В Херсоне после отвода войск армии Украины и России стоят друг против друга через реку: как форсировали реки во время военных операций – примеры истории

Александр Черный
Форсирование реки Дон. Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

В древности, конечно, любая средняя или крупная река запросто могла стать фактической границей государства, просто исходя из сложности ее преодоления для войск.

История успеха войн и территориальных конфликтов, всегда, в большей или меньшей степени связана с удобством перемещения войск и логистикой тылового обеспечения. Впрочем, логистика также привязана к удобству и доступности перемещения грузов, боеприпасов, боевой техники и, собственно, самих солдат. В этом контексте, всегда на первый план выходят естественные преграды, такие как горы, болота, леса или водные преграды – реки, моря, озера и прочие. А раз они есть, то встает вопрос об их преодолении. Если с горами и болотами вопросов нет – либо по воздуху, либо никак, а лес не является серьезным препятствием, которое может быть непреодолимым, то с водными преградами все не так однозначно.

В древности, конечно, любая средняя или крупная река запросто могла стать фактической границей государства, просто исходя из сложности ее преодоления для войск. В силу того, что арсенал оружия был крайне ограничен, и в основном это было оружие ближнего боя, то для тех, кто форсировал водную преграду, это порой становилось серьезнейшей проблемой. Защищать же от высадки, было как раз не в пример проще.

Порой это приводило к тому, что войска просто стояли на разных берегах, без какого-либо развития ситуации, как на пример стояние на реке Угрюм.
Хотя, та же монгольская конница в этом плане была в фаворе. Монгольские всадники, верхом на лошадях, вполне легко переправлялись через реки. При этом, они обладали высокой подвижностью, и предотвращать такой десант было сложно. Также в пример можно вспомнить, что в средневековье русская береговая охрана вполне успешно прикрывала броды по реке Оке, чем обеспечивала защиту от набегов татаро-монголов.

Армия Петра Великого форсирует Ворсклу. Лето 1709 года. Иллюстрация: mikhael-mark.livejournal.com

Современные методы переправ, на самом деле, не сказать, что принципиально далеко ушли от методов, которые применялись еще во время Великой Отечественной войны (1941-1945 годы). Речь, конечно., идет о ситуациях, когда войска движутся не по капитальным мостам. По сути, это все те же три варианты переправы: на плавсредствах, по понтонному мосту или по дну. Причем, «по дну» в буквальном смысле. Но, как правило, на такое способны отдельные виды техники. Например, танки способные преодолевать реки по поверхности воды, называют «плавающими». Подобная техника существовала в СССР уже в середине прошлого века. Например, легкий советский танк ПТ-76, который был принят на вооружение в 1951 году и имел массу модификаций. Сейчас, Россия может похвастать легким танком «Спрут СДМ1», который способен преодолевать водные преграды при шторме до 3 баллов. При это способен вести огонь в надводном положении.

Иногда, танки, которые не могут держаться на плаву, и при относительно небольших водных преградах, могут преодолевать их непосредственно по дну. Для этого они максимально герметизируются (насколько возможно), устанавливаются дополнительные воздухозаборники для двигателя, которые выше уровня воды, и танк преодолевает реку «вброд».

Самым надежным и удобным способом все же является понтонный мост. Фактически, это полноценный (правда плавучий) мост, по которому без проблем может перемещаться не только пехота, но и тяжелая бронетехника. Данный вид переправы наводят специальные подразделения. Также плюсом понтонной переправы является то, что наводится она очень быстро. Однако, чаще всего, есть ограничения по длине (обычно около 200 метров с небольшим), ширине (от 3,3 до 6,5 метров) и волнении воды (от 2 до 3 баллов). Другими словами, на широкой или очень бурной реке понтонный мост навести или крайне сложно или невозможно.

И третий вариант – плавсредства. Грубо говоря, это своего рода плоты в различных вариациях. Это могли быть как надувные лодки, типа «Лодка А-3» или металлические «Парка Н-2-П», так и плоты с множеством поплавков ТЗИ. Кстати, аббревиатура «ТЗИ» (труднозатопляемое имущество) не зря была дана – плот имел множество мелких поплавков из водонепроницаемой ткани и заполненных непотопляемым материалом, что заметно увеличивало общую плавучесть.

Как бы там ни было, но форсирование реки в условиях боевых действий, часто может быть крайне сложным для любой армии. Так, например, одним из серьезнейших форсированием в годы Великой Отечественной войны 1945 года, считается наступление под Днепром. В то время, директива Ставки от 9 сентября 1943 года была таковой, что необходимо было максимально быстро форсировать Днепр. За решительные и быстрые действия полагались различные награды. При этом плавсредств катастрофически не хватало, и первые бойцы чуть ли вплавь перебирались на вражеский берег. Немцы были уверены, что для форсирования Днепра советским войскам понадобится не менее месяца. Не дну же они пойдут!

Форсирование реки. Фото: photocolorization.net

Плавсредства тогда делались из всего что могло держаться на воде, от бревен и бочек до мешков с сеном. Кое-как залатанные дыры в старых лодчонках, которые скреплялись бревнами по типу катамаранов, казались просто флотилией. Температура воды была около 5С. По форсирующим велся шквальный огонь из минометов, пулеметов и всех видов стрелкового оружия. Потери советской армии были огромны – до 60% личного состава. Из отчаливших от берега, до вражеского, добиралось в лучшем случае, половина плавсредств и солдат. Река была красной от крови. После этого форсирования Днепра, на советских солдат просто дождь из наград посыпался. Больше, чем тогда (2438 человек), не было столько выдано званий Герой Советского Союза. Например, 519 полк имел тогда 2 таких героя в составе. После переправы их стало сразу 28.

Форсирование Одера в апреле 1945 года. Фото: pastvu.com

Сейчас, мы можем наблюдать еще одно противостояние на Днепре. Взятый ранее, в ходе военной спецоперации, под российский контроль город Херсон, стал «яблоком раздора», и река Днепр, протекающая примерно по середине, разделила стороны конфликта. Российская армия оставила правый берег Днепра, и соответственно ту сторону Херсона, и сосредоточилась на левом берегу. Уничтоженные ранее мосты не позволяют сейчас переправу войск что туда, что оттуда. Поэтому текущая ситуация может быть довольно затяжной, при определенных условиях. Причем, надеется на ледостав особо не стоит, поскольку лед на Днепре, обычно, не толстый, и тяжелую технику не выдержит.

В качестве примеров как надо предотвращать высадку противника и противодействовать форсированию, можно вспомнить переправу 13 мая 2022 года под Белогоровкой, через Северный Донец, когда по было уничтожено значительное количество бронетехники и живой силы, и переправа в итоге потерпела неудачу.

Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы