Интрига: Неизвестный пейзаж художника Лукиана Попова попал в музей Бердска

Галина Панчева
Галины Панчевой

На картине есть автограф — Л. Поповъ. Полотно в очень плохом состоянии. Сотрудникам музея предстоит выяснить, принадлежит ли работа кисти именно этого художника.

Есть вероятность того, что среди экспонатов городского историко-художественного музея Бердска скоро появится новая «жемчужина».

В августе 2020 года родственники почившего Александра Блюденова Владимир Драган и Татьяна Некрасова передали в дар музею семейный архив семей Лифарь-Блюденовых и некоторые старинные вещи, среди которых находилась картина, изображающая лес и речку.

Картина находится в плохом состоянии. Как раз посередине холст порван, местами осыпалась краска. Но четко видна подпись художника Л. Поповъ. Сотрудники музея выяснили, что с таким именем был только один известный художник — Лукиан Попов.

По словам сотрудника музея Ирины Келиной, есть основания полагать, что это картина именно Лукиана Попова, ведь попала она в музей из семьи Блюденовых вместе с другими бесценными старинными вещами.

-Мы позвонили в музей изобразительных искусств Оренбурга. У них вся коллекция основана на работах Лукиана Попова. На словах сказали, что сомневаются в подлинности этой работы. Я отправляла фотографию, но по ней сложно судить. Реставратор из Санкт-Петербурга Сергей Грива сказал, что ему нужна очень хорошего разрешения фотография картины, чтобы дать какое-то заключение. Он реставрировал картины Лукиана Попова, по нему же писал дипломную работу. Он хотя бы сможет сказать нам, что делать дальше, - отметила Ирина Келина.

Один из профессиональных художников, осматривавший картину, сказал, что чувствуется школа, академическая живопись. Профессиональный художник писал эту картину.

- Оренбург нам что сказал, что их смутило: Лукиан Попов не писал пейзажи. Известных пейзажей его кисти нет. Но мы можем предположить, что это что-то из раннего, когда он учился в академии художеств. Пробовал себя в разных техниках. Мог подражать кому-то. Говорят, что работа очень похожа на работы Шишкина, Саврасова.

Пока интрига сохраняется. Надеемся, в бердский музей попала работа именитого художника. Если это будет так, то картине придется дать вторую жизнь и создать условия для ее хранения и экспонирования, - отметила Ирина Келина.

Академик живописи

Лукиан Васильевич Попов родился 8 октября 1873 года в селе Архангеловка, Оренбургского уезда, Оренбургской губернии в семье крестьянина. В 1876 году, после введения всеобщей воинской личной повинности, отца будущего художника призывают на службу в армию, и семья переезжает в Оренбург. Учился в приходской школе, затем в городском училище в Оренбурге.

Первоначальное художественное образование получил в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. С 1896 по 1902 год учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в мастерской Владимира Маковского, оказавшего значительное влияние на все творчество художника. Получил звание художника (1901) за картины «Тихо» и «С просветом». По окончании Академии, получив право на пенсионерство, посещает Германию, Францию.

По приезде из заграничной поездки в 1903 году возвращается в Оренбург, где живет до конца жизни. С 1900 года экспонент, с 1903 года член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1909 года член общества художников имени А. И. Куинджи. В 1912 году Императорская Академия художеств присвоила Попову звание академика живописи.

В 1914 году совет Товарищества отказал Попову в размещении на очередной выставке картины, изображающей умирающего ребёнка (сына художника), предложив автору убрать портрет с выставки как нарушающий её «праздничный тон».

А затем Дубовской рассказал, что пережил Попов в последний год жизни. Его не стало 7 мая 1914 года. У него был маленький сын, родившийся слепым. Врачи сказали, что это несчастье можно побороть операцией, и советовали обратиться к знаменитому окулисту в Харькове Гиршману. Отец с сыном из Оренбурга поехали в Харьков. Гиршман удачно сделал операцию, и ребенок должен был лежать некоторое время в совершенно темной комнате, в которую будет впускаться свет лишь понемногу, пока ребенок не освоится с первыми зрительными впечатлениями от мира и глаза не привыкнут к свету. Отец находился в другой комнате, рядом. В одно утро, когда стали освещать комнату сына, он услышал его испуганный голос: «Папа, папа! Иди ко мне, я что-то вижу!» Встревоженный Попов вбежал в комнату и увидал его с широко раскрытыми испуганными глазами. «Что с тобой?» — спросил отец сына и хотел было подойти к нему. «Не подходи, не подходи!» — закричал неестественным голосом ребенок и замолчал. И когда Попов приблизился, на него смотрели в неописуемом ужасе глаза мертвого сына. От рассказа многие вздрогнули, а Дубовской добавил: — Так вот что пришлось испить от жизни нашему товарищу и отчего, возможно, он и ушел от нас, а все считали его по виду здоровым, цветущим и уравновешенно-спокойным.

Именем Лукиана Попова названа одна из улиц в Оренбурге, на которой стоит дом художника. Основой экспозиции Оренбургского областного музея изобразительных искусств стало собрание картин Лукиана Васильевича Попова.
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы