Минобороны потребовало дать аэродрому «Бердск-Центральный» новый статус: Повлияет ли это на строительство скандальной мусорной свалки у бердского кладбища

Анна Светлова
На бердском аэродроме с 1946 года летали «сталинские соколы». Фото: Курьер.Среда

Одновременно по требованию Роспотребнадзора кладбищенская территория теряет 500-метровую санитарно-защитную зону. Изменить границы городского погоста и категорию земельного участка под аэродромом должны бердские депутаты.

Горсовет Бердска 10 октября обнародовал изменения в повестке очередной сессии. Она намечена на 10 ноября. Председатель депутатского корпуса Владимир Голубев внес два новых вопроса. Один касается придания особой зоны и новых границ бердскому кладбищу. Чтобы территория городского погоста получила статус земли с особыми условиями использования, как того требует Роспотребнадзор, депутаты должны внести изменения в правила землепользования и застройки.

Второй вопрос является жизненно важным для бердчан. Речь идет об изменении вида использования земельного участка под аэродромом «Бердск-Центральный». Как сказано в проекте решения сессии, депутатам предстоит обсудить, может ли взлетно-посадочная площадка стать зоной для воздушного транспорта. Пока аэродром имеет статус «Режимная территория» (РежТ) и входит в категорию «Обеспечение обороны и безопасности».

Без публичных обсуждений

С просьбой изменить категорию аэродромной земли в бердский горсовет обратился временно исполняющий обязанности Сибирского управления имущественных отношений Минобороны РФ Алексей Усов. Он напомнил, что экспериментальный аэродром «Бердск-Центральный» по распоряжению российского правительства в августе 2007 года «включен в перечень аэродромов совместного базирования».

справка

Статья 44 Воздушного кодекса РФ

1. Аэродром совместного базирования - аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации. Перечень аэродромов совместного базирования утверждается правительством Российской Федерации.

- В целях приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером... необходимо внести изменения в градостроительный регламент территориальной зоны «РежТ» путем включения в основные виды разрешенного использования вида «Воздушный транспорт» (кодовое обозначение 7.4), - объяснил Усов свое обращение к бердской власти.

Эти изменения принимают на сессии без предварительных публичных слушаний. В данном случае (при однократном изменении видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров) эта процедура не обязательна. Такое пояснение дал начальник управления градостроительства бердской мэрии Дмитрий Есиков.

По этой же причине не было публичных слушаний по изменению зоны городского кладбища. Если депутаты проголосуют «за», то на карте обозначат его без учета санитарно-защитной зоны.

- Внести изменения в карту границ зон с особыми условиями использования территории в составе правил землепользования и застройки города Бердска в части отображения границы санитарно-защитной зоны с реестровым номером..., - говорится в проекте решения депутатского корпуса, который бердские парламентарии рассмотрят 10 ноября.

Судьба мусорной свалки: аэродром, кладбище

Как рассказал 13 октября «Курьер.Среда» Есиков, после двухлетних обследований бердского кладбища оказалось, что дополнительная санитарная территория ему не требуется.

- Раньше у кладбища была 500-метровая санитарно-защитная зона. Но после двух лет лабораторных испытаний и замеров Роспотребнадзор сделал заключение — установить границы санитарно-защитной зоны в пределах самого кладбища, - прокомментировал руководитель градостроительного управления.

По словам Дмитрия Есикова, зона земли «Воздушный транспорт» - новая для Бердска.

- Сейчас у нас нет такой зоны. Хотим внести, чтобы она была. К нам обратилось Минобороны, чтобы внесли в ПЗЗ (правила землепользования и застройки — прим. ред.) эту зону. Вот и все. Чтобы узаконить зону, выносим вопрос на сессию, - рассказал Есиков, отметив, что не знает, несет ли за собой более строгие ограничения присвоение земельному участку, на котором расположен аэродром, новой категории.

Как повлияет зона «Воздушный транспорт» и отсутствие вокруг кладбища санитарно-защитной территории на судьбу мусорной свалки, пока неизвестно.

справка

ТР-2. Зона воздушного транспорта

1. Основные виды разрешенного использования недвижимости:

1) воздушный транспорт (7.4) (размещение аэродромов, вертолетных площадок (вертодромов), обустройство мест для приводнения и причаливания гидросамолетов, размещение радиотехнического обеспечения полетов и прочих объектов, необходимых для взлета и приземления (приводнения) воздушных судов, размещение аэропортов (аэровокзалов) и иных объектов, необходимых для посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания и обеспечения их безопасности, а также размещение объектов, необходимых для погрузки, разгрузки и хранения грузов, перемещаемых воздушным путем; размещение объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта воздушных судов).

2. Вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание, магазины, обеспечение внутреннего правопорядка (полиция, Росгвардия, МЧС и др.).

3. Условно разрешенные виды использования:

1) общественное питание (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

Угроза безопасности и обороноспособности страны

Значит ли, что при изменении зоны бердского аэродрома построить мусорную свалку в паре километров от него будет невозможно? Вопрос этот уже 2,5 года волнует жителей Бердска и Искитимского района. Напомним, что новый полигон твердых коммунальных отходов планируют разместить вблизи искитимского поселка Маяк. Но к бердским дачам и кладбищу свалка оказывается гораздо ближе (около 800 метров), хотя и находится территориально на земле соседнего района.

О том, что будущий полигон ТКО на границе с Бердском и в непосредственной близости к аэродрому угрожает обороноспособности России и безопасности полетов говорил и руководитель регионального отделения ДОСААФ Виталий Шадрин. Как сообщал «Курьер.Среда», он в начале лета 2022 года высказал свою озабоченность в письме главе Искитимского района Юрию Саблину.

Дело в том, что эксплуатирует аэродром «Бердск-Центральный» именно ДОСААФ. А общество содействия армии и флоту «выполняет государственные задачи и ведет подготовку граждан по военно-учетным специальностям в интересах Министерства обороны России». Кроме того, как пояснил Шадрин, на аэродроме обучают детей, кадетов, Новосибирский учебный авиационный клуб осуществляет «летную подготовку граждан и выполняет иные виды авиационных работ».

- Считаем, что размещение данного полигона ТКО в 15-километровой аэродромной зоне может угрожать безопасности полетов, повышает риск попадания птиц в воздушное судно и в дальнейшем угрожает жизни и здоровью граждан, — отметил председатель отделения ДОСААФ по Новосибирской области в письме в то время, когда в Искитимском районе проходили общественные обсуждения по будущей мусорной свалке.

Напомним, что в данный момент по решению Искитимского районного суда проведение экологической госэкспертизы нового полигона у Маяка приостановлено. Об этом ходатайствовала бердский депутат Елена Белова. Как сообщал «Курьер.Среда», она обратилась с иском о признании незаконным итогового протокола общественных обсуждений по полигону ТКО. На время судебного процесса - до вынесения вердикта — судья Наталья Щеглова затормозила государственную экспертизу. В экспертную документацию в том числе входят результаты публичных слушаний (общественных обсуждений).

справка

Понятие «аэродром» закреплено в статье 40 Воздушного кодекса РФ. Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. К землям воздушного транспорта относятся земельные участки, занятые аэродромами, - главными объектами воздушного транспорта.

Воздушный кодекс РФ регулирует вопросы установления ограничений по использованию земельных участков в целях обеспечения безопасности воздушного транспорта. Так, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов и по согласованию с собственником аэродрома.

Безопасных свалок не бывает

Орнитологи скептически относятся к системе отпугивания пернатых. Именно это правительство предложило ввести на действующих свалках и мусороперерабатывающих предприятиях, расположенных вблизи аэродромов.

По мнению специалистов, отпугивание птиц действенно лишь на небольшой территории. Кроме того, пернатые быстро оценивают, что реальной опасности пушки, световые и звуковые сигналы, макеты хищников и другое для них не представляют. И возвращаются туда, где есть кормовое изобилие. Минприроды и Минтранс работают над проектом постановления, регулирующего работу объектов ТКО рядом с аэродромами.

Экс-глава Бердска Евгений Шестернин, возглавивший в начале октября министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, уходя, пообещал бердчанам вплотную заниматься экологическими вопросами города. Также он, как бывший летчик, всегда ратовал за сохранение аэродрома «Бердск-Центральный». В бердском горсовете составили обращение в региональную власть с просьбой предоставить для новой мусорной свалки другое место — подальше от аэродрома и кладбища.

Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы