Стелс-омикрон: чем отличается от первичного омикрона и три главных маркера нового штамма коронавируса. Прогноз шестой ковидной волны

Ирина Новая

Новый штамм отличается повышенной функцией заражения. Его обнаружили уже более чем в 40 странах.

Легендарные и непредсказуемые мутации коронавируса продолжаются. Новой базой для трансформации стала линия ВА.1 или омикрон. Отсюда недавно появился штамм ВА.2, который зарубежные медики прозвали стелс-омикроном. Англоязычное понятие «stealth» переводится как «невидимый», и отсылает к преобладающей доле бессимптомных форм коронавируса.

К февралю стелс-омикрон обнаружил себя более чем в 40-ка государствах, включая Россию. В отдельных европейских странах «стелс» обошёл генетического предшественника и занял преобладающую позицию. Разбираемся, можно ли заподозрить наличие штамма в организме и каковы прогнозы экспертов.

Затаившийся враг

От первого омикрона клиническая картина «стелса» отличается мало. Зато заразность в очередной раз выросла, как и навык инфицировать людей с антителами к коронавирусу. В результате распространение «стелса» по планете проходит на 20% быстрее, чем у предшественника.

Прививка по-прежнему способна уберечь от тяжёлых форм болезни, а ревакцинация снижает риск самого заражения. Датский вирусолог Государственного института сывороток Андерс Фомсгаард говорит, что в плане числа госпитализаций и смертей «стелс» не опаснее обычного омикрона. В основу утверждения легли исследования штамма.

Три признака стелса

Самый распространённый сценарий стелс-омикрона – бессимптомный. Имеется в виду не полное ощущение здоровья, а признаки, которые пациенты могут списать на метеозависимость или рабочий стресс.

По версии британской Национальной службы здравоохранения, заподозрить наличие «стелса» в организме можно по трём симптомам. Это чувство сильной усталости, лёгкое головокружение и ломота в мышцах. Состояние пациента здесь меняется волнообразно – то полегчает, то снова «прихватит».

Нередко «стелс» копирует проявления омикрона – отёк и першение в горле, неудержимый насморк, чихание и кашель. Последний, по словам пульмонолога Александра Пальмана, имеет поверхностный характер и вызван раздражением горла и бронхов. Именно там, как свидетельствуют учёные Гонконгского университета, омикрон предпочитает размножаться, в отличие от «легочной» дельты.

Новая волна

Анализируя ситуацию со вспышками коронавируса, вирусолог Сергей Нетёсов говорит о невиданно высокой волне, в начале которой Россия сейчас находится. Создание временных ковидариев на базе большинства отечественных больниц – верная стратегия оперштаба.

Сергей Нетёсов предполагает, что омикрон потребует не меньше коек в стационарах, чем дельта. Да, госпитализаций штамм вызывает меньше, но пример Великобритании говорит о троекратной заболеваемости на пике волны омикрона, если сравнить с пиком дельты. То есть новейший штамм «добирает» количеством.

В беседе с прессой 7 февраля Сергей Нетёсов спрогнозировал рост заболеваемости как минимум в течение двух недель. Затем может наступить постепенное снижение показателей. И вся эта динамика относится к пятой волне.

О шестой вспышке вирусолог говорит, как о возможной, ведь эволюционный потенциал коронавируса не исчерпан. Мутации омикрона восходят к одному из ранних штаммов. На подобные изменения способны линии гамма и дельта. Но паниковать по этому поводу не так эффективно, как прививаться и ревакцинироваться.
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы