У викингов отношение к мертвецам было совершенно иным, чем у нас. Как показывает новое исследование, наши предки хранили у себя в домах осколки черепов и детские трупы.
Последние археологические находки показали, что скандинавы эпохи викингов хранили дома черепа и замуровывали в стены жилищ детские трупы. Дело вовсе не в кровожадности, просто отношение к смерти у них было иным, чем у нас, объясняют норвежские историки NRK. Но многое еще остается загадкой.Наше представление о погребальных ритуалах викингов во многом сформировала популярная культура. В фильмах и книгах ярлов и славных воинов либо сжигают в погребальной ладье, либо хоронят в кургане. Для предстоящего путешествия в чертог мертвых — Вальхаллу, где пирует Один, — в могилу складывали оружие и ценные предметы.Однако археологические находки показывают совершенно иную картину. Ученые обнаружили новые подробности похоронных ритуалов, жуткие и загадочные.«Части трупов иногда закапывали во дворе и внутри домов. Возможно, отнюдь не случайно», — считает археолог Марианне Хем Эриксен (Marianne Hem Eriksen) из Университета Осло.В своей новой исследовательской статье она рассмотрела около 40 фрагментов черепов железного века, найденных по всей Скандинавии. Находки датируются периодами от 250 года до нашей эры до 1050 года нашей эры — то есть до самого конца эпохи викингов.«Должно быть, им было важно, чтобы мертвые оставались поблизости. Очевидно, близость с мертвыми имела для них некий смысл, раз с ними соприкасались в повседневной жизни», — говорит Эриксен.Человеческие останки под порогомФрагменты черепов и трупы младенцев были найдены под порогом и в подполах жилищ. Смысл этого неясен. Традиционно считалось, что останки могли извлекаться из мест захоронения при их разрушении и осквернении.Археолог Эриксен считает, что эта точка зрения ошибочна: «Многое указывает на то, что это делалось сознательно и обдуманно».Религиовед и автор книг Гуннхильд Рёте (Gunnhild Røthe) новыми сведениями о черепах и скелетах очень заинтересовалась.«В ту эпоху люди различали биологическую смерть и социальную. Это отношение отражено в письменных источниках того времени», — говорит Рёте.Мертвые младенцы в стенах домаРанее Эриксен исследовала 52 детских трупа, замурованных в домах или похороненных в болоте.Некоторых младенцев, особенно новорожденных и в возрасте до одного года, хоронили в стенах фундамента, в ямах во дворе и даже у печи, где готовили еду и ели.«Такое ощущение, что традиция замуровывать детские трупики в стенах дома в некоторых местах складывалась целыми поколениями», — говорит Эриксен.Если обратиться к письменным источникам в Скандинавии и Северной Европе, становится ясно, что убийство младенцев не только не было редкостью, но и считалось в каком-то смысле социально приемлемым.Младенец был безымянным существом, не совсем человеком. Личностью человек становился, обретя имя, первые зубы и так далее.«Возможное объяснение, почему детей замуровывали в стенах и закапывали рядом с жилищами, в том, что их наделяли магической силой. Не совсем люди, но и не совсем предметы. Может, в них видели некое связующее звено между человеком, домом и местом. То же самое можно сказать об осколках черепов», — говорит Хем Эриксен.
Сила мертвыхКогда человек умирал, его личность и сила не исчезали бесследно.«Не исключено, что кости считались оберегом от злых духов и сил. Но я думаю, что отношение к человеческим останкам было сложнее», — рассуждает Эриксен.Определить однозначно, чьи это были кости — близких родственников, врагов или рабов — нельзя.В то время отдельных храмов или общественных мест попросту не существовало. Большинство ритуалов происходили в домах, и там же люди отмечали важнейшие события.«Особенно много фрагментов черепов мы нашли в домах. Мне кажется, предназначение у них было разное. Либо сохранить память о мертвом и его дух, либо, наоборот, уничтожить личность врага», — размышляет Эриксен.Череп наделялся особой силойОдна из самых известных находок железного века — череп из датского города Рибе. Осколок черепа исписан рунами, и в нем просверлено отверстие. Некоторые эксперты считают, что это был оберег от болезни или амулет от боли.Помимо прочего, на кости начертаны имена богов Одина и Тюра.Есть и примеры из скандинавской мифологии. Гуннхильд Рёте вспоминает известную легенду, как был обезглавлен великан Мимир, стороживший источник мудрости. Óдин ухаживает за его головой и смазывает ее травами, чтобы та не гнила. Голова мудреца Мимира не только продолжает жить, но и дает ему советы.Эриксен и Рёте считают, что этот миф подчеркивает особое значение, которое викинги придавали голове.Человеческие ценностиПо мнению Рёте, нам с нашими представлениями о жизни и смерти не дано понять предков. Для нас жизнь и смерть противопоставлены и четко отделены друг от друга. Раньше было по-другому. Сама смерть и мертвецы были гораздо ближе к повседневной жизни и считались ее частью.Изучая отношение наших предков к жизни, говорит она, мы можем многое узнать о себе самих.«Прошлое показывает, что нельзя принимать сегодняшние ценности как данность. Общество наших предков было пронизано насилием. Тогда люди совершенно по-другому воспринимали тело и человеческое достоинство», — говорит Рёте.Эриксен надеется, что ее исследования упрочат знания об эпохе викингов и развеют радужные стереотипы.«Надо не бояться говорить о жертвах железного века и тогдашнем отношении к смерти. Надо тщательнее исследовать судьбу рабов, детей, стариков и остальных, кто заплатил жизнью за возникновение племенной аристократии и ранних королевств первого тысячелетия».Источник: NRK
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.