3.07.20. Путин.Кремль: Поправки вступают в силу. Вступают – без всякого преувеличения – по воле народа

Кремлин.ру

Вы знаете мою позицию: изменения, внесённые в Основной закон страны, затрагивают каждого, и окончательное, решающее слово здесь могли сказать только граждане России, сказал глава государства членам рабочей группы.

 

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Давайте начнем работать. И в начале хотел бы сказать несколько слов.

1 июля, как мы все хорошо знаем, завершилось общероссийское голосование. Центральная избирательная комиссия подвела итоги. В голосовании приняло участие около 68 процентов избирателей, и абсолютное большинство – порядка 78 процентов – поддержало конституционные поправки.

Граждане России сделали свой выбор, и в соответствии с этим решением я подписал Указ об официальном опубликовании Конституции с внесёнными в неё поправками.

Поправки вступают в силу. Вступают – без всякого преувеличения – по воле народа. Вы знаете мою позицию: изменения, внесённые в Основной закон страны, затрагивают каждого, и окончательное, решающее слово здесь могли сказать только граждане России.

Хотел бы ещё раз поблагодарить всех, кто сделал свой ответственный выбор. Мы приняли это значимое решение вместе, всей страной, и оно касается тех ценностей и базовых принципов, которые лежат в основе дальнейшего развития России, делают нас действительно одним народом, единым целым.

Хочу сказать огромное спасибо тем, кто работал на участках для голосования, членам участковых комиссий, десяткам тысяч волонтёров и наблюдателей. Их число в этот раз было рекордным: 526 тысяч человек представляли полторы тысячи общественных организаций и 18 политических партий.

Голосование шло целую неделю, явка была высокой. И в таких непростых условиях, при такой нагрузке было сделано всё, чтобы процедура общероссийского голосования стала для граждан удобной и, что чрезвычайно важно сегодня, безопасной.

И конечно, слова признательности хочу адресовать всем вам, членам рабочей группы. Уважаемые коллеги, друзья, вы работали не просто хорошо и профессионально, вы делали это искренне – я это видел, – как говорится, с душой, понимая всю важность конечного результата.

Ваш непосредственный вклад – это анализ и учёт мирового опыта в области государственного строительства, современных тенденций развития конституционного права в других странах, организация широкой дискуссии, систематизация и обобщение всех инициатив людей – по сути, главных авторов внесённых в Конституцию изменений.

И наконец, многие из вас сами внесли важные поправки. Вы, безусловно, признанные специалисты в своих сферах, настоящие патриоты России в самом лучшем смысле этого слова, хочу еще раз это подчеркнуть. Ваши предложения точно совпали с ожиданиями людей.

Достаточно упомянуть инициативу Владимира Машкова о запрете отчуждения территории. Думаю, многие видели репортажи, как жители одной из территорий России, для которых данная тема имеет особое значение, буквально восприняли слова Владимира Львовича о том, что эта поправка должна быть «железобетонной», и в честь 67-й статьи Конституции, где зафиксирован этот порядок, это положение, установили железобетонный памятный знак.

Надо сказать, что это касается не одной–двух территорий, а гораздо большего количества чувствительных территорий России.

В целом результаты голосования показали высокий уровень консолидации общества по ключевым вопросам, имеющим общенациональное значение.

В этой связи обращаюсь к Правительству, главам регионов, парламентариям: приоритеты, те ценности, за которые отдали свои голоса наши граждане, должны быть в полной мере реализованы в конкретных вещах, в конкретных делах – в бюджетах, во всех федеральных программах и нацпроектах. Каждая норма, включённая в Основной закон, означает действие: не созерцание, а именно действие.

Знаю, несмотря на плотный график и большую разъяснительную работу, которую вела рабочая группа, вы уже приступили и к решению следующей задачи. Речь идет о предстоящем качественном развитии всей законодательной базы страны. Она должна полностью соответствовать обновлённой Конституции. Ведь было очевидно, что, если граждане поддержат поправки, потребуется серьёзная, масштабная законотворческая работа, и этот момент настал.

Прошу вас сегодня рассказать о предложениях, подготовленных рабочей группой, о ваших идеях по поводу того, как нам строить работу дальше на основе принятой гражданами России Конституции, поправок в Основной закон Российской Федерации.

Пожалуйста, давайте начнем работать.

Хотел бы попросить выступить Клишаса Андрея Александровича. Пожалуйста.

А.Клишас: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Конституция – это закон прямого действия, но, как Вы справедливо сказали, парламенту в ближайшее время предстоит принять целый пакет очень серьезных законов во исполнение обновленной Конституции, во исполнение тех поправок, которые приняли граждане. Это касается как организаций, так и формирования органов публичной власти. Это касается Конституционного Суда Российской Федерации, Правительства, Прокуратуры. Во многом проекты этих законов уже подготовлены.

В центре деятельности этих институтов должен быть человек и социально ориентированная государственная политика. Именно на это ориентировали нас граждане в ходе общероссийского голосования. И важнейшее решение, как Вы сказали, органы публичной власти должны принимать именно с участием людей. Юридическую форму всегда можно для этого найти, как мы нашли форму для того, чтобы именно люди приняли решение о внесении изменений в Конституцию и приняли окончательное решение о том, вступают в силу поправки или нет.

Уважаемый Владимир Владимирович, Вы правы, уже несколько десятков законов сегодня потребуют самых серьезных законодательных изменений. Мы с коллегами в Государственной Думе ведем над этим работу, и эти законопроекты в ближайшее время будут внесены в парламент, в том числе те, о которых я упомянул выше.

Второе, что хочу сказать. Мы получили в ходе самого общероссийского голосования, в ходе его подготовки действительно уникальный опыт, и опыт этот, наверное, вот в чем. Если руководствоваться не какими-то абстрактными лучшими практиками или абстрактными стандартами, а если в центре этого процесса стоит человек и человеку понятна и удобна, например, процедура голосования, люди это ценят, понимают, приходят на участки. Мы это видим по явке, о которой Вы сказали, совершенно беспрецедентной. Поэтому принцип, когда в центре избирательного законодательства, избирательного процесса должен стоять человек, который приходит отдать свой голос, принять решение, этот принцип, я думаю, должен быть положен и в наше избирательное законодательство, эта практика требует очень внимательного анализа. Мы обязательно и с Центральной избирательной комиссией, с нашими регионами, с наблюдателями, с волонтерами, которые работали на общероссийском голосовании, эту практику проанализируем и предложим соответствующие изменения в избирательное законодательство.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Владимир Владимирович, опора на гражданское общество всегда дает свои результаты. 526 тысяч наблюдателей, которые принимали участие в общероссийском голосовании, – это, конечно, очень серьезно, это действительно впечатляет. Это отметает все инсинуации по поводу чистоты, правильности, достоверности или легитимности этого процесса. Опять же момент участия институтов гражданского общества в принятии важнейших решений в стране, мы этот момент тоже должны учесть в нашей законодательной работе, найдем для этого правильные формы. Владимир Владимирович, мы готовы работать на основе уже обновленной Конституции. Я думаю, что наше законодательство в ближайшее время будет серьезно модернизировано на ее основе.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо большое.

Крашенинников Павел Владимирович, пожалуйста.

П.Крашенинников: Уважаемый Владимир Владимирович!

У нас в рабочей группе, конечно, наряду с подготовкой текста Конституции очень много предложений в ее развитие. Мы считаем, что их нужно развивать, ничего не упустить, не забыть ни одного предложения. Это огромный опыт, который, конечно же, нам пригодится.

Для нас очевидно, что ценность поправок в их системности. Именно эта системность даст свой результат, даст толчок для развития нашей страны. Конечно же, эти результаты мы будем реализовывать системно, комплексно через отраслевое законодательство.

Мне кажется, что наша группа может выступать эффективной площадкой для взаимодействия между ветвями власти, между регионами, между муниципалитетами, институтами гражданского общества и решать те задачи и цели, которые предлагает нам новая Конституция.

По нашим оценкам, потребуется изменить около ста, подчеркиваю, конституционных и федеральных законов. Мы их условно, пока предварительно разделяем на сферы. Первая – это социальная, в том числе социальные гарантии, пенсии и пособия, поддержка института семьи, вопросы образования. Второе – это здравоохранение, наука и культура. Дальше – организация единой публичной власти, конечно же, вопросы государственной и муниципальной службы, законодательство о выборах. Четвертый блок – это оборона, безопасность и неприкосновенность территорий. Пятая, тоже очень важная, – это развитие предпринимательства, частные инициативы, защита права собственности и, конечно, развитие некоммерческого сектора, развитие институтов гражданского общества.

На наш взгляд, при работе, безусловно, должен быть сильно отлажен конституционный государственный механизм. Это согласованная работа всей системы публичной власти. Наверное, без этого невозможно будет строить законодательство о здравоохранении, науке, культуре и так далее. Поэтому мы считаем, что, конечно, это нужно делать. У нас сейчас по поводу единства системы публичной власти в Конституции уже шесть статей. Мы полагаем, что нужно это развивать в различных законах, в том числе, конечно же, в законе о Государственном совете.

Видите, у нас достаточно большое представительство здесь – мы сейчас в Государственной Думе. Члены рабочей группы с удовольствием продолжат свою работу.

Спасибо.

 
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы