Что есть Ад и Рай: кто попадает в Царствие Небесное, а кто вечно горит в преисподней – как можно из Ада выбраться в Рай – жизнь души в вопросах и ответах

Ирина Новая
Посмертный Рай – это плод сознательного выбора души. Фото: pixabay.com

Заповеди даны христианам ещё в Ветхом Завете, исполнять их механически – неверный подход для попадания в Рай.

Наблюдая скоротечность жизни, люди задаются вопросом – что же будет дальше? В христианстве считается, что посмертная участь зависит от дел, которые человек успел совершить на земном пути. Подобная идея пронизывает почти все религии, начиная с древнейших. Как заслужить лучшую участь и попасть в благословенный Рай? И можно ли что-то изменить для томящихся в аду? Разбираемся на основе писаний – от священных до литературной классики.

Что такое Рай в православии?

Когда верующие слышат о Рае, они связывают его с идеальным блаженством, которому нет конца. Однако понятие Рая двойное – это и сад, созданный Богом до грехопадения, и вечная награда после жизни. В этом плане «Рай до» отличается от «Рая после» перенесёнными жизненными испытаниями.

Первозданный Рай можно сравнить с пребыванием ребёнка в утробе матери. Там ему тепло, безопасно и питательно, не нужно даже дышать. Однако мучительное рождение неизбежно, как это было с грехопадением Адама и Евы.

Посмертный Рай – это плод сознательного выбора  души. За жизнь человек познаёт боль и лишения. Постепенно он понимает, как важно избавить от них себя и окружающих, чтобы получить благодатный покой. Христианство говорит, что он обретается в слиянии с Богом – источником вечной любви.

Средневековая «Божественная комедия» делит Рай на 10 разных областей, пребывание в которых определяется добрыми делами. Однако людям не дано узнать точно – есть ли у Рая структура, ведь обратного пути оттуда нет.

Что делать, чтобы попасть в Рай?

В произведении «Сон смешного человека» Достоевский представляет, что будет, если случайный человек попадёт в райский сад. Зачатки зла в его душе постепенно превратят Рай в подобие земного мира – с жестокостью, войнами и плохой экологией.

Получается, добрые дела – это не инвестиция в вечное блаженство, а трансформация личности. Добродетель для христианина становится нормой, а отвращение к греху уподобляет его Богу. Распятый рядом с Христом разбойник заслужил Рай, потому что искренне пожалел о своих прижизненных поступках. В момент смерти этого оказалось достаточно.

Заповеди даны христианам ещё в Ветхом Завете, исполнять их механически – неверный подход для попадания в Рай. Другое дело – всей душой пытаться изменить себя и окружающих примером богоподобной любви. Этот непростой путь наполнен кризисами, но все их готов простить Господь, если видит, что душа человека «созрела» для пребывания в Раю.

Какие грехи Бог не прощает?

Непростительным поступком для христианина считается самоубийство. Отказ от жизни можно назвать бросанием в лицо Творцу его бесценного дара. Таких людей не отпевают в церкви, а над могилами не ставят крестов. Однако милосердие Божье безгранично. Поэтому молиться за самоубийц можно дома – это не сделает их достойными Рая, но муки облегчит.

Судя по евангельским словам Христа, без прощения Бог оставляет «хулу на Святого Духа». Богословы трактуют это не как буквальное оскорбление одной из сущностей Троицы. Афанасий Великий относит к хуле пребывание вне Духа – полное нежелание исправляться к лучшему. Как только человек осознаёт вину и раскаивается, он всё-таки получает прощение Господа.

Что такое Ад в православии?

Вечное наказание после смерти есть в большинстве религий. Христианство называет место его исполнения Адом. Ассоциация с кипящими котлами для грешников пришла из Средневековья – там знали толк в пытках. На деле же Ад – единственная в мире локация, куда не проникает благодать Бога.

Все добрые начинания в человеке продиктованы образом Божьим. Когда его не остаётся – нет ни сострадания, ни взаимопомощи. Пребывающие в Аду раздирают друг друга в немыслимой жестокости, подобно демонам. Чревоугодники бесконечно едят, блудники – совокупляются. Чувства насыщения нет, а умереть уже нельзя. Получается мучительная бесконечность.

Представления о структуре Ада прописаны в «Божественной комедии». Там Данте предполагает, что есть 9 кругов, наказания которых соответствуют тяжести грехов. Так ли это – многие узнают после смерти.

Что такое Чистилище и почему его нет у православных?

Идея Чистилища восходит к работам Фомы Аквинского XIII века. По представлениям католиков, это промежуток между Раем и Адом. Туда отправляются люди, чьи стремления к добру и злу равны. У них есть время до Страшного Суда, чтобы вымолить прощение и удостоиться райской участи. Данте представляет Чистилище как гору, разделённую на 10 поясов, каждый из которых позволяет расплатиться за один из грехов.

Православные не считают, что Чистилище существует. Посмертное пребывание душ ограничивают Раем или Адом, оба места временные. Как душа проведёт вечность – определит Страшный Суд. До него живые молятся за мёртвых. Сами усопшие, согласно позиции православия, не могут просить за себя. Поэтому и Чистилища для посмертных молитв, нет.

Как проходит посмертная проверка души?

Личный суд, который Господь проводит над каждой душой, в православии называют мытарствами. Их идея взята из посмертных приключений Блаженной Феодоры, описанных в X веке. Неизвестно, будет ли реальный переход души именно таким.

На мытарства отводятся первые 2 дня посмертия. Душа в сопровождении Ангела-хранителя проходит через 20 этапов, каждый из которых посвящён разбору определённых грехов. Самый первый и лёгкий – пустая болтовня, последний – жестокость. На одном из мытарств можно провалиться прямо в Ад, если проступок не покрыт раскаянием или добрым делом.

Пример Феодоры говорит, что мытарства заканчиваются на третий день. Дальше душе 6 дней показывают жизнь в Раю, ещё 30 – адские муки. Затем определяется место, в котором душа будет находиться до Страшного Суда.

Можно ли попасть в Рай из Ада?

Молитвы живых христиан для усопших необходимы. То состояние, в котором пребывают души после смерти тела, не позволяет просить у Бога помилования. Остатки личности либо растворяются в райском блаженстве, либо поглощаются страстями в Аду. Сменить местоположение на лучшее позволяет только искренняя молитва живого человека.

По словам старца Фаддея Витовницкого, особенно хорошо работают молитвы за тех, кто не смог дойти до конца мытарств. Это могут быть христиане, которые искренне хотят воссоединиться с Богом, но им не хватает добродетели для компенсации всех проступков. Узнать наверняка – куда попал близкий человек после смерти, нельзя. Однако милость Господа безгранична и помогает облегчить участь даже закоренелых грешников.

Что изменит для душ Страшный суд?

Рай и Ад в христианском понимании – временные места, которые будут ликвидированы накануне Страшного Суда. Все души, которые там находились, вернутся в человеческие тела, затем воскреснут, повторяя путь Спасителя. Подверженная старости и болезням плоть обожествится для вечного существования. На суде Христос определит – как каждый человек мира проведёт дальнейшую вечность.

Божье царство объединится с материальным миром, придавая ему вечные нетленные черты. Новозаветный Апокалипсис описывает будущее, как Небесный Иерусалим, над которым не будет ночи и зимы. Там христиане будут жить в вечной радости, общаясь с Богом и близкими.

За пределами городских стен отведут место для грешников, которые в своих поступках окончательно отделились от Христа. Их воскресшие тела будут страдать без конца, потому что смерти уже не станет.

Молитва за усопших

Адама падшего и всё человечество от вечной смерти спасший, послал Ты, Благой, в мир Сына. Его крестом и Воскресением показал нам жизнь вечную.

На неисчерпаемое Твоё милосердие надеемся и мечтаем о бесконечном Царстве славы Твоей. Усопшим подарить его просим и умоляем: обрадуй души, уставшие от жизненных невзгод, пусть забудут беды и печали земные.

Услышь нас, Господи, из места обитания Твоего, словно мать детей своих. И скажи: прощены грехи ваши. Прими нас в благодатном и тихом месте Твоём, чтобы радоваться божественной славе Твоей.

Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы