Изнасиловал больше 30 связанных заключенных: в Саратовской туберкулёзной больнице два медбрата черенками от швабр насиловали арестантов в «воспитательных» целях

Дарья Костина
ОТБ-1 Саратовской области где насиловали заключённых швабрами. Фото: сайт ОТБ-1

О пытках в России можно говорить бесконечно, считают правозащитники. В система ФСИН нужен другой подход к высоким показателям раскрываемости и послушания в колониях.

Тема пыток в колониях России заинтересовала общественность в большей степени, когда известные российские журналисты сняли об этом целые фильмы больше года назад. Но дичайшие истории о пытках, изнасилованиях и даже убийствах заключённых в колониях страны продолжают «всплывать».  На этот раз «засветилась» Саратовская область, к слову сказать, о пытках ОТБ-1 (Областная туберкулёзная больница) Саратовской области правозащитники говорят уже больше 10 лет и «больничку» сравнивают с воспитательным местом с очень жестокими мерами перевоспитания арестантов. И вот, дело о пытках в ОТБ-1, которое начали расследовать в 2021 году, наконец начало распутываться: Басманский суд Москвы арестовал двух санитаров-арестантов Сергея Линкевича и Виктора Шеянова из саратовской ОТБ-1 за изнасилования более 30 заключённых швабрами.  «Курьер.Среда» решил вновь поднять тему пыток, пообщавшись с председателем «Комитета против пыток» Сергеем Бабинцом и, пожалуй, ответить на важный вопрос - почему в колониях России пытают.

«Изнасиловал шваброй более 30 связанных заключённых»: что происходило за дверьми ОТБ-1 последние 2 года

О том, что в туберкулёзной Саратовской больнице пытают и насилуют заключённых, которые там проходят лечение, первыми заговорили представители «ГУЛАГу.нет» и было это 10 лет назад, но об это чуть позже. Об изнасилованиях в туббольнице стало известно 6 октября 2021 года, когда правозащитники, находящиеся за рубежом, выложили в сеть кадры с издевательствами и это был свой «ящик Пандоры». Уже заведено 8 уголовных дел, уволен главврач больницы. Начальник регионального ФСИНа полковник внутренней службы Алексей Федотов подал в отставку после кадров, которые слили в Интернет.

 По последним данным, в Саратовской колонии более 400 заключенных заявили о насилии с 2020 по 2021 год. Пока известно о двух, которые понесли наказание за изнасилования и пытки - два санитара Линкевич и Шеянов, которым грозит статья «Насильственные действия сексуального характера, совершенные группой лиц по предварительному сговору с угрозой убийством».

 По версии следствия, только один  Линкевич изнасиловал больше 30 заключенных, которые в момент истязаний были связаны. Шеянов же работал в тюремной больнице санитаром и завхозом. Именно Шеянову приписывают избиение и изнасилование черенком швабры заключенного Андрея Шварца за то, что мать последнего обратилась в правоохранительные органы из-за вымогательств со стороны осужденных. Имена Шеянова и Линкевича фигурируют и в других делах об изнасилованиях. Изнасилования толи специально, толи так положено, но все инциденты пыток оказались в объективах регистраторов. Однажды бывший арестант Сергей Савельев, который работал в ОТБ-1 специалистом по камерам, своими глазами увидел процесс пыток. Десятки гигабайт с жуткими кадрами Савельев передал основателю «ГУЛАГу.нет»* (сайт заблокирован РКН по требованию ФСБ) Владимиру Осечкину. 

Самого Савельева сначала заочно арестовывали, потом объявляли в розыск. Но в конечном итоге, бывшего арестанта оставили в покое. 

Не первый случай пыток: ОТБ-10 «гремит» в тюремном мире

Туббольница Саратова, да и практически все исправительные учреждения области, известны заключённым всей России и отнюдь не райскими условиями. Ещё в 2012 году ИК-3 Энгельса убили заключённого Артема Сотникова, отбывавшего наказание за грабеж. Тогда, по версии следствия, ФСИНовцы 2 дня пытали заключённого специальными «штучками». Как показала тогда экспертиза, смерть Сотникова  наступила в результате перелома копчика и травматического шока. Лишь в 2014 году пятеро сотрудников ИК были признаны виновными в превышении должностных полномочий и причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть. Они получили сроки от 9 до 12,5 лет строгого режима.

Через год, в колонии снова была проверка: погиб 54-летний арестант и снова от пыток. Тогда виновными были признаны старший инспектор отдела безопасности Дмитрий Донской (приговорен к 10 годам строгого режима) и начальник этого отдела Дмитрий Кузьмин (получил 4,5 года общего режима). 

Найти исполнителя и наказать заказчика - редкость в делах о пытках: что говорят эксперты «Комитета против пыток» об инциденте в Саратове

В беседе с журналистом «Курьер.Среда» 17 мая руководитель «Комитета против пыток» Сергей Бабинец рассказал, почему дела о пытках в колониях России идут годами и «Саратовское дело» о пытках - определённая редкость. 

-В Саратовской тюремной больнице санитары применяли пытки и сексуальное насилие к заключённым. Правильно ли я понимаю, что взятие под стражу Шеянова и Линкевича - исполнителей - это редкость в таких делах о пытках?

-Шеянов и Линкевич стали своего рода «козлами отпущения». Подобная систематическая преступная деятельность не могла существовать без контроля, покровительства, протекции или с молчаливого согласия администрации исправительного учреждения, где всё это происходило. Если следствие ограничится только этими двумя санитарами, и отчитается, сказав, что справедливость восторжествовала и все виновные понесли наказание, то грош цена такой справедливости. А следователя надо уволить, за несоответствие занимаемой должности. Если вспомнить кадры пыток в ярославской ИК-1, там прекрасно видно, как в пытках над заключенными принимают активное участие именно сотрудники администрации.

В практике «Комитета против пыток» встречались похожие истории. Например, в 2017 году юристы оренбургского филиала «Комитета против пыток» отправили за решетку начальника  ФКУ КП-11 по Оренбургской области Филюса Хусаинова и его заместителя Мурата Кумарова за то, что они командовали активистами, которые сначала избили заключенного, а потом совершили в отношении него насильственные действия сексуального характера.

Если бы не вдумчивое и всестороннее расследование, то дела могло либо вовсе не быть, либо виновными признали только активистов, которые выступили в качестве исполнителей. Но, решив разобраться в деле от и до, следствие установило, что в ответе за активистов именно руководство исправительного учреждения, - делится Сергей Бабинец.

-Известно, что видео с пытками в больнице предоставил один из заключённых, которого потом объявляли в розыск и вменяли за это видео статью. Что об этом можете сказать?

-То, что подобные видеозаписи стали появляться на свет - заслуга смелых людей, которые, несмотря на угрозу их жизни и здоровью со стороны сотрудников ФСИН и активистов, решили таким образом бороться с пытками и насилием в исправительных учреждениях. О чем это нам говорит?

Во-первых, о том, что люди не смогли добиться справедливости иными способами. То есть, ни надзирающие органы, ни органы следствия, ни руководство ФСИН не смогли решить проблему пыток и сексуализированного насилия. Люди остались наедине с проблемой и стали решать ее так, как смогли.

Во-вторых, очень большой вопрос к прокуратуре, региональному уполномоченному по права человека и общественным наблюдательным комиссиям – почему пытки в ОТБ-1 стали расследовать только после публикации видеозаписей? Были ли раньше жалобы на пытки и насилие? Если да, то почему уполномоченные органы и общественники не отреагировали вовремя? Будь я на месте генерального прокурора Игоря Краснова, то я бы отправил прокурорскую проверку в Саратов и начал искать ответы на эти вопросы, - рассуждает руководитель «Комитета против пыток».

-Почему такие дела о пытках в системе УФСИН России могут идти годами? Есть ли какой-то механизм того, как защищают постращавших от рук ФСИНовцев заключённых?

-Как это ни странно прозвучит, но проблема расследования подобных дел лежит помимо прочего и в плоскости личного укоренившегося отношения следователей к тем, кто жалуется на пытки и насилие.

«Ну это же жулики и бандиты, как им верить можно? Они так режим пытаются раскачать». Именно так в большинстве случаев отвечает нам в личных беседах следователи.

К сожалению, подобное отношение формирует и саму линию расследования, следствие по таким категориям дел идет чаще всего спустя рукава. Пострадавших долго не опрашивают, видеозаписи, даже если срок хранения не истек, изымают следователи крайне редко и без особой охоты, один за одним штампуют «отказные». Только там, где есть установка от руководства, следователь начнёт шевелиться.

Обеспечить безопасность осужденному, пострадавшему от пыток теоретически можно. Следователь, в соответствии с законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» может провести ряд мероприятий, которые направлены на то, чтобы обезопасить жертву пыток. Цель этого, что никто не смог угрожать потерпевшему от пыток и тот смог бы спокойно, во-первых, отбыть до конца наказание, во-вторых, давать правдивые показания, не боясь давления и мести со стороны осужденных или сотрудников ФСИН. Одним из самых распространенных приемов является перевод осужденного в другое исправительное учреждение.

Чтобы добиться применения таких мер необходимо приложить достаточное большое количество усилий. Без помощи правозащитников, адвоката или хорошо подготовленного юриста добиться этого весьма сложно, - говорит Сергей.

-Куда обращаться семье заключённого или ему самому в случае применения к нему пыток?

 -В случае, если к заключенному были применены пытки, то в первую очередь ему необходимо обратиться за фиксацией телесных повреждений, заручиться свидетельскими показаниями тех, кто видел или слышал произошедшее.

Лучше всего начать с обращения в правозащитные организации такие как «Комитет против пыток»* или в другие организации. Правозащитники годами работают с пытками, знают специфику расследования таких дел, которую могут не знать простые юристы и адвокаты.

Проводить расследование по делам, связанным с пытками (это преступление в настоящее время квалифицируется как превышение должностных полномочий, санкция за которое предусмотрена статьёй 286 Уголовного кодекса Российской Федерации) может только Следственный комитет, поэтому без обращения туда добиться привлечения виновных к ответственности точно не получится, -  говорит Сергей Бабинец.

Читать далее
«Здоровье на пределе»: К арестованной в Чечне Зареме Мусаевой допустили адвокатов. На суде ей вызывали «скорую»

 

Читать далее
«Странно, что он только сейчас об этом решил рассказать»: новый председатель Комитета против пыток* Сергей Бабинец озвучил истинную причину ухода отца-основателя Каляпина

 

Читать далее
Правозащитник Игорь Каляпин покинул пост главы «Комитета против пыток»*

Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы