Издание The Calvert Journal, выходящее на английском языке и посвященное современной культуре России, Восточной Европы и Средней Азии, включило Чуйский тракт в пятерку красивейших трасс на пространстве стран бывшего «Восточного блока».
«Начинаясь от Новосибирска, Чуйский тракт простирается почти на 1000 километров до границы с Монголией, он проходит через степь и затем пересекает самые живописные места Алтая», – говорится в статье.
Российский Алтай, который состоит из Алтайского края и Республики Алтай, может похвастаться горным массивом, который несправедливо менее известен, чем горы Кавказа и Урала, считает издание.
Горные холмы, по сути, начинаются лишь в Республике Алтай и далее, на протяжении 500 километров, ландшафты стремительно меняются, позволяя путешественникам любоваться скалистыми вершинами, ущельями горных рек и даже пустынями.
Путников предупреждают, что запастись всем необходимым следует в Горно-Алтайске, поскольку дальше, вплоть до границы, крупных населенных пунктов на пути не попадется. Отсюда же, пишут авторы, начинается территория алтайского народа с его традициями, обычаями и культурой.
«Путешественники при желании могут свернуть с Чуйского тракта, чтобы посетить такие места, как Чемал с монастырем на острове Патмос или Сайлюгемский национальный парк, созданный для охраны таких исчезающих животных, как снежный барс и алтайский горный баран», – сказано в публикации.
В топ-5 красивейших дорог бывшего социалистического лагеря, по версии издания, также попали Трансфэгэрашское шоссе – горное шоссе в Карпатах, соединяющее Валахию и Трансильванию в Румынии и проходящее через горный массив Фэгэраш, трасса, проходящая по побережью Далмации и соединяющая Хорватию и Черногорию, Военно-Грузинская дорога — дорога через Главный Кавказский хребет, соединяющая города Владикавказ и Тбилиси, а также Памирский тракт, связывающий Киргизию и Таджикистан.
В 2016 году Чуйский тракт вошел в пятерку красивейших дорог мира по версии National Geographic. Тогда издание сравнило поездку по Чуйскому тракту с пересечением всей России — настолько колоритна эта трасса.
Эта старинная дорога — первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту — все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево — попадешь к Телецкому озеру, направо — к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо — взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов.
Чуйский тракт был построен в 30-х годах преимущественно силами заключенных ГУЛАГа по приказу Иосифа Сталина, пишет издание. Это был один из наиболее охраняемых секретов Сибири, впоследствии ставший самой потрясающей асфальтированной дорогой в регионе. Беря начало в Новосибирской области, Чуйский тракт простирается на тысячу километров до самой границы с Монголией. Минуя довольно унылую степь, дорога оказывается в поражающих своей красотой местах Алтая. На протяжении около 500 километров путешественники могут наблюдать захватывающие дух виды: скалистые вершины, лесные массивы и речные ущелья.