Сахарницу рук известного скульптора Андрея Гамулина нашли в томской деревне жители Бердска

бердского музея

Сахарница хранилась в небольшом историческом уголке сельской библиотеки. Период жизни скульптора прошел в Вороново, где он делал посуду.

Творческое наследие известного скульптора Андрея Гамулина сохранилось лишь в незначительной мере. В коллекции бердского музея оно представлено единичными образцами — это гипсовые панно «Фрукты» и «Цветы», бронзовый нож «Слон и Моська» из письменного гарнитура, пластилиновая скульптура «Горький на Капри». Некоторые работы находятся в Новой Зеландии, куда они были вывезены правнучками. Но бердские музейщики в музее деревни Вороново обнаружили сахарницу ручной работы, предположительно созданную руками известного скульптора.

В 1918 году Андрей Гамулин вместе с семьей навсегда покидает Петербург, с этого времени начался «сибирский» период его яркой творческой биографии. Целую главу своих воспоминаний он отводит жизни в селе Вороново на Оби (чуть больше 100 км от Томска), где ему пришлось плести корзины, временно стать горшечником, даже делать глазированную посуду с художественным рельефом и окраской, чтобы обменять потом свои изделия на продукты питания. Сегодня музейный уголок крестьянского быта, что создан в местной библиотеке села Вороново, наверняка, хранит корзину, горшок или что-либо из посуды, изготовленные заезжим мастером Гамулиным.

В 2013 году специалисты городского музея побывали в Вороново, познакомились с руководителем музея Натальей Романченко, осмотрели музейные экспонаты. Их внимание привлекла фарфоровая сахарница, она показалась интересной в том плане, что не напоминала фабричное изделие. Наталья Васильевна не подтвердила, но и не опровергла версию о том, что ее мог сделать глиняных дел мастер Андрей Гамулин, сроки изготовления и хранения совпадали. Хранилась она и передавалась из поколения в поколение в одной из вороновских семей-старожилов.

После получения в дар нашему музею предполагаемого «гамулинского» фарфорового предмета, музейные сотрудники обратились за консультацией в Новосибирский государственный краеведческий музей. Сахарница, действительно, оказалась ручной работы. Хочется верить, что ее изготовил именно Андрей Гаврилович Гамулин.

Ученик Дигранжа и Обера

Андрей Гамулин — ученик иностранных мастеров Дигранжа и Обера, член Союза художников СССР с 1933 года, автор скульптурных композиций и барельефов, украсивших здания и парки во многих городах нашей страны. География его творчества очень широка: Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новокузнецк, Кемерово, Рубцовск, Прокопьевск, Алма-Ата. Сохранились следы его творческого пребывания и в столице Сибири — Новосибирске.

С 1944 года Гамулин работал в Новосибирском театре оперы и балета. Как пишет он в своих воспоминаниях, «здесь заканчивалось строительство оперного театра, и к его открытию мною были сделаны барельефы, вазы, канделябры и статуи для спектаклей. Для фойе были сделаны бюсты композиторов Чайковского, Мусоргского и Глинки». Среди монументальных работ мастера стоит отметить статую «Пилот», созданную для клуба аэропорта, скульптурные композиции «Партизаны», «В дни революции» для Дома офицеров, статуи «Штурвальный комбайна», «На производстве», барельефы с изображением Гоголя на выставку, Луначарского для Книгоцентра и многое другое. В Новосибирске А.Г. Гамулин оставил свой след и как крупнейший мастер декоративно-прикладной архитектурной лепки: многочисленные капители, барельефы, лепные плафоны, которые создавали особую утонченность и изысканность внутреннего декора. Гамулин участвовал в оформлении вестибюля медицинского института; им были подготовлены гипсовые эмблемы для оформления топографического техникума.

Последние годы своей жизни Андрей Гаврилович Гамулин жил в Бердске у своей младшей дочери. Умер он 1969 году.
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы