Духовные обычаи, пиры и веселье не ограничиваются только одним днём. Жертвоприношения принято праздновать от трёх дней до двух недель, в зависимости от страны или республики.
Тюркским словом «курбан» мусульмане обозначают то, что возвышает их духовно, приближая к Всевышнему. Буквальный перевод – жертвоприношение. С ним связано одно из двух главных событий исламского календаря – Курбан-байрам. Торжество содержит традиции, история которых уходит в глубокую древность. В арабском прочтении праздник зовётся Ид аль-Адха и основным его мотивом становится заклание жертвенного животного.
Мусульмане строят свой цикл годовых праздников по хиджре – календарю лунных циклов. Месяцы там короче, чем солнечные, поэтому не сильно привязаны ко временам года. Отсчитывать дату Ид аль-Адха принято от другого крупного праздника – Ураза-байрам. Жертвоприношение приносят на 71-й день после него. Получается, в 2022 году в качестве Курбан-байрам выступит суббота 9 июля.
Духовные обычаи, пиры и веселье не ограничиваются только одним днём. Жертвоприношения принято праздновать от трёх дней до двух недель, в зависимости от страны или республики.
Если Курбан-байрам выпадает на будний день, гарантированный выходной получают те российские регионы, где ислам является преобладающей религией. Среди них Татарстан, Дагестан, Чеченская республика, Адыгея, Крым.
Торжественное жертвоприношение завершает период, отведённый мусульманами под паломничество в священный город. В идеале Курбан-байрам становится кульминацией путешествия в Мекку.
Примерно 4 тысячи лет назад пророк Ибрахим получил во сне откровение от Аллаха. Ему было велено принести в жертву собственного отпрыска, чтобы доказать верность Господу. Так началось печальное паломничество Ибрахима с сыном Исмаилом. Достигнув долины Мина, они соорудили жертвенник и отец занёс нож над беззащитным сыном. Действие прервал посланник Божий Джибриль. Он сообщил, что верность Ибрахима очевидна и так.
Неподалёку в кустарнике запутался молодой баран. Именно его пророк заколол во славу Аллаха, чем положил начало традиционным жертвоприношениям. Ежегодно их совершают тысячи мусульман в дни Курбан-байрам.
В Коране написано, что Всевышний не нуждается ни в мясе, ни в пролитой крови. Они являются лишь свидетельством преданности и благодарности за путь, открытый Аллахом верующим.
Накануне праздничной даты у мусульман существует традиция выдержать день Арафат. Это название отсылает к горе, на которой паломники возносят молитвы ко Всевышнему. Если поездка в Мекку не случилась, Арафат проводят в однодневном посте, совершаемом по обычным правилам Ураза. Это отказ от пищи и воды, пока на небе светит солнце – с рассвета до заката.
Большая часть блюд будет приготовлена в сам день жертвоприношения. Заранее имеет смысл готовить сладости и гарниры, не пробуя их до наступления Ид аль-Адха.
Перед тем, как отправиться в мечеть праздничным утром, верующим положено целиком вымыть тело. Обрядовое купание называется гусль и включает строгие правила. В воду погружаются либо полностью, либо омываются частями. Если выбран второй способ, процедура начинается с головы, затем правой части тела сверху вниз, и наконец – левой половины.
На вымытое тело надевается чистая одежда. В отдельных течениях ислама считается, что выбирать стоит только белые вещи. Рекомендуется использовать парфюм.
Нарядные мусульманские мужчины отправляются в мечеть для общей молитвы под названием Ид-намаз. По дороге повторяют такбир – строки славословия в адрес Всевышнего. Женщинам полагается молиться дома.
Действо в мечети длится до полуденного намаза. Молитвы сменяются проповедями о сути праздника и правилах жертвоприношения. Позже все верующие собираются в особом месте, его называют намазгах. Там свершится главный обряд – подготовка и заклание животного.
Жертвенное мясо делят между мечетью и присутствующими. Коран предлагает накормить и тех, кто просит, и тех, кто наблюдает молча. После заклания начинается пир длиной в несколько дней. Домашние трапезы делятся с родственниками и соседями, одобряется хождение в гости и обмен подарками с близкими.
Праздник не отменяет обязательного цикла намазов, которые проводятся пять раз в сутки. Их начало соответствует разным положениям небесных светил, вроде полудня и заката.
Особой частью праздника становится Ид-намаз, который произносится муллой при многочисленном собрании народа. Молитва совершается только дважды в год, один из них – Курбан-байрам. Схема поклонов и обращений к Всевышнему содержит два ракаята и семь хвалебных такбиров. Если моление не завершилось до полудня, за ним сразу следует намаз Зухр.
Выбор главного символа праздника – жертвы, проходит по правилам, о которых говорил Мухаммед. Животное не должно иметь физических несовершенств, вроде отсутствия рога или проплешин на шкуре. Выбор может пасть на любое разрешённое в пищу существо – козу, овцу, верблюда, корову. Исключаются откровенно больные или старые животные.
Традиция предписывает приносить по одному животному от семьи. Сейчас это правило не всегда получается исполнить. Считается, что в Судный день все принесённые жертвы лягут на одну чашу весов с добрыми делами, увеличивая небесную награду мусульманина.
На жертвоприношение отводится время между окончанием Ид-намаза и закатом третьего дня праздника. При этом лучшее время – первый день Ид аль-Адха. Нередко жертвенное животное украшают цветами и лентами. По преданию, по ним семья сможет узнать своих животных в загробном мире, обретя проводников через адскую пропасть.
Мухаммед настаивал на быстром умерщвлении животного, чтобы доставить ему как можно меньше страданий. В идеале до момента заклания жертва не должны были видеть нож. Богословская притча рассказывает о человеке, который точил инструмент для заклания, поставив ногу на свою овцу. Мухаммед назвал подобное «двойным убийством», нежелательным для животного.
Жертву укладывают головой по направлению к Мекке, произносят восхваление Аллаху и быстро действуют. Животное сразу избавляют от шкуры, которую отдают в мечеть как милостыню. По мусульманским правилам, треть мяса должно достаться семье, треть – соседям и друзьям, а остальное отдают нуждающимся.
В праздник перед мусульманами встаёт задача: съесть всё жертвенное мясо, не оставляя ничего для хранения. Поэтому готовить начинают с субпродуктов, вроде сердца, почек и печени. Из них готовят закуски и горячие блюда на первый день пира. В это время варится густой бульон из говяжьей головы и костей – из него получатся супы второго дня.
Дальнейшее празднование проходит с любимыми национальными блюдами. В зависимости от народа это и шашлык, и лагман, и кебаб, и плов, и мясные галушки – вариантов множество. Вкус украшают изысканными пряностями. На десерт хозяйки радуют гостей сладостями востока. Нередко их красиво упаковывают в качество подарков для друзей и родственников.
Кости и другие останки жертвы нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором или отдавать животным. Их закапывают в почву на безопасную глубину. Запрещено долго хранить полученное в Курбан-байрам мясо – его надлежит съесть за дни празднования.
На столе не должно быть «нечистых» продуктов. Среди них Коран перечисляет свинину, кровь, плоть животных, погибших от удушья, болезни или зубов хищников.
В дни праздничного веселья нельзя грязно ругаться, конфликтовать с близкими и печалиться. Нежелательно отказываться от трапезы, особенно от жертвенного мяса. Его запрещено использовать в качестве оплаты, но можно дарить как угощение.
Традиционные приветствия, связанные с жертвоприношением, обыгрывают название праздника. «Ид мубарак!» – самое простое из них, годится для поздравления знакомых мусульман в дни Ид аль-Адха. Перевод фразы является пожеланием благословить великий день.
Ещё одно распространённое поздравление в Курбан-байрам – «Пусть примет Аллах и ваше, и наше!». Здесь имеется в виду жертвенное подношение и духовное служение верующих.