Как повествует книга апостольских Деяний, период после Вознесения апостолы и Богоматерь проводили вместе, постоянно молясь.
В момент восхождения на небеса, Христос заповедал своим ученикам дождаться, пока их не посетит священный Дух. Те с трепетом исполнили просьбу Спасителя, и спустя 10 дней произошло обещанное чудо. Именно с этим событием связан христианский праздник Пятидесятницы. Другое его название – Троица, так как в момент схождения Духа последователям Христа впервые открылось триединство сущности Господа.
Одно из названий торжества намекает, что оно связано с чем-то пятидесятым. Действительно, дата Троицы отсчитывается, как 50-й день после Воскресения Христова. И если в 2022 году оно состоялось 24 апреля, то Пятидесятницу православный мир отметит 12 июня, традиционно это воскресенье. Троица – центральное событие цикла из трёх праздничных дней. До него идёт поминальная суббота, а после – понедельник Святого Духа.
Католическая Троица наступит неделей раньше, чем у православных из-за разницы в календарных пасхалиях. Кроме того, последователями римского христианства Пятидесятница и Троица отмечаются, как два отдельных церковных события.
Как повествует книга апостольских Деяний, период после Вознесения апостолы и Богоматерь проводили вместе, постоянно молясь.
На 10-й день с момента восхождения Христа, их временное жилище наполнил громкий шелест. Затем в воздухе заплясало пламя, которое разделилось на огоньки по числу последователей Спасителя. Каждый из пылающих светочей соединился с апостолом.
Осенённые духом апостолы получили сверхъестественные способности. Впервые они обнаружились в тот же день. Израильский праздник Шавуот собрал в окрестностях Иерусалима немало гостей, говорящих на разных языках. Апостолы заметили, что вся незнакомая речь стала им понятна. Говорить с носителями языков они тоже могли.
В дальнейшем речевой дар Духа помог апостолам рассказать о христианстве по всему миру. Дополнительная способность позволила ученикам Спасителя исцелять больных через прикосновение.
Первые христиане часто вспоминали чудесное нисхождение Духа. Десятилетиями у праздника не было определённой даты. Только к концу IV века Пятидесятница вошла в богослужебный цикл, благодаря решению второго Вселенского собора. Тогда же его участники определились с пониманием Божьего триединства.
До славян праздник добрался не сразу: прошло больше 300 лет после Крещения Руси, прежде чем Троица закрепилась в народном сознании, соединившись с Зелёными святками и поминальным Семиком.
Сам термин используют со II века, тогда же понимание Троицы стали сравнивать с огнём, который включает неотделимые друг от друга свет, тепло и пламя. Аналогичным образом Сын, Отец и Дух не существуют независимо друг от друга, составляя единое целое. Поэтому тексты молитв предлагают обращаться к Господу «Ты», но не «Вы».
Догмат Божьего триединства у православных отражён в тексте Никео-Царьградского Символа веры. Согласно молитве, Отец не имеет начала, при этом постоянно источает Дух и порождает Сына. Здесь кроется противоречие между учениями православия и католичества. В римской традиции принято верить, что источником Духа являются и Отец, и Сын.
Самое каноничное из православных изображений Троицы – икона Андрея Рублёва. Там три ангела имеют одинаковые лица, словно отражая друг друга. Отличаются лишь элементы – цвета одежды и символы, окружающие каждую часть триединства.
Встречать праздник следует в чистоте, поэтому накануне Пятидесятницы принято приводить в порядок жилище и двор, купаться и надевать свежую одежду. Полезно уделить внимание оформлению красного угла – стереть пыль с домашних икон, заменить салфетки.
Дом можно оформить зеленеющими ветками берёзы, венками из живых цветов и трав. Главное не переусердствовать, чтобы не навредить деревьям, ломая их ветви. Растения, а также зелёный и белый цвета, символизируют жизнь, которую вдыхает в мир Святой Дух.
Каждый двунадесятый праздник, по канонам церкви – повод для верующих собраться в храме. Троица не исключение, богослужение в этот день особенно красивое и благодатное.
Вечером хорошо встретиться с близкими и друзьями, можно устроить пикник на природе. Народные поверья считают Троицу днём, когда можно начинать собирать лекарственные травы.
Для крупных церковных праздников существует запрет на тяжёлый труд, куда входят огородные дела, уборка, переезд, ремонт. Традиционно не занимаются делами из сферы рукоделия. Троицу посвящают молитве и веселью.
Отдыхая на природе, важно забирать мусор с собой. Оставлять его на месте пребывания всегда нехорошо, а на Троицу – тяжкий грех.
Верующим в праздник запрещено сильно перебирать с алкоголем, грязно ругаться и вступать в конфликты.
По народным поверьям, на Троицу просыпаются русалки, поэтому купаться в естественных водоёмах нельзя. Опасным считается и ходить одному в поле, чтобы не встретить мавку или полуденницу.
Пятидесятница – одно из красивейших событий. Полы храмов устилают свежескошенным сеном, образа обвивают ветвями берёзы. В таких условиях проходит богослужение, наполненное песнопениями в честь Троицы.
Священники надевают яркие зелёные облачения, а после литургии служат особый чин Девятого часа. Там прозвучат семь особых молитв, во время которых все верующие опускаются на колени – на покрытый мягким сеном пол.
Пока священник читает коленопреклоненные молитвы о спасении всех людей – от живущих до «удерживаемых в аду», верующие тихо подбирают с пола травинки. Из них плетут троицкие венки, которые можно унести домой и повесить на дверь. Традиция эта чисто народная, лежит вне церковных канонов
Начиная с XV века, славянские Зелёные святки соединяются с празднованием Троицы. Церковное событие только открывало «полетье» – тёплые цветущие деньки между весной и летом. Период был посвящён девичеству и поминанию усопших. Часть обрядов была связана с домашним скотом – коровам и быкам украшали рога цветами и лентами.
На Троицу пекли пироги и караваи, делали большую яичницу. Молодёжь пировала под покровом леса, затем начинались обрядовые танцы – хороводы и карагоды. В них традиционно участвовали только девушки, парням позволено было присоединиться к ним на Петров день – более поздний летний праздник.
Нередко для Троицы берегли наряды, надеваемые только раз в году. В качестве украшений использовали венки и гирлянды из трав. В северных губерниях существовали головные уборы, вышитые узорными металлическими пластинами. В них девушки прогуливались по улицам, чтобы зарекомендовать себя, как готовых к замужеству.
Женщины постарше инициировали девиц – переводили в разряд будущих невест. Для этого принято было пройти под аркой из переплетённых молодых берёз и сбросить с головы венок.
Девушке, желающей в текущем году выйти замуж, можно попробовать старый славянский ритуал. Для этого в полдень приходят в берёзовую рощу и выбирают молодую берёзку. К её стволу как можно выше крепко привязывают красную ленту, через которое пропущено колечко. Можно выбрать недорогое, из бижутерного сплава. Затем произносят:
«Обручаю деревцо и дарю ему кольцо. Пусть теперь меня обручат, и кольцо жених мне вручит. К небу тянется берёзка, донесёт девичьи слёзки. Пусть Отец и Дух и Сын мне помогут, Бог един»
Выражение «Бог любит Троицу» изначально относилось не к троекратным повторениям событий. На Руси верили, Бог любовно настроен именно к троицким дням, это выражается в лучшей погоде за год – лето ещё не жаркое, а весна уже не сопровождается заморозками.
В народе верили, что молодые растения напитываются на Троицу священным Духом. Если сорвать их до заката, можно запасти целебную силу и употребить её во время недуга.
Выпущенные в реку девичьи венки пытались поймать парни. Чей будет пойман – та не избежит замужества. Распавшиеся в воде венки говорили владелицам, что в этом году создать семью не получится.