Фигурное катание на Олимпийских играх 2022 года строится на четверных прыжках: будет ли пятикратный прыжок?

Чтобы выполнить четверной прыжок, фигуристы должны достичь этой высоты и создать крутящий момент, достаточный для четырехкратного вращения, оттолкнувшись от одного из краев своих коньков или используя отмычки на передней части коньков.

В элитном фигурном катании все решают четверные, по крайней мере, пока. Чрезвычайно сложные четверные прыжки, которые требуют от фигуристов взлететь в воздух, совершить четыре полных оборота за одну секунду или меньше, а затем изящно приземлиться на одну ногу, стали новым стандартом мастерства на самом высоком уровне спорта. На Олимпийских играх в Пекине золотые и серебряные медалисты в произвольной программе среди женщин выполнили семь четверных прыжков вместе взятых. Натан Чен, золотой призер мужских соревнований по произвольной программе, выполнил пять разных четверных прыжков во время выступления, пишет medicalxpress.com.

«Теперь для медали на Олимпийских играх нужен четверной», — сказала Мирай Нагасу в интервью New York Times. «Для меня это звучит безумно, но это правда». В 2018 году Нагасу стала первой американкой и третьей в общем зачете, исполнившей тройной аксель на Олимпийских играх. Аксель, впервые исполненный норвежским фигуристом Акселем Полсоном в 1882 году, отличается от четверного тем, что начинается с положения фигуриста лицом вперед. Квадрат обычно начинается с того, что фигурист движется назад.

Что делает четверной прыжок таким желанным и таким трудным? Все сводится к физике человеческого тела, говорит Дагмар Стернад, выдающийся профессор биологии университета и директор Лаборатории действий Северо-Востока.

Человек может прыгнуть в воздух всего на два фута, а спортсмены удваивают эту высоту, направляя все свои мышечные усилия в вертикальное направление, объясняют Стенад и Алексей Кротовы, кандидат биоинженерии, работающий в Лаборатории действий. При таком усилии они все равно провели бы в воздухе меньше секунды.

Чтобы выполнить четверной прыжок, фигуристы должны достичь этой высоты и создать крутящий момент, достаточный для четырехкратного вращения, оттолкнувшись от одного из краев своих коньков или используя отмычки на передней части коньков.

«Спортсмены втыкают кирку в лед в тот момент, когда они уже начали двигаться в прыжке», — говорит Кротов. «Это тот момент, когда может начаться вращение».

Как только фигуристы отрываются от земли, они сжимают и сжимают все свое тело, плотно прижимая вытянутые руки к груди и переплетая ноги, максимально уменьшая свою инерцию, чтобы ускорить вращение.

Что примечательно, говорит Стернад, так это то, что технология элитного оборудования для фигурного катания не сильно изменилась за эти годы по сравнению с другими элитными видами спорта. Лезвия коньков эволюционировали таким образом, что они имеют бороздки посередине, образуя два очень острых края с каждой стороны. Костюмы, конечно, тоже изменились. Но по сравнению с таким видом спорта, как гимнастика, где все, от брусьев до пола, стало более упругим, фигуристам все еще приходится бороться с твердым, неумолимым льдом.

И все же фигуристы способны проделывать все более и более грандиозные трюки. Итак, что изменилось?

«Человеческое телосложение настраивается все больше и больше», — говорит Стернад. «Там больше атлетизма, и люди гораздо больше заботятся о своих тренировках и диетах. Общее телосложение, физическая форма и здоровье оптимизированы до максимума того, что мы можем сделать в эти дни. Больше подготовки всего тела».

Выносливость, гибкость, баланс и сила — все это важные качества для элитных фигуристов, стремящихся достичь большей высоты и вращения в своих программах. Но не менее важна их способность стабилизировать свои суставы, чтобы предотвратить малейший наклон тела — то, что может привести к падению, — и укрепить свои мышцы, сухожилия и связки, чтобы поглощать стресс от повторяющихся приземлений.

«Я даже не могу представить, насколько сильными должны быть их икры, и как они могут стабилизировать свои лодыжки, чтобы совершать прыжки, но еще больше, чтобы безопасно приземляться в этих прыжках», — говорит Кротов.

И поскольку спортсмены продолжают раздвигать границы в спорте, вполне возможно, что их соединительная ткань — их связки и сухожилия — устанавливает предел возможного. По словам Кротова, когда фигуристы приземляются после прыжка, сила в пять-десять раз превышает массу тела фигуриста.

«Это означает, что для обычного спортсмена вы приземляетесь с усилием примерно в полтонны — и с максимальным крутящим моментом двигателя среднего седана — на очень тонкое лезвие конька», — говорит он. Вся эта сила и крутящий момент должны поглощаться лодыжками, коленями, бедрами и нижней частью спины фигуриста. «Это основные уязвимые места. Вы прыгаете выше, вы более уязвимы».

Вполне возможно, что на зимних Олимпийских играх 2026 года могут быть пятиоборотные и пятикратные прыжки, говорят Стернад и Кротов. Но помимо этого, и без революционного технологического прогресса , спортсмены сталкиваются с уменьшающейся отдачей, когда дело доходит до набора массы, чтобы прыгать выше.

«Есть еще один предел, который близок к достижению в этом виде спорта, — говорит Стернад. «Спортсмены потенциально могут развивать большую мышечную силу для прыжков, но это должно быть сбалансировано с художественными элементами и музыкальным выражением, которые так важны в фигурном катании».
Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы