Как Белоруссия готовится к войне с Украиной: что происходит на границе, объявили ли мобилизацию – последние заявления Александра Лукашенко

Александр Черный
Лукашенко пообещал ответить так, что «не только Европа задрожит». Фото: president.gov.by

Лукашенко будет уклоняться как можно дольше. Его лучшим аргументом против полного вступления в СВО будет то, что для Кремля небольшой военный импульс, обеспечиваемый белорусской армией, не будет стоить серьезного риска дестабилизации Беларуси, которая стала военным плацдармом для России.

Предсказывать действия России и Белоруссии было странной игрой, учитывая, какими были военные шаги их лидеров. Поэтому бесполезно спрашивать, может ли быть начато новое наступление на Киев со стороны Беларуси с участием армии страны, вопрос, поднятый недавним развертыванием тысяч российских войск в Беларуси, все более милитаристской риторикой Минска и слухами о скорой мобилизации в белорусской прессе.

Исходя из военного баланса и политических рисков, с которыми сталкивается оспариваемый белорусский лидер Александр Лукашенко в случае полного вступления Беларуси в военный конфликт, совместного российско-белорусского участия на Украине с севера, в обозримом будущем произойти не должно.

Региональная группировка сил — спящий институт Союзного государства, состоящий из России и Белоруссии, который должен быть мобилизован перед лицом военной угрозы двум странам, — существовала только на бумаге с момента ее создания Путиным и Лукашенко в начале 2000-х годов. По словам Лукашенко, ядро подразделения будет набрано из белорусских вооруженных сил, в то время как россияне будут выступать в качестве подкрепления.

Российские войска, техника и истребители МиГ-31 начали прибывать в Беларусь 15 октября. Министерство обороны Беларуси заявило, что рассчитывает получить до 9 тысяч российских военнослужащих.

В конечном счете, однако, невозможно сделать однозначные выводы, не зная, сколько войск и какую технику развернет Россия и где в Беларуси они будут размещены.

По оценкам военных экспертов, в мирное время Лукашенко может призвать до 10 тысяч контрактников, которые в первую очередь придут из рядов сил специальных операций. Даже если мобилизационная кампания увидит, что эта сила удвоится или утроится в размерах, она все равно будет слишком мала для проведения успешного наступления на севере Украины.

В Минобороны Беларуси заявили, что россияне привезут с собой 170 танков и 200 боевых машин пехоты, хотя визуального подтверждения этому пока нет. Какие кадры действительно существуют, показывают транспортировку десятков советских танков Т-72 из Беларуси в Россию, пунктом их назначения, как сообщается, является Донбасс: еще один признак того, что возобновление наступления на Киев с севера не планируется, потому что зачем истощать арсенал вашего единственного союзника, если он планирует нападение?

С весны поводов для полноценного вступления Лукашенко в СВО стало еще меньше, а риски этого нисколько не уменьшились. Первый и самый очевидный риск – это перспектива разгрома наиболее боеспособных сил Беларуси, что сулит Лукашенко плохое, учитывая, как исторически жили автократы после военного поражения и тот факт, что он уже пережил свой пик популярности.

Во-вторых, среди белорусов сохраняется консенсус, что белорусская армия не должна принимать участие в конфликте России и Украины. Таким образом, белорусские военнослужащие вряд ли будут мотивированы. Их российские коллеги борются за идеи, которые широко распространены в их собственном обществе, в то время как белорусам пришлось бы умереть за совершенно чуждые идеалы. В таких обстоятельствах уклонение от призыва и дезертирство, несомненно, будут распространены.

В свете связанных с этим рисков можно ожидать, что Лукашенко будет уклоняться как можно дольше. Его лучшим аргументом против полного вступления в СВО будет то, что для Кремля небольшой военный импульс, обеспечиваемый белорусской армией, не будет стоить серьезного риска дестабилизации Беларуси, которая стала военным плацдармом для России.

Практически полная зависимость от финансирования Россией, не мешает Александру Лукашенко, по привычке грозно хмурить брови и грозить всему миру. Так, в интервью для российкого Первого канала, он заявил о последствиях предполагаемого им нападения НАТО: «Мы ответим так, что не только Европа задрожит. Не только мы  по договоренностям с Россией, это наша совместная группировка вооруженных сил».

Добавьте новости «Курьер.Среда» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы