«Пытки были и пока никуда не ушли»: юрист Комитета против пыток * и адвокат одного из пострадавших в иркутском СИЗО считают, что издевательства пытаются замять

Кристина Афанасьева

«Курьер.Среда» уже рассказывал о пытках в колониях, даже общался с теми, кто защищает заключённых, и выяснял, почему насилие за решеткой никак не искоренить и кому они выгодны. Но началась новая волна историй об «ужасных конвейерах» в тюрьмах страны.

О пытках в российских колониях открыто начали рассказывать после выхода фильма Юрия Дудя 7 декабря 2021 года. О жесткости, насилии и даже убийствах в системе исполнения наказания узнали сотни тысяч россиян. «Курьер.Среда» уже рассказывал о пытках в колониях, даже общался с теми, кто защищает заключённых и выяснял, почему пытки никак не искоренить и почему они выгодны. Однако началась новая волна историй об «ужасных конвейерах» в тюрьмах страны.

На днях вышел фильм Ксении Собчак под названием «Иркутский хоррор: тюремный беспредел. И впервые: откровения разработчиков». Сегодня, 4 февраля, «Курьер.Среда» вновь пообщался с теми, кто защищает права заключённых - Комитетом против пыток (признан иностранным агентом в России). 

Фильм Собчак про Иркутскую колонию

Как вы уже догадались, в фильме речь идёт как раз о бунте 2020 года в Ангарской колонии. Собчак ещё раз рассказала о тех резонансных делах, которые освещали российские СМИ: к примеру, об инциденте с заключённым, которого фактически пытали и насиловали в задний проход раскалённым кипятильником. Комментарии по происшествию дали правозащитники и бывшие заключенные. Также говорится и о возможных причинах бунта весной 2 года назад. Кстати, о пытках в СИЗО-1 Иркутска Собчак даже удалось лично спросить у Путина на ежегодной конференции в декабре прошлого года. Тогда Путин ответил, но фильм вышел, а громкие заявления о страшных вещах и пытках над арестантами продолжают расти. Очередная работа светской львицы и журналиста в одном лице, вызвала у пользователей неоднозначные оценки. Впрочем, главное - не сама журналистка, а ее работа, считают пользователи.

-Обсуждать Собчак это дело второе. Но, тему она подняла насущную. У кого там не было близких, тем все равно, потому что к людям сострадания нет. От тюрьмы и от сумы не зарекайся. Не на то нужно было смотреть, какая Собчак. А на то, что она преподнесла и не важно по заказу или нет. Все показано верно и рассказано верно. Знаю точно, так как с этим в той же тюрьме столкнулись мои знакомые. Не важно, за что они несут наказания, но в первую очередь, они люди, и вот таких Нелюдей, как Фарбер (смешно как переименовался) нужно наказывать!!! Бегите, повышайте его «благосостояния», покупайте у него продукцию (он же сейчас бизнесмен) и дальше обсуждайте Собчак, раз не увидели Важного, раз не услышали того же Марусова, - поделилась пользователь.

Пытки в колониях России не убрать: мнение юриста 

Наверное, чтобы понимать масштаб проблемы по части пыток, не нужно быть экспертом, достаточно просто читать новости. Ранее «Курьер.Среда» общался с юристом Комитета против пыток (признан иностранным агентом в России) Сергеем Бабинцом. Защитник заключённых рассказывал о том, сколько примерно к ним поступает обращений от семей и самых заключённых практически по всей стране. В этот раз «Курьер.Среда» вновь пообщался с представителями Комитета против пыток (признан иностранным агентом в России). В беседе с журналистом юрист организации рассказал ещё раз о том, что нужно сделать, чтобы пытки ушли.

-Мы неоднократно с вами общались на эту тему и всегда я придерживаюсь такого мнения, что нужно пересмотреть систему ФСИН. Пытки были, пытки есть и пока никуда не ушли. У нас сотни заявителей, над которыми было совершено насилие. Но я опять же, повторюсь, довести дело до суда, чтобы тех, кто издевается и пытает, наказали, очень сложно. Мы все стараемся это сделать, но это тяжело. Фильм я видел, про Иркутск тоже знаю и достаточно много. Этим занимается «ГУЛАГ». Пока к нам не было обращений, - поделился юрист Комитета против пыток (признан иностранным агентом в России).

Пытки в «Иркутском конвейере»: как это было

В начале апреля 2020 года после акции протеста в ИК-15, которую силовики называют «бунтом», сотни осужденных могли быть избиты и изнасилованы в СИЗО-1 и СИЗО-6. Но дело о массовых пытках возбудили только в начале 2021 года, по нему проходят более 25 потрепавших арестантов. Примечательно, но за бунт на заключённых тоже завели дела. Недавно СК РФ озвучил, что расследование уголовного дела о самом «бунте» завершено, большинство из 19 фигурантов которого заявили, что признательные показания были получены под пытками. Одним из потерпевших признан глава регионального управления ФСИН Леонид Сагалаков, в которого, как уверяет СК, бросил камень заключенный Сергея Зырянова.

Одним из пострадавших от пыток в Иркутской колонии был Игорь Колосов. Однако сейчас зэк проходит одним из обвиняемых по делу о событиях в ангарской колонии, возбужденному по ч. 1 и ч. 2 ст. 212 УК (организация и участие в массовых беспорядках) и ч. 3 ст. 321 УК (дезорганизация работы исправительного учреждения группой лиц с применением насилия, опасного для жизни или здоровья). Он находится в ангарском СИЗО-6.  Сегодня, 4 февраля, «Курьер.Среда» удалось выйти на связь с адвокатом Колосова Юлией Чвановой. Защитник арестанта сообщила, что сегодня возвращается из Иркутска.

-Сегодня возвращаюсь из Иркутска. Ранее я говорила, что не могу попасть к своему подзащитному из-за того, что постановление не могли получить о моем допуске к Колосову. Сейчас пока что-то дополнительно не могу сказать, - поделилась адвокат зэка.

Кстати, Чванова обещала подробно рассказать о своём визите в иркутский СИЗО в ближайшее время.

Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы