германских языков.

-Родители настаивали, чтобы я поступила в медицинский институт, мои собственные мысли были поступить на юрфак, и третья, главная мысль, которая овладела моей головой — это факультет романо-германских языков. Поскольку в школе я учила немецкий, то поступила на французско-немецкое отделение. Поехала в Киргизию, потому что в Томске факультета иностранных языков не было, в Академгородке были только технические специальности. Во Фрунзе проучилась четыре курса и вернулась домой. Перевелась в Новосибирский пединститут, где на то время уже был факультет иностранных языков. Я получила диплом пединститута, но мне в него вписали два языка — французский и немецкий.

От учителя до директора

Тамара Трофимовна начала профессиональный путь в бердской школе №11. Учителем французского и немецкого языков. Завершила в школе №2, где с 1996 по 2013 была ее директором.
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы