Бердская власть отказала Минобороны РФ «запускать» воздушный транспорт: Аэродром «Бердск-Центральный» разрушит планы по развитию города

Бердский аэродром давно окружен жилыми домами - частными и многоквартирными. Фото: Курьер.Среда

Военные просят муниципалов присвоить бердскому аэродрому зону «Воздушный транспорт», чтобы использовать его по прямому назначению. Чиновники и депутаты опасаются, что это запретит не только мусорную свалку, но и всякое строительство.

На ноябрьской сессии бердские депутаты отказались менять вид использования земельного участка, на котором расположен аэродром «Бердск-Центральный». Отклонить просьбу Минобороны РФ народных избранников попросили чиновники бердской мэрии. Они взяли время для того, чтобы выяснить, насколько помешает развитию города зона «Воздушный транспорт», если ее присвоят аэродромной территории.

Непредсказуемые последствия

Как ранее сообщал «Курьер.Среда», в администрацию Бердска с предложением внести изменения в правила землепользования и застройки - зоне «Режимная территория» (входит в категорию «Обеспечение обороны и безопасности») придать статус «Воздушный транспорт» - обратился и. о. начальника Сибирского управления имущественных отношений Минобороны России Алексей Усов. По его словам, с 2007 года экспериментальный аэродром в Бердске есть в списке аэродромов совместного базирования по решению правительства страны. А значит, его нужно использовать по прямому назначению — для воздушного транспорта.

Однако на обращение оборонного ведомства бердские власти пока решили не реагировать. Чиновники, в свою очередь, направили запрос, чтобы выяснить, какие последствия для города несет новый статус аэродромной земли. Но еще нет ответа, что и стало одной из причин отрицательного решения, принятого на сессии. Представители муниципальной власти опасаются, что с изменением вида использования земельного участка остановится строительство в южном направлении, где у Бердска остались еще свободные земли. А это негативно скажется на экономическом положении города.

Кроме того, на мусорной свалке, которую со скандалом пытаются построить в паре километров от аэродрома и вблизи бердского кладбища на территории Искитимского района, можно будет поставить крест. Вероятно, и это было поводом для отказа военным.

Депутаты на сессии в качестве доводов против изменения вида разрешенного использования земли аэродрома «Бердск-Центральный» ссылались на опасность самолетов и вертолетов для населения, а также на то, что пострадает генплан развития Бердска. Другие народные избранники в противовес приводили примеры расположения крупных воздушных гаваней рядом с высотной жилой застройкой, как в Новосибирске. И напоминали назначение бердского аэродрома — безопасность страны, подготовка курсантов и патриотическое воспитание.

Вместе с тем, бердские депутаты понимают, что от их мнения судьба аэродрома не зависит — не тот уровень. Но все-таки решили дождаться ответа из оборонного ведомства и снова вынести вопрос о новом статусе аэродрома на сессию.

Мусорной свалки рядом с аэродромом не будет

Депутат Елена Белова, выступавшая за присвоение земли «Бердска-Центрального» зоны «Воздушный транспорт», не видит «криминала» в том, что этот вопрос рассмотрят позже. Она уверена, что в этом случае полигон твердых бытовых отходов, против которого она борется уже 2,5 года, строить недалеко от аэродрома запретят. И найдут мусорной свалке новое место, о чем она пыталась от имени депутатского корпуса попросить региональные власти, сообщал «Курьер.Среда».

- Я призывала поддержать вид разрешенного использования нашего аэродрома. Но в администрации сказали, что до конца с этим не разобрались, что город может остановиться в своем развитии. Но по закону там должен быть вид «Воздушный транспорт». Это, конечно, напрямую связано с будущим полигоном ТКО, потому что мусорная свалка и аэродром не могут существовать рядом. Если примут «Воздушный транспорт», то свалки однозначно там не будет. Вопрос этот из повестки не убрали, но попросили депутатов не поддерживать его, пока не получили ответов. Возможно, отчасти опасения администрации оправданы. Ведь южное направление, за микрорайоном Раздольным, в генплане обозначено и среднеэтажным, и высотным строительством. Есть опасения, что строить будет нельзя. В принципе, нет ничего страшного в том, что вопрос о разрешенном использовании земли аэродрома не приняли. Подождем разъяснений и рассмотрим на другой сессии. В связи с ситуацией в стране, наверняка будут какие-то решения на самом высоком уровне, - прокомментировала «Курьер.Среда» Елена Белова.

Аэродром ограничивает стройку и полигоны ТКО

Отметим, что в конце октября 2022 года после многолетних противостояний с властью (в том числе судебных) наконец-то обозначили границы новосибирского аэродрома. Речь идет об аэропорте, находящемся в черте столицы Сибири (городской аэропорт «Северный» или аэродром «Гвардейский»). Сейчас он находится в ведении Росгвардии.

И вот в Единый госреестр недвижимости внесены сведения о границах приаэродромной территории «Гвардейского». В нее попали Новосибирск, Краснообск, Каменский, Криводановский, Кудряшовский, Новолуговской, Раздольненский, Станционный сельсоветы Новосибирского района, территории Коченевского, Колыванского и Мошковского районов, а также Мичуринский сельсовет (с центром в Агролесе) Искитимского района, граничащий с Бердском.

Приаэродромные зоны имеют особые условия использования и предназначены для обеспечения безопасности полетов воздушных судов, исключения негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Приаэродромная территория (ПАТ) состоит из семи подзон, в каждой из которых установлены определенные ограничения использования земли и объектов недвижимости. И последняя накрывает практически весь Новосибирск и пригородную территорию. В седьмой подзоне запрещено строить жилые дома, санатории, пансионаты, дома отдыха, школы, детсады, интернаты и больницы. То есть те здания, где постоянно находятся люди. Но запрет не распространяется на те объекты, которые возведены до установления границ ПАТ. Стоит отметить, что Агролес находится в 47 км от «Гвардейского» и практически в Бердске.

В первой и второй подзонах должны находиться только объекты, предназначенные для организации и обслуживания полетов, стоянки, взлета и посадки воздушных судов. Объекты по высоте ограничивает третья подзона. А в шестой нельзя размещать мусорные полигоны.

- В указанной подзоне (шестой — прим. ред.) запрещается размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц: зернохранилищ и предприятий по переработке зерна (элеваторы, мельницы), предприятий по переработке кормов открытого типа, звероводческих ферм, скотобоен, свинарников, коровников, птицеферм, свалок и любых объектов обращения с отходами, скотомогильников и др., - говорится в приложении к приказу генерал-полковника Виктора Стригунова, главнокомандующего нацгвардией, об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Гвардейский), подписанному 5 августа 2022 года.

«Бердск-Центральный» пока без границ

В 2017 году в Воздушный кодекс РФ приняты изменения. Они предусматривают обязательное согласование строительства на ПАТ с операторами аэродромов при условии положительного заключения Роспотребнадзора. Комиссия под председательством главы Новосибирской области Андрея Травникова 29 мая 2020 года выпустила аналогичные рекомендации: выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию при наличии согласования с уполномоченными органами (операторами аэродромов) и положительных экспертных заключений.

Высота зданий, в том числе индивидуальных жилых домов и других объектов капитального строительства, не влияет на обязательность согласований. Воздушный кодекс заставляет операторов аэродромов установить в течение года приаэродромные территории с обозначением семи подзон и четким указанием того, что и где нельзя строить. Но пока границы установил только один из четырех аэродромов Новосибирской области - «Гвардейский». Пока не определены ПАТ аэродрома совместного базирования государственной и гражданской авиации в Толмачево (Минобороны РФ), аэродрома «Бердск-Центральный» (Минпромторг РФ, СибНИИА им. Чаплыгина) и аэродрома экспериментальной авиации в Ельцовке (ПАО «Компания Сухой»).

Рано или поздно признанному правительством России бердскому аэродрому придется оформить приаэродромную зону, а муниципальным властям и застройщикам придется согласовывать свою деятельность на этой территории с военными.

Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы