«Спецоперация не закончена ещё и могут «всплыть» какие-то другие факты»: военный эксперт Владимир Леонтьев назвал сроки трибунала над «азовцами»*. Защищать военных ВСУ и боевиков будет Украина

Дарья Костина
Сдача боевиков в Мариуполе в плен. Фото: ТГ-канал Дениса Пушилина

Эксперты полагают, что судить больше 2 тысяч военнопленных будут и в России, и в ДНР, и даже ЛНР из-за большого количества подсудимых. Однако в ДНР суд может закончится смертью, а в России - 25-летним сроком.

Военнопленных с «Азовстали», а это 2439 человек, ждёт международный военный трибунал. Об этом на днях заявил глава ДНР, где разрешена смертная казнь, Денис Пушилин. Сообщается, что несколько стран мира уже предварительно согласились участвовать в военном суде над боевиками, наемниками и женщинами. Эксперты полагают, что судить больше 2 тысяч военнопленных будут и в России, и в ДНР, и даже ЛНР из-за большого количества подсудимых. Так что значит трибунал для пленных со стороны Украины? Кто будет защищать подсудимых и могут ли пленных с «Азовстали» казнить? Обо всем этом «Курьер.Среда» поговорил с экспертом- политологом Владимиром Леонтьевым.

Как в Нюрнберге: что такое трибунал и какие правила международного трибунала существуют

-Трибунал - это суд, чаще военный, который или иначе противопоставленный регулярным судам общей юрисдикции. Первый такой суд был в Нюрнберге в 1945—1949 годах. Тогда четыре страны мира были в числе судей и судили больше 20 бывших национал-социалистических руководителей. Процесс, шедший на четырёх языках и затянувшийся на 316 дней, оставил после себя более сорока томов с обвинениями и доказательствами. Большинство обвиняемых получили самое страшное наказание - смертную казнь, другие были осуждены уже будучи мертвыми, в их числе и «затейник всего» того, что пережили наши бабушки и дедушки. Кто-то получил десятки лет в тюрьмах. Нюрнбергский суд остался в истории многих стран и как всегда: была и критика, и одобрение. 

Затем, подобное случилось осенью 1992 году. Совбез ООН начал расследование сообщений о нарущении Женевских конвенций на территории бывшей Югославии. За год с небольшим специалисты исследовали 65 тысяч полученных из разных источников материалов, провели 32 исследовательские миссии. Выводы гласили: всемирной организации надлежит немедленно создать судебный орган для расследования и наказания военных преступлений.

Через год создали МТБЮ (Международный трибунал по бывшей Югославии) для преследования лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии в период с 1 января 1991 года. В МТБЮ было 16 постоянных и 12 судей ad litem. Сам трибунал мог судить только людей, а не организации или правительства, кроме этого, этот трибунал был мягче: за геноцид или за нарушения правил ведения войны на территории Югославии, сажали в тюрьмы пожизненно. Почти через 20 лет трибунал объявил о прекращении своей деятельности. Дела, которые не успели рассмотреть, были переданы в другой орган. Всего же за 20 лет было 142 суда МТБЮ. 

Взятие в плен и заявление о трибунале военных с «Азовстали»

Первые «азовцы»* с «Азовстали» сдались в плен 16 мая. А меньше, чем через неделю, Российская сторона заявила о полном освобождении завода «Азовсталь». В плен сдались 2439 человек, из них 78 оказались женщины. Несколько десятков пленных оказались ранены и их отправили в больницу Новоазовска ДНР, других -  СИЗО под Донецком. Ранее говорилось, что часть военных с комбината якобы отправили в Россию, но Пушилин заявил, что все пленные с комбината здесь, в ДНР. После того, как первые «азовцы»* вышли, депутаты Госдумы начали предлагать свои варианты, как поступить с пленными боевиками. К примеру, вице-спикер Вячеслав Володин и член фракции «Справедливой России За правду» Анатолий Вассерман считают, что обмеривать боевиков нельзя и даже предложили внести закон. Но это так и осталось на уровне предложений. 

В свою очередь, Украина сразу изъявила желание обменять всех пленных и боевиков с «Азовстали» на русских военных. И такой позиции придерживается до сих пор. Между тем, буквально вчера, министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что российские военные подвергаются жёстким пыткам со стороны Украины. Это, кстати, прямое нарушение Женевской и Гаагской конвенции по обращению с военнопленными. 

О том, что все военные, которые сдались в плен с комбината в Мариуполе, пойдут под трибунал, заявила и глава МИД ДНР Наталья Никонова, и глава Донецкой народной республики Денис Пушилин. И Никонова, и Пушилин также сообщили, что смертная казнь, которая в ДНР не отменена, может быть применена и к пленным с «Азовстали», а промежуточный вариант трибунала может быть «как в годы после ВОВ».  А первый зампредседателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий в беседе с ТАСС немного ранее сообщал, что в течение месяца будет готов документ, который определит порядок трибунала над националистами. Помимо этого, Водолацкий считает, что судить боевиков должен Донбасс. 

Пока не закончится спецоперация, трибунала может не быть: что говорят эксперты о возможности смертной казни «азовцев»*

Как считает политолог Владимир Леонтьев, суд, который так ждут, может быть растянут на неопределённое время из-за спецоперации в Донбассе. По словам эксперта, защищать украинских военных будут адвокаты из их страны, так принято. 

-Нюрнбергского процесса пока не предвидится. Дело в том, что спецоперация не закончена ещё и могут «всплыть» какие-то другие факты. При любом раскладе, Шойгу объяснял, почему так медленно идёт спецоперация. Все меры нужно соблюсти. Как все будет: пригласят международного специалиста, начнутся расследования, а уже потом судебные разбирательства - трибунал. Сейчас вскрываются те факты, о которых мы не знали до этого времени. Тот же Калина, который рассказывает, что делали и другие наёмники. Конечно, в интересах следствия многое не разглашается. Но я повторюсь, что многие вещи будут разбирать. Исключать полномасштабного расследования не стоит. Если говорить о смертной казни, то в ДНР она существует и для неё есть критерии. Если будет доказано, что были преступления, наказание по которым смертная казнь, то она может быть применена. Здесь надо без оглядки на кого-то либо действовать. Запад «трещит по швам», но этого не хотят показывать. Также, надо приглашать международных специалистов, - говорит политолог.

-Кто будет защищать украинских военных на военном суде?

-У Украины есть своя адвокатура. А международные специалисты, это до чего договорятся. Но вообще, адвокаты у украинцев будут с Украины. Но международных представительств тоже будет достаточно. Но я повторюсь, что адвокаты будут со стороны Украины, - делится эксперт. 

*В отношении представителей формирования в России открыты уголовные дела

  

Читать далее
«Зеленскому нужно дорасти до Путина. Что с ним говорить?» Украина вышла из переговоров с Россией, Франция просит отдать Москве Донбасс и Крым, а Киев требует продолжать огонь на фронте

Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы