«Мрия»: история жизни и смерти самого большого грузового самолета в мире Ан-225 «Мрия». Сколько лет и денег уйдет на его восстановление

Александр Черный
Сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 «Мрия» Фото: Anthony Noble / GFDL 1.2

Гигант создавали с прицелом на космос, а он стал всего лишь воздушным извозчиком.

Самолет-легенда

АН-225 «Мрия» впервые поднялся в воздух в декабре 1988 года, через месяц после того как был выпущен из сборочного цеха. А уже в конце марта 1989 года состоялся показательный полет для широкой публики. Тогда им было установлено более сотни мировых рекордов. Один из таких рекордов – поднятие в воздух 250 тонн груза, который до сих пор никем не побит. А, например, габариты самолета поистине вызывают трепет- его длина 84 метра (почти футбольное поле), а размах крыльев более 88. При этом, вместо стандартных для грузовых самолетов 4-х двигателей на него установили 6. Шасси включала два ряда стоек, по 7 в каждом ряду, с тремя поворотными сзади, для лучше маневренности на аэродромах.

Такие потрясающие габариты объясняются тем, что самолет задумывался как часть транспортной структуры в составе космической программы «Энергия-Буран». По задумке, Мрия должна была перевозить на космодром Байконур непосредственно орбитальный корабль «Буран» и части ракет «Энергия» и ракеты «Вулкан» (для экспедиций на Марс). Всего рассматривалось до двух десятков типов грузов- от вторых ступеней ракеты до блоков носителя.

Ан-225 «Мрия» перевозит космический челнок «Буран» Фото: Ralf Manteufel / GFDL 1.2

Однако, звездная эпопея Мрии завершилась, с распадом Советского Союза. Независимым, теперь, государствам стало не до этого гиганта, и он так и остался уникальным и единственный в мире образцом. В 1994 году, доставшийся «по наследству» Украине АН-225 был законсервирован на аэродроме близ Гостомеля. Тогда считалось, что эксплуатация его экономически нецелесообразна, да и создавался он для космических программ покорения, и другие цели будут его просто недостойны.

Тем не менее, в начале 2000-х годов. Внезапно возник спрос на доставку сверхтяжелых грузов именно по воздуху, как единственному безальтернативно возможному пути. Тогда Мрия была введена в эксплуатацию и получила международный сертификат.

Что с ним стало

Буквально в первый день военной спецоперации российских военных в Украине, заговорили о том, что АН-225 «Мрия» может быть поврежден в результате боевых действий близ Гостомеля, где как раз в то время находился АН-225 на профилактическом ремонте одного из 6 двигателей.

27 февраля в сети появились фото горящего ангара, где предположительно находился самолет-гигант. 4 марта было уже доподлинно подтверждено, что он действительно разрушен и не подлежит восстановлению. Совсем.

Потеря самолета, это не просто крах последних частиц величия Советского Союза, но и реально трагедия для всего мира. Подобные технические шедевры уникальны и самобытны. Они достойны того, чтобы ими восхищались. 

Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы