Экономист дала прогноз о выплате 10 000 рублей семьям с детьми в 2022 году и объяснила, почему крышка гроба не захлопнулась над бизнесом во время пандемии коронавируса

С чем вы согласны с мнением экономиста, а с чем нет?

Экономист, экс-руководитель экономическими подразделениями в компаниях ТЭК Мосэнерго, Газпромнефть и совладелица сети кафе в Москве Алиса Калуженина порассуждала, когда российские пенсионеры станут богатыми и произойдет ли это вообще.

Многие россияне живут за порогом бедности, а вопросы экономики страны волнуют больше всего учителей и пенсионеров. Весь мир ощущает, что грядёт что-то непонятное и неведомое - мировой кризис. Об инфляции, пенсиях, новом локдауне и о том, что ждать россиянам в ближайшее время, в большом интервью для «Курьер.Среда» 3 февраля рассказала экономист, экс-руководитель экономическими подразделениями в компаниях ТЭК Мосэнерго, Газпромнефть и совладелица сети кафе в Москве Алиса Калуженина.

Каждый год пособия и иные социальные выплаты, в том числе и пенсии, индексирует на размер инфляции. Цена на хлеб и молоко растет вместе с ценой на бензин. Главный вопрос, с которого мы и начали беседу с экономистом из Москвы Алисой Калужениной звучит так: Когда бедные россияне смогут заходить в магазин и не бояться, что после расчета на кассе им придется жить оставшийся месяц на 500 рублей? Могут ли рассчитывать российские пенсионеры, что их пенсия достигнет 30 000 рублей в месяц?

-Проясним важные понятия. Что такое богатство страны, людей. Что такое бедность, что такое деньги. Богатство любого общества, страны или маленькой деревни состоит из того, сколько это общество работает. Сколько труда оно прикладывает к ресурсам, которые используют: к древесине, к мозгам, к полезным ископаемым. Сколько люди трудятся, столько это и составляет богатство деревни или страны. Если люди не сидят на месте, то богатство будет. К примеру, посадил человек дерево, обработал его, вырастил, потом спилил и погрузил на свою телегу или на телегу соседа, и поехал на базар. Там дерево продал. Если все вдруг зашевелились, то начали производить богатство. И совокупность всех товаров, услуг, всего этого труда с ресурсами, это составляет всеобщее благо. Чем больше люди работают, тем больше богатство. Это такой непреложный эктопический закон. Он работал 500 лет назад, работает и сейчас. Но сейчас чуть сложнее, потому что накладываются дополнительные факторы, но суть всегда остаётся той же: если мы трудимся, то мы богаты. Если не трудимся - то не богаты. Что такое деньги?

Вот все эти люди, которые что-то сделали: вырастили пшеницу, сделали телегу или что-то ещё, они должны обмениваться между собой всеми товарами. Тут и появляется необходимость в средстве обмена и возникают деньги. Деньги выпускает государство и денег должно быть в идеальном мире столько, сколько и товаров, чтобы всем хватало. Бывают ситуации, когда государство выпускает много денег и тогда получается, что за тоже количество товара платится больше денег. Это называется инфляция. Это происходит и сейчас в мире. Самые главные, кто печатает деньги в мире - США. Это природа денег, природа богатства и инфляции, - поделилась экономист Алиса Калуженина.

-Пандемия коронавируса бушует в России уже третий год. Что она изменила в экономике страны — это стало трамплином для российских бизнесменов или крышкой гроба, которая захлопнулась?

-Чтобы понять, насколько это большая крышка гроба, нужно посмотреть на ВВП страны. У нас рост ВВП в последние лет десять составляет три процента в год. ВВП это как раз показатель, который измеряет объём производства. Проще говоря, весь наш труд. Вот каждый год ВВП растёт в районе 3%. Было снижение в районе трёх процентов. За 2021 год пока нет окончательной статистики, но там было восстановление. Мы примерно в районе трёх процентов болтались. Вот это увеличение нашей бедности. Это не 30%, мы вдруг не стали все беднее в два раза. На 3% все это изменилось. Да, людям тяжело. Все происходит неравномерно и неравномерно все на 3% обеднели. В общем, для российской экономики никакая крышка гроба не захлопнулась. И наша экономика на самом деле устойчива. Она будет дальше развиваться, - рассказывает экономист.

В чем экономика России преуспела за последний год, а что необходимо срочно «подтянуть»?

- Есть такой интересный аргумент: если мы все на планете находимся в условиях снижения деловой активности, а США напечатали деньги и все товары купили, то Россия так не сделала и сидим мы все  голодные. Дело в том, что когда страна печатает деньги, это успокаивает людей. Они думают, что можно жить на пособия. А это все иллюзия. Никто не денется от проблем. Но в России люди могут переучиться могут и поменять работу. Это позволит нам намного раньше войти в новый мир послепандемийный, - поделилась Алиса Калуженина.

Некоторые россияне считают, что в государстве нет необходимой поддержки граждан. Вопрос, который мы задали Алисе звучит вот так: Станет ли власть платить пособия безработным, как в США, около $2000 или 152 000 рублей в месяц? (в Америке размер пособия по безработице зависит от размера зарплаты, получаемой до увольнения (на основе заработка за последние 52 недели), и от места жительства. Как правило, пособие покрывает от 30 до 50 процентов бывшей зарплаты, однако разброс выплат очень большой. Максимум в штате Массачусетс — 823 доллара в неделю, в Миссисипи — 235 доллара. Максимальный срок получения пособия — от 26 до 99 недель в зависимости от штата.

Какие меры финансовой поддержки могут разработать в этом году?

-Самый любимый вопрос о поддержке граждан государством и про раздачу денег. Дело в том, что государство не является такой мамкой с большим кошельком, которое должно в любой момент подойти и помочь, дать денег. Это так не работает. Цель государства состоит в том, чтобы обеспечить нам равномерное устойчивое и долгосрочное развитие. Мы уже обсудили, что во время пандемии снизилось деловая активность. Это означает, что мы все с вами стали условно меньше работать и сидим дома. А это означает, что наше общее богатство сократилось. Вот в такой ситуации общего сокращения богатства, это нормально, что многие из нас стали беднее и что денег у нас стало меньше. Государство не может взять из воздуха эти блага и всем раздать. Что происходит, когда какое-либо государство, например, США берет и раздаёт по 2000 долларов людям? Товаров становится меньше, потому что мы трудились меньше, а денег государство раздало. И когда государство раздаёт деньги, то возникает иллюзия: «У меня стало много денег, я иду при этом на рынок, а там таких, как я - на этом рынке огромное количество». Раздача денег приводит к такой ситуации. Именно поэтому сейчас весь мир в ужасе от того, что нас ждёт гиперинфляция. Все абсолютно государства печатали эти деньги и раздавали людям, чтобы люди с ума не посходили, но товаров больше не стало. У нас сейчас в мировой экономики есть много факторов, которые ограничивают производство товаров. Я отрицательно отношусь к раздаче денег в США и я очень рада, что в России такой раздачи не произошло, - поделилась экономист.

Готова ли Россия в 2022 году снова ввести выплату 10 000 рублей семьям с детьми? От каких факторов это может зависеть?

-По этой выплате сейчас в Госдуме рассматривается законопроект ее планируется сделать постоянной и ежемесячной для семей с детьми. Да, будет такая выплата, - рассказывает экономист.

А если локдаун — кто пострадает в первую очередь? Достаточна ли поддержка бизнесу от правительства?

-Если будет новый локдаун, то в первую очередь страдать будет все те отрасли, которые страдали в предыдущий локдаун. Прямо сразу же кафе, рестораны и магазины. Все будет тоже самое. Вопрос: достаточна ли поддержка бизнесу от правительства? Тут я могу очень четко отвечать, я совладелица нескольких кафе в Москве и мы не закрыли ни одно своё кафе в пандемию. Мы выжили. Мы все ограничения соблюдали. Но при этом мы не разорились. Это было связано с тем, что мы эффективно управляли своим бизнесом. У нас есть резервы, которые должны быть в каждом бизнесе. Ничего сильно ужасного и страшного с бизнесом не произошло. Да, в последние два года я, как совладелец кафе, не получаю великолепные дивиденды, на этом деле не зарабатываю. Но я прекрасно понимаю, что оказалась на планете земля, которую охватила пандемия. Я приняла решение вести этот бизнес и это мои предпринимательские риски. Я несу эти риски сама. Сейчас если кафе, рестораны, фитнес-клубы ведут бизнес неэффективно и у них нет резервов, которые должны были быть, то они, конечно же, будут закрываться. Но это вопрос эффективности малого бизнеса, а не поддержки государства. Я считаю, что поддержка бизнесу достаточная. Тем более, что те предприятия, которые ведут бизнес в белую, имели возможность получить реальную поддержку. Но проблема многого бизнеса в том, что он ведётся где-то в серую или в чёрную. Поэтому малому бизнесу нужно меняться и повышать свою эффективность, - рассказывает экономист Алиса Калуженина.

Существуют ли реальные механизмы не повышать цены на газ и бензин в стране, большая часть которой сидит на углеводородных залежах?

-На этот вопрос не могу ответить. К такому нужно подготовиться. Через время могу подробно рассказать, - поделилась Калуженина.
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы